Файл: Повышение производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников (Общая характеристика компании).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие мотивации и ее принципы
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ГУП «ФАРМАЦИЯ» И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Анализ системы управления мотивацией персонала в ГУП «Фармация»
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Приведенные подходы к классификации методов мотивирования являются классическими. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования. Более того, в практике применения методов чаще всего речь идет о системном подходе и формировании т.н. системы мотивации.
Система мотивации персонала (система вознаграждений) включает в себя все, что наемный работник может ценить и желать и что работодатель в состоянии или желает предложить в обмен на вклад наемного работника в выполнение организацией ее миссии, - так определяет систему вознаграждений автор классического труда «Компенсационный менеджмент» Р.И. Хендерсон .
Важнейшими признаками системы мотивации персонала являются то, что она определяется целями бизнеса организации и задачами, которые перед компанией стоят, а также ее взаимосвязю с другими системами, определяющими функционирование организации - системой финансового планирования и учета, системой продаж и др.
В системе мотивации персонала в организации выделяют компенсационные и некомпенсационные компоненты, влияющие на повышение мотивации сотрудников. В подсистему компенсаций входят все вознаграждения, которые можно классифицировать как монетарную и натуральную оплату. К монетарной оплате относят все денежные и эквивалентные денежным (например, чеки, кредитные карты) формы оплаты. Натуральная оплата - это товары и услуги, которые используют вместо денег. Все иные вознаграждения образуют некомпенсационную систему.
К измерениям компенсационной системы Р.И. Хендерсон относит: плату за работу и производительность; продолжение выплат при нетрудоспособности; отсроченный доход, охрану здоровья от несчастного случая и пр.; плату за нерабочее время, продолжение выплат при утрате работы; продолжение выплат на супруга (семью); оплата, эквивалентная доходу;
К измерениям некомпенсационной системы относятся: повышение чувства собственного достоинства и удовлетворения от работы; улучшении физического здоровья, интеллектуальный рост и эмоциональное совершенствование; поощрение конструктивных социальных взаимосвязей с коллегами по работе; конструирование заданий, требующих адекватного внимания и усилий; предоставление достаточных ресурсов для выполнения порученных работ; гарантия достаточности контроля задания с целью удовлетворения личных запросов; предложение поддерживающего лидерства и менеджмента.
Основные этапы внедрения системы мотивации персонала в организации отражены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Основные этапы внедрения системы мотивации персонала в организации
На практике целесообразно внедрять составляющие системы мотивации персонала последовательно, а не все сразу. Поскольку мотивационный аспект является одним из самых значимых для сотрудников компании, его изменения всегда являются для них стрессом и требуют системной работы по разъяснению механизмов действия новой системы оплаты и нематериальной мотивации.
Повышение мотивации сотрудников является одной из самых сложных задач менеджмента компании. Поэтому внедрение системы мотивации персонала организации - это сложный и длительный проект, требующий существенных временных и финансовых вложений. Результатом внедрения системы мотивации персонала, поддерживающей достижение целей бизнеса, является существенный рост финансовых показателей компании (выручка, прибыль), выход на новый уровень клиентов, а также качественное изменение персонала организации.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ГУП «ФАРМАЦИЯ» И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Общая характеристика компании
Государственное унитарное предприятие «Фармация» Республики Алтай расположено в г. Горно-Алтайске по ул. Э.Палкина, д.10. Организационно-правовая форма – Государственное унитарное предприятие. Это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом организации, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие создано для обеспечения населения Республики Алтай продукцией медицинского назначения, лекарственными средствами, а также сопутствующими товарами медицинского назначения.
Основные задачи ГУП «Фармация» Республики Алтай:
- закупка, хранение и реализация медикаментов и изделий медицинского назначения.
- сотрудничество с лечебными учреждениями, помощь в поставке ГУП «Фармация» Республики Алтай.
- изготовление собственных лекарственных форм, их контроль и реализация.
- обслуживание льготных рецептов по федеральной и региональной программе, а так же рецептов выписанных на лиц с высоко затратными нозологиями.
Одним из лидеров фармацевтической отрасли нашего города является унитарное предприятие «Фармация», которое обеспечивает лекарственными препаратами население. Поэтому масштаб деятельности организации достаточно велик для нашего региона. Организация действует в основном в пределах Республики Алтай.
В таблице 4 представлен анализ обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Фармация» РА за период 2016-2018 гг.
Таблица 4 – Анализ обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Фармация» РА за период 2016-2018 гг.
Показатель |
Фактические данные |
Изменение (+,-) |
|||||
Абсолютное |
Относительное |
||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017г. к 2013 г. |
2018 г. к 2014 г. |
2017г. к 2013 г. |
2018 г. к 2014 г. |
|
Доходы (выручка от реализации), тыс. руб. |
141970 |
94589 |
149643 |
-47381 |
55054 |
66,70 |
158,20 |
Расходы, тыс. руб. |
43174 |
48706 |
65370 |
5532 |
16664 |
112,80 |
134,20 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
90860 |
58645 |
88289 |
-32215 |
29644 |
64,54 |
150,55 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
17582 |
15417 |
22206 |
-2165 |
6789 |
87,70 |
144,00 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
9083 |
11388 |
12857 |
2305 |
1469 |
125,40 |
112,90 |
Рентабельность, % |
12,38 |
16,3 |
14,84 |
3,92 |
-1,46 |
131,6 |
91 |
Среднесписочная численность, чел. |
21 |
23 |
25 |
2 |
2 |
109,52 |
108,70 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
4536 |
5359 |
5875 |
823 |
516 |
118,14 |
109,63 |
Среднегодовая зарплата одного работника, тыс. руб. |
216 |
233 |
235 |
17 |
2 |
107,87 |
100,86 |
На основе таблицы 1 можно сделать вывод, что доходы Унитарного предприятия снизились в 2017 г. по отношению к 2016 г. на 33,3%, или на 47381тыс. руб., в 2018 г. по отношению к 2017 г. этот показатель увеличился на 58,2%, что в стоимостном выражении составило 55054 тыс. руб. Данная динамика обусловлена тем, что в 2017 году предприятие понесло дополнительные затраты на рекламную кампанию, что в 2018 году дало положительный эффект, и тем самым произошло увеличение доходов.
В 2018 году предприятие продолжало увеличивать затраты на продвижение товара и услуг и совершенствование деятельности компании, и поэтому они возросли по сравнению с 2017 годом на 34,2% или 16664 тыс. руб.
Тенденцию к увеличению имеет и чистая прибыль организации. В 2017 году по сравнению 2016 этот показатель увеличился на 25,4%, в 2018 - на 12,9%, что в стоимостном выражении составило 2305 и 1469 тыс. руб.
За анализируемый период численность работников по организации «Фармация» с каждым годом увеличивается. В 2017 году по сравнению с 2016 годом численность персонала возросла на 9,5%, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом увеличение произошло на 8,7%. Такая динамика говорит о том, что с каждым годом происходит расширение реализуемого товара и оказываемых услуг, а также открытие новых аптек и привлечение большего числа покупателей.
Ежегодно увеличивается фонд оплаты труда, что свидетельствует об увеличении количества работников. Так, в 2017 г. по отношению к 2016 г. он вырос на 18,14%, в 2018 г. по отношению к 2017 г. на 9,63%, что в стоимостном выражении составило 823 тыс.руб. и 516 тыс.руб. соответственно.
Тенденция к увеличению так же имеет показатель среднегодовой заработной платы одного работника. Так, в 2017 году по сравнению с 2016 увеличение данного показателя произошло на 7,9%, что составило 17 тыс. руб., а в 2018 году – на 0,9% , что составило 2 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что у работников предприятия с каждым годом увеличивается объем работы, но в тоже время увеличиваются и суммы премий и надбавок.
Организационная структура Унитарного предприятия спроектирована исходя из стратегических целей и миссии организации, направленных на удовлетворение потребностей всех категорий клиентов. Предприятие имеет линейно-функциональную структуру управления и состоит из следующих элементов: - директор; - заведующий производственным отделом; - заведующие аптекой; - заведующий аптечным складом; - специалист по торгам; - провизоры и фармацевты;- главный бухгалтер; - отдел кадров; - водитель (рисунок 7).
Рисунок 7 - Организационная структура ГУП «Фармация»
Преимущества линейно-функциональной структуры управления предприятия:
- быстрая реакция исполнительных подразделений предприятия на прямые указания вышестоящих;
- создает реальные условия для единоначалия, обеспечивая единство распоряжения в системе управления и ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач.
Недостатки линейно-функциональной структуры управления - высокие требования к управляющему филиала, который должен быть всесторонне подготовлен; усложнение согласованности действий функциональных подразделений; структура не обладает гибкостью, так как функционирует на основе множества принципов и правил.
Анализируя должностные инструкции персонала ГУП «Фармация», стоит отметить, что обязанности четко распределены между всеми элементами организационной структуры. Данная линейно-функциональная организационная структура анализируемого предприятия обеспечивает оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью ГУП «Фармация», а так же практически исключает невыполнение поручений высшего руководства.
2.2 Анализ системы управления мотивацией персонала в ГУП «Фармация»
Мотивация сотрудников занимает одно из главнейших мест в управлении персоналом, ибо она выступает естественной причиной его поведения. Она позволяет в полной мере осуществлять индивидуальный подход к персоналу и реализовывать личностный потенциал, как руководителя, так и всех остальных сотрудников для достижения текущих и стратегических целей организации.
Персонал представляет собой штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется, прежде всего, численностью, структурой, рассматриваемыми как в статистике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью.
Работа фармацевтической организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор (подбор) кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации
На предприятии разработана специальная программа адаптации и обучения новых сотрудников, действует система наставничества: опытный сотрудник помогает молодому специалисту ориентироваться в ассортименте аптеки, работать с покупателями, выстраивать отношения с коллегами.