Файл: Государственная социальная помощь (Размер социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 785

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная помощь в связи с безработицей. Одной из гарантий поддержки безработных является материальная помощь по безработице. Сумма выплат представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Пособие по безработице [33]

Пособие по безработице

Минимальная величина, руб.

Максимальная величина, руб.

2017 год

850

4900

2018 год

850

4900

Единовременное материальная помощь вынужденным переселенцам. Порядок выплаты разовой денежной материальной помощи лицу, которое получило свидетельство о признании его вынужденным переселенцем. Сумма выплат представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Единовременное пособие вынужденным переселенцам и беженцам [33]

Единовременное пособие вынужденным переселенцам и беженцам

для лица, который получил свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста

100 рублей

для малоимущих лиц (одиноких пенсионеров, одиноких инвалидов, семей, которые состоят только из пенсионеров и/или инвалидов, одинокого родителя (заменяющего его лица) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семьи с 3 и более детьми в возрасте до 18 лет)

150 рублей

Ежемесячные социальные выплаты гражданам старшего поколения. Сумма выплат представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Ежемесячные социальные выплаты гражданам старшего поколения [33]

Ежемесячные социальные выплаты гражданам старшего поколения

Ежемесячная компенсирующая выплата инвалидам с раннего возраста вследствие ранения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

1000 руб.

2000 руб.

2 раза

Ежемесячная компенсирующая выплата женщинам — инвалидам Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов и женщинам — участницам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

1000 руб.

2000 руб.

2 раза

Ежемесячная компенсирующая выплата одному из родителей погибших (умерших) героев Советского Союза, героев России

8000 руб.

15000 руб.

88%

Дополнительное пожизненное ежемесячное материальное предоставление лицам пенсионного возраста, награжденным звания «Почетный гражданин города Москвы»

15000 руб.

50000 руб.

3 раза


Материальная помощь на погребение. На территории РФ каждому человеку после его смерти обеспечивается погребение в соответствии с его волеизъявлением, обеспечение бесплатным участком земли для захоронения тела либо праха согласно законодательству.

Современная концепция социальной защиты физических лиц распространяется на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальные гарантии предполагают под собой систему долгосрочного действия, которые предусмотрены законом обязательства государства, нацеленные на осуществления граждан своих конституционных прав. Базой для социальных гарантий государства считаются минимальные социальные стандарты, то есть нормы, которые отражают нужды человека в материальных благах и услугах и обеспечивают соответствующий уровень их потребления.

2.2. Периоды оказания государственной социальной помощи

Субсидия выплачивается заявителю каждый месяц. При этом выплаты проводятся в течение полугода. По окончании шести месяцев необходимо подать новый пакет документов, и субсидирование продолжится. Возможно, у вас изменятся какие-то показатели и понадобятся дополнительные документы. Все бумаги должны быть поданы в течение 10 дней с тех пор, как закончился срок субсидирования.

Предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам с невысоким доходом является одним из основных направлений социальной защиты населения в ходе реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства России. Данный механизм был введен в действие законом Российской Федерации «Об основах Федеральной жилищной политики», затем закономерно вошел и в Жилищный кодекс РФ.

Обострение проблемы социальной защиты в России связано также и с тем, что большая часть населения страны проживает именно в старых, требующих повышенных расходов на содержание домах. Тарифы на техническое обслуживание и ремонт таких домов неизбежно получаются выше, чем новых, построенных для высокодоходных категорий граждан. Низкодоходные категории не просто не защищены, они оказываются в проигрышной ситуации, и вынуждены платить заведомо больше. При этом не следует забывать, что Жилищный кодекс РФ позволяет выселить задерживающего на полгода оплату коммунальных услуг квартиросъемщика социального жилья в менее комфортные условия, обеспечив его жильем из расчета шесть квадратных метров на одного проживающего.


Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи в действующем законодательстве обязательно должен предусматриваться механизм обеспечения доступности для потребителей (вне зависимости от их дохода) товаров и услуг организаций коммунального комплекса – то есть услуг, жизненно необходимых человеку для минимально комфортного проживания в жилом помещении. Кроме того, в социальном государстве доступной должна быть и цена самого жилья, а на начальном этапе - хотя бы цена проживания. Такая доступность организуется путем предоставления субсидий и компенсаций отдельным категориям граждан. Понятие «умеренность цены», конечно же, субьективно, но из него следует как минимум отсутствие существенных трат у потребителя, приобретающего соответствующие товары или услуги.

Таким образом, предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан РФ с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни. Понятие «субсидия» существенно отличается от понятия «льгота». Льготы – это существовавший исторически механизм товарного и финансового обеспечения элиты общества, постепенно превращенный в инструмент поддержки и других слоев. Субсидии изначально ориентированы на поддержку именно бедных – они предоставляются всем тем, у кого денежный доход невелик, вне зависимости от вхождения в ту или иную «категорию». В экономическом смысле субсидии являются более эффективным и адресным механизмом, инструментом «нового поколения».

Социальная роль субсидии заключается в реальной помощи семьям с низкими доходами в преодолении социальных последствий удорожания жилищно-коммунальных услуг. Государство распоряжается бюджетными средствами, передавая их семьям с низкими доходами. Эффективность работы программы субсидий подразумевает перечисление дополнительных средств максимальному числу семей, имеющих низкие доходы и нуждающихся в поддержке, при недопущении выделения субсидии тем, кому под силу оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме.

Субсидии представляют собой систему социальной защиты населения, которая позволяет поддерживать достаточно высокий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и снизить уровень бюджетных ассигнований на содержание и ремонт жилья и оплату коммунальных услуг. Активная реализация Программы жилищных субсидий, доступность и эффективность такого рода социальной поддержки для нуждающихся семей являются сильнейшим стабилизирующим фактором в условиях экономической нестабильности.


Переход к действующему механизму предоставления субсидий в России произошел в 2005 году. За это время у органов предоставления субсидий, экспертов и юристов накопился достаточный опыт и понимание того, как возможно повышать в дальнейшем эффективность их предоставления.

1. Новые категории для компенсационных выплат. Прежде всего, учитывая положения ст. 160 Жилищного кодекса РФ, целесообразно действующую систему жилищных субсидий дополнить системой компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан. Такие компенсации должны предоставляться не по критерию нуждаемости, а по критерию принадлежности к той или иной социальной группе с небольшими доходами: семьям пенсионеров по старости и (или) неработающих инвалидов; семьям с детьми, прежде всего одиноким родителям и детям; семьям с детьми-инвалидами, и т.д.

Размер предоставляемой компенсации не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшенных на размер предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По нормам Жилищного кодекса, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете жилищных субсидий.

2. Региональные экспертные комиссии. Цель создания таких комиссий - разработка единых методических подходов к решению сложных вопросов, возникающих на практике при определении прав граждан на субсидию, расчете совокупного дохода семьи и самой субсидии и т.д. В задачи таких комиссий должно войти распространение положительного опыта работы отделов и центров жилищных субсидий, участие в методических и учебных семинарах, проведение конференций и совещаний. Также эти комиссии могут рассматривать методически важные и особенно сложные случаи. Этот орган не является органом власти, поэтому его рекомендации не относятся к нормативным правовым документам, но они могут быть важной подсказкой для принимающих решения муниципальных органов.

3. Активное использование муниципальных стандартов. При предоставлении субсидии в качестве регулируемых параметров при расчете размера выплаты выступают величины государственных стандартов: это тот уровень цены жилья и коммунальных услуг, который принимается за доступный. При расчете выплаты гражданину принимается не его фактический платеж – а реальный уровень цен в регионе. Жилищный кодекс позволяет каждому органу местного самоуправления увеличить число получателей субсидий - приняв свои, муниципальные стандарты.


Если органы местного самоуправления применяют местные стандарты, то финансирование возникающих в связи с этим дополнительных расходов на предоставление субсидий должно осуществляться за счет средств местного бюджета. В этом случае размер дополнительных расходов местного бюджета будет определяться как разница между расходами на предоставление субсидий, рассчитанными по разным стандартам.

Этот механизм практически не работает – муниципалитеты в основном вообще не знают о его существовании. Те, которым такая возможность известна – экономят местный бюджет, так как именно на него и лягут все дополнительные расходы.

4. Получатели ренты и безвозмездные пользователи. Не могут получить субсидию и граждане, проживающие по договору безвозмездного пользования, а также получатели пожизненной ренты. Встречаются граждане, которые проживают бесплатно, но при этом полностью оплачивают коммунальные услуги. Лишение их субсидий выглядит необоснованным.

То же самое и с пожизненной рентой. Получатель пожизненной ренты перестает быть собственником жилого помещения. Он передает свое помещение взамен на ренту новому хозяину - рентодателю. Но в случае, если такая рента не предусматривает полного пожизненного содержания, то получается, что гражданин-рентодатель по-прежнему вынужден сам себя содержать. Это значит, что сам он оплачивает и коммунальные услуги, и лишать его субсидии никак нельзя.

5. Субсидия не должна быть механизмом наказания. Субсидия – помощь пенсионерам, помогающая своевременно оплачивать коммунальные услуги. Если есть задолженность за квартплату сроком выше двух месяцев, то человек лишается государственной поддержки. Но орган субсидий не знает, действительно ли человек должник, и не может это проверить. Он оперирует лишь предоставленными управляющей организацией сведениями. Поэтому руководство ТСЖ или ЖСК формирует ложную задолженность, чтобы наказать различных людей с активной жизненной позицией («правдоискателей»). Как правило, это пожилые люди, которые приходят в орган субсидий и приносят с собой аккуратно оплаченные квитанции. Но правила таковы, что при наличии сведений от управляющей организации о долге орган не может рассудить спор и не может проверить, есть ли долг. Судебная практика в этом случае считает неполученную по вине управляющей организации субсидию ущербом гражданина – то есть возмещает ее именно управляющая организация, а не государственный орган. Представляется целесообразным несудебный механизм разрешения такого спора (только в целях предоставления субсидии), например, через органы жилищной инспекции.