Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ( на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенные в работе исследования и обобщения наиболее определяющих теорий и концепций предоставили возможность уточнить сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность организации».

Итак, обобщая можно сделать вывод, что конкуренция – это совокупность объективных отношений, прежде всего экономических, между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, носящими динамический характер постоянного соперничества товаропроизводителей за приверженность потребителей на основе определенных преимуществ своей продукции (услуг). Под конкурентоспособностью продукции (работ, услуг) понимают возможность продукции (работ, услуг) быть выделенными покупателями из других аналогичных групп, которые предлагаются организациими конкурентами, благодаря более высоким потребительским свойствам и экономическим параметрам, более низким ценам на их приобретение и более низким расходам на их потребление.

1.2. Условия обеспечения конкурентоспособности продукции с учетом ориентации на устойчивое развитие

На основе проведенного анализа научных публикаций установлено, что авторы выделяют четыре типа субъектов, дающих оценку конкурентоспособности различных объектов: потребители, производители, инвесторы, государство.

Оценивая конкурентоспособность продукции потребитель учитывает свои потребности и степень их удовлетворения этим товаром. Рациональный потребитель, имея определенные ограниченные возможности (финансовые, временные и т. п.), старается максимизировать полезность от потребления продукции.

Для производителя главным критерием оценки товара является сумма прибыли, которую он получит от реализации его(товара) реализации. При оценке конкурентоспособности организации производитель рассматривает его как своего конкурента, и наибольшее значение имеет соотношение цены и качества продукции, соответствие различным нормам и стандартам. Отрасль производителем оценивается с точки зрения конкурентных условий функционирования в отрасли и своей позиции на рынке.

Государство оценивает конкурентоспособность товара не только с экономической точки зрения, она учитывает и социальную значимость товара для страны. Если отечественный товар является социально значимым, но он стоит значительно дороже импортного, государство может повлиять на эту ситуацию, предоставив или субсидии и дотации отечественному производителю, или применив квоты и таможенные барьеры к зарубежных поставщиков[6].


Для определения конкурентоспособности продукции необходимо знать[7]:

- конкретные требования будущих потребителей к товару, который предлагают на рынке;

- ожидаемый уровень спроса на продукцию и его возможные изменения;

- оценка потенциального уровня рыночной цены товара;

- конкурентная среда на рынке соответствующих товаров;

- основные характеристики товара главных конкурентов;

- наиболее перспективные рынки для соответствующего товара и этапы закрепление на них;

- срок окупаемости совокупных расходов проекта, связанных с проектированием, продуцированием и продвижением на рынок нового товара.

С целью точной оценки и комплексного исследования конкурентоспособности продукции следует различать параметры конкурентоспособности товара и его показатели конкурентоспособности.

Параметры конкурентоспособности – это, в основном, количественные характеристики свойств товара, которые при оценке конкурентоспособности последнего принимают во внимание его отраслевые особенности.

Условием высокой конкурентоспособности продукции является наличие комплекса определенных параметров товара, выступающих его количественными характеристиками, и учитывают особенности определения конкурентоспособности оцениваемого товара. К подбору таких параметров нужно подходить очень внимательно, поскольку существует много аспектов, которые влияют на их выбор. Оценивая параметры конкурентоспособности продукции, необходимо учитывать группу, которую они представляют, рыночную среду и взаимодействие продавца и покупателя, поскольку значение одного и того же параметра может удовлетворять потребителя и не устраивать товаропроизводителя, и наоборот[8].

Рисунок 1-Параметры конкурентоспособности продукции

Технические и нормативные параметры в своей совокупности характеризуют качество товара, ее экологичность и безопасность.

Технические параметры определяют технические и физические характеристики при потреблении или эксплуатации. Среди технических параметров выделяют эргономичные, эстетичные, и параметры назначения. Эргономичные свойства товара характеризуют степень удобства его потребления или использование человеком в различных аспектах (физических, психологических, антропометрических). Эстетические параметры характеризуют оригинальность дизайна продукции (форма, композиция, внешний вид). Параметры назначения отражают направление использования товара и описывают функции, которые он выполняет. Они отражают полезный эффект от потребления или эксплуатации продукции в конкретных условиях.


Среди параметров назначения выделяют классификационные, конструктивные и параметры технической эффективности. В классификационных параметрах описывается выбор сферы применения продукции. Данная группа параметров позволяет технические экономические нормативные отнести оцениваемый товар к группе аналогичной продукции. Эти параметры выступают базой для следующих этапов анализа, но в расчетах не учитываются. К конструктивным параметрам относят размер, массу, структуру, конструкцию товара, его параметры и тому подобное. Эти параметры проявляются в конструкторских и проектных решениях. Параметры технической эффективности определяют, насколько современными являются технические характеристики продукции и отвечают свойства товара современным требованиям и научно-техническом прогресса.

Экономические параметры учитывают экономические издержки связанные с производством, потреблением, уничтожением продукции. В одноразовые расходы включаются цена продукции, расходы на транспортировку, настройку и пробный запуск. Текущие расходы – это цена потребления продукции, которая включает в себя расходы на обслуживание, источники энергии, вспомогательные материалы, ремонт, запчасти и т. д.

К нормативным параметрам относятся параметры безопасности, патентной чистоты и экологичности. В параметрах безопасности и экологичности находятся свое отражение требования к продукции в соответствии с действующими национальными и международных стандартов, законов и нормативных актов, технических регламентов, результатами сертификации продукции. Нарушение хотя бы одного из требований может привести к негативным последствиям, и товар с такими нарушением представлять на рынке нельзя. Оценка патентной чистоты означает степень внедрения в продукции технических решений, не попадающих под действие введенных в стране патентов, где запланирован сбыт. В случае наличия в продукции составных частей или решений, не имеющих патентной чистоты, дальнейший анализ конкурентоспособности можно будет провести только после разработки и оценка мероприятий, направленных на обеспечение такой патентной чистоты[9].

Показатели конкурентоспособности – это совокупность критериев для количественной оценки уровня конкурентоспособности продукции, основой которых является параметры конкурентоспособности[10].

Эти показатели важны при комплексной оценке характеристик продукции, и определение ее уровня конкурентоспособности. При правильной оценке снижаются риски, связанные с деятельностью организации на новом рынка, но между тем несоответствие реальным характеристикам продукта может вызвать снижение эффективности деятельности организации. Поэтому стоит уделить больше внимания тому, чтобы показатель конкурентоспособности продукции учитывал как можно больше факторов и объективно определял их влияние на конкурентоспособность товара.


Основную информацию о конкурентоспособности товара составляют три основные группы показателей (рис. 4).

Рисунок 2- Показатели конкурентоспособности продукции

После того, как были выбраны показатели для сравнения, можно проводить оценку конкурентоспособности продукции. Одним из важных этапов деятельности организации в процессе создания и производства товара, который должен удовлетворять потребности потребителей, оценка конкурентоспособности. Оценка

Конкурентоспособность продукции – это сравнение возможностей продукции удовлетворять потребности определенного рынка в определенный период, относительно аналогичных возможностей товаров конкурентов на этом же рынке в это же время.

Оценка конкурентоспособности продукции может осуществляться различными методами. Выбор конкретного метода оценки конкурентоспособности зависит от ряда факторов(специфика продукта, срочность определения уровня конкурентоспособности, объемы доступной достоверной информации).

С целью повышения конкурентоспособности организации необходимо правильно и эффективно ею(конкурентоспособностью) управлять. Существует много различных подходов к управлению конкурентоспособностью, одним из таких является системно-процессный подход.

Эффективное управление конкурентоспособностью организации возможно за условия формирования целостной, многофункциональной и многокомпонентной системы, состоящей из комплекса блоков, взаимосвязанных между собой. Эта система будет иметь восемь программно-целевых комплексных блоков, в которых прописаны необходимые мероприятия организационного, экономического и технико-технологического характера. При этом все блоки взаимосвязаны и взаимосвязаны между собой. Именно целостность данной системы является необходимым условием эффективной реализации управленческих решений в определенной сфере деятельности. Вся совокупность блоков системы создана с целью решения проблемы повышения конкурентоспособности организации, что в свою очередь обеспечит устойчивый развитие организации, а также усиление его позиции и на внутреннем, и на мировом рынках. В свою очередь и внутренние, и внешние факторы оказывают ощутимый влияние на каждый из элементов системы управления конкурентоспособностью, которые представленные ниже в виде отдельных блоков.

Первый блок – выбор конкурентной стратегии организации, то есть определение таких стратегий конкурентного поведения организации, которые обеспечили ему финансовую устойчивость и получения конкурентных преимуществ.


Второй блок – достижение синергетического эффекта в системе управления конкурентоспособностью организации благодаря применению системного подхода к трансформации его организационной структуры организации, в результате чего будет повышена эффективность его функций менеджмента и маркетинга.

Третий блок – реформирование системы управления персоналом, прежде всего в части его мотивации, в частности: реорганизация системы обучения и переподготовки кадров, совершенствование механизма мотивации, создание условий для творческого труда, поощрения работников к участию в принятии управленческих решений, а также повышение объективности оценки результатов труда.

Четвертый блок – комплексный подход к повышению качества и конкурентоспособности продукции через введение на производстве новой системы контроля качества, стандартизации продукции в соответствии с европейскими и мировых требований, ведение активной инновационной и инвестиционной деятельности, обновления и модернизации оборудования организации, внедрение новой, конкурентоспособной техники, внедрение эффективной политики внешнеэкономической деятельности, установление взаимовыгодных партнерских отношений с зарубежными организациими.

Пятый блок-предусматривает усовершенствование методов планирования и анализа себестоимости продукции через внедрение эффективной системы управления расходами. Развитие указанной системы в свою очередь требует воплощения системного подхода к диверсификации и планированию производства, то есть разработку операционных, среднесрочных и долгосрочных планов деятельности организации в ее различных аспектах с учетом тенденций изменений конъюнктуры рынка.

Шестой блок – реорганизация системы учета и анализа деятельности организации с использованием прогрессивных методов, применяемых в мировой практике, овладение и внедрение управленческого учета в систему управления, контроля за ведением учета расходов, использования автоматизированных систем для улучшения качества и скорости подготовки учетной информации, планирование затрат на запланированное производство.

Седьмой блок – совершенствование финансового менеджмента организации, включает в себя разработку и реализацию финансовой политики с целью повышения его конкурентоспособности. Расширение возможностей управления предприятием с использованием инноваций в информационном обеспечении. Это позволит более эффективно планировать финансы, контролировать движение средств внутри организации и принимать обоснованные управленческие решения относительно потоков финансовых ресурсов.