Файл: Государственная социальная помощь (Размер социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 881

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При действующей системе субсидий, повышать тарифы в дальнейшем не будет иметь смысла. Всю объявленную сумму повышения будет покрывать само же государство с помощью субсидий. Большинство семей со среднестатистическими зарплатами уже и так имеют право на субсидию, поэтому как бы ни повышали тарифы, бюджет не получит дополнительных доходов. Если потребитель знает, что он всегда платит только 10% от своих доходов, то для него стимула в экономии нет. У людей в этом случае не возникает желание заниматься энергосбережением – к примеру, ставить энергосберегающие лампочки, чинить протечки или утеплять окна. Эффект может быть прямо противоположный тому, на который рассчитывает правительство, – потребление услуг будет расти.

Вырастет количество сотрудников органов субсидий. Каждое повышение тарифа приведет к новым семьям, которые войдут в число имеющих право на помощь. Чтобы обработать эти документы, необходимо будет создавать новые рабочие места. Выходом могло бы стать использование схем автоматизации на основе блокчейн-технологий, когда гибкая система так называемых смарт-правил позволит без труда масштабировать систему. Однако, в настоящий момент блокчейн-технологии, успешно работая в зарубежных странах в органах управления, только апробируются в нашей стране [19, с. 8; 24, с. 258].

Система субсидий заново может ввести доходы и налоги в тень. Потребители сознательно будут скрывать свои доходы, чтобы претендовать на субсидию и существенно экономить на коммунальных платежах.

Однако, система субсидий позволяет решить сразу два важных вопроса государственного управления: граждане учатся тщательно учитывать свои расходы и доходы, а местные органы власти проходят тест на профессионализм и качество работы.

3. Порядок получения и отказа от государственной социальной помощи

3.1. Получатели государственной социальной помощи

В настоящее время современное российское общество переживает трудный период, он характеризуется политической и экономической нестабильностью в стране, ростом цен, инфляцией, безработицей, появлением бедности, нищеты населения. На таком неблагоприятном фоне возрастает число малообеспеченных семей, чей средний доход оказывается ниже минимального прожиточного уровня, установленного законодательством и региональными представительствами. Такие семьи являются экономически и социально незащищенными и нуждаются в социальной поддержке со стороны государства.


По Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» семьи, которые официально подтвердили статус «малоимущие» имеют право на получение как федеральных выплат и льгот, так и региональных. Социальная помощь в регионах устанавливается действующим региональным законодательством.

Государственная социальная помощь малоимущим семьям включает различного рода консультации, бесплатные путевки в санатории и лагеря для детей (или компенсации 80% стоимости), специфическое лечение, право на льготное получение каких-либо услуг (например, места в детском саду или бюджетного места в вузе), бесплатное питание в школе.

Социальные выплаты (пособия). Размер и порядок их предоставления устанавливается региональным законодательством. К социальным выплатам могут относиться дотации по рождению двоих и будущих детей, адресная поддержка в виде перечислений родителям школьников перед началом очередного учебного года. Но все эти выплаты прекращаются после того, как семья перестала иметь статус малоимущей.

Налоговые льготы – это выплаты, которые освобождены от вычета НДФЛ. Члены малообеспеченных семей могут быть освобождены от уплаты госпошлины за юридически значимые действия и регистрацию предпринимательства.

Социальные льготы – льготы, которые направлены на программы помощи по социальной защите малоимущим семьям. Это могут быть льготы на внеконкурсное поступление в высшее учебное заведение, оплату детских садов, проезд на общественном транспорте, бесплатные консультации юристов, или оплату жилищной субсидии.

Жилищная субсидия – снижение оплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в зависимости от заработка малоимущей семьи. Существует 15% и 20% субсидии. Три вида: на полгода, на отопительный период, один раз в год.

Договор социального найма – когда малообеспеченная семья официально признается нуждающейся в жилом помещении и в порядке очереди от государства эта семья может получить бесплатное жилье.

Под социальной ипотекой подразумевается льготная стоимость жилой недвижимости и предоставление дополнительных социальных гарантий.

Гуманитарная помощь малоимущим семьям – в виде выдачи лекарств, одежды, продуктов, канцтоваров и т.д. Эта помощь может быть либо государственной, которая обеспечивается федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, или может осуществляться со стороны частных лиц — гуманитарная помощь.

Благотворительные фонды и центры. Во многих городах страны работают фонды, осуществляющие заботу и помощь многодетным и малоимущим семьям. Они специализируются на государственной и добровольной поддержке активистов семьям, чей доход ниже прожиточного минимума. Эти центры и фонды предоставляют гуманитарную, материальную, а иногда и психологическую помощь. Их деятельность очень разнообразна: детям выдают канцтовары, игрушки, одежду, школьную форму, также выделяют средства гигиены, еду и другие необходимые вещи. Все желающие получить материальную поддержку должны обратиться в фонд своего города или области с предъявлением документов, свидетельствующих о том, что семья является малоимущей.


На сегодняшний день существуют как государственные формы социальной помощи малообеспеченным семьям, так и федеральные, региональные и частные. Но основной принцип любой формы социальной помощи – инициатива должна исходить от самого человека или семьи. В конце 2015 года Госдумой принят ФЗ № 388, согласно которому был в корне изменен подход к предоставлению социальной помощи малообеспеченным семьям. Теперь регионам при назначении пособий и льгот придется детально анализировать каждую семью, так как принципы нуждаемости и адресности стали главным основанием для социальной помощи малообеспеченным семьям.

Нынешняя экономическая ситуация многим не дает возможности оплачивать коммунальные платежи в полном объеме. В этом случае на помощь может прийти оформление субсидии. Она может существенно облегчить бремя платежей за квартиру. Причем, на дотации государства смогут рассчитывать не только жители нашей страны, но также и граждане Белоруссии и Киргизии. Для них право на оформление субсидии закреплено соглашениями на уровне государств.

Чтобы оформить субсидию на коммунальные услуги вам потребуется: Обратиться к соответствующим органам власти, узнать о правилах подачи заявления; Заполнить заявление (форму вам предоставят), указать актуальные данные. Подготовить ряд документов (список приведен ниже). Подать заявление и документацию на оформление компенсации лично или через интернет. После получения заявления сотрудники органов рассматривают его максимум 10 дней. Если не хватает каких-либо документов, то рассмотрение приостанавливается на 30 дней. За это время вам необходимо предоставить недостающие бумаги, иначе в выдаче компенсации будет отказано. При положительном ответе выдача денежных средств возможна через банк или путем перевода на ваш личный счет.

На получение субсидий могут рассчитывать:

- люди, которые живут в квартире на основании ордера или договора социального найма;

- члены жилищных или жилищно-строительных кооперативов;

- собственники жилья, купившие квартиру или оформив права на нее посредством приватизации;

- родственники хозяина, проживающие в квартире вместе с ним.

При оформлении субсидии берется в расчет уровень затрат, которые семья несет на оплату коммунальных услуг. При этом для назначения дотаций учитываются доходы всех людей, проживающих в квартире, включая пенсии, стипендии, и средства, получаемые от ведения бизнеса. В каждом регионе существуют свои нормы относительно величины расходов на коммунальные услуги. Например, в столице субсидию можно получить, если затраты на коммунальные платежи составляют 10 и более процентов от дохода семьи.


Существование права на субсидию ограничено определенным сроком, который составляет полгода. После этого следует повторно подавать документы на переоформление дотации.

Документы, необходимые для получения льгот:

- справка из местного Бюро технической инвентаризации (БТИ), подтверждающая площадь квартиры;

- копии правоустанавливающих документов на жилье;

- копии паспортов всех членов семьи, проживающих вместе с заявителем;

- сведения обо всех доходах за последние 6 месяцев;

- справки от коммунальных служб, подтверждающие отсутствие задолженности;

- документальные доказательства родства (если субсидию оформляют члены семьи собственника квартиры).

Если человек не работает, то необходимо дополнительно предоставитьсправку из центра занятости о получении пособия, документ, подтверждающий инвалидность, а также другие доказательства того, что в данный момент гражданин не может трудиться по объективным причинам.

Если же люди не хотят трудиться сознательно, либо получают неофициальный заработок, то субсидию получить им будет крайне проблематично.

Решить все вопросы можно в органе социальной защиты населения по месту проживания. Именно туда нужно подавать все необходимые документы. При этом будет иметь значение и дата, когда человек обратился за государственной помощью. Если это имело до 15 числа месяца, то субсидия будет оформлена с его начала. В противном случае начало получения дотации будет передвинуто на следующий месяц.

3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи

Социальная защита и поддержка населения в современных условиях является одной из наиболее сложных и трудно решаемых проблем для нашей страны. Развитое государство должно быть социально ориентированным, ставя задачу социальной защищенности человека, создавая для этого не только правовые, политические, но и социальные гарантии на основе устойчиво развивающейся экономики. Смена общественного устройства в стране, ликвидация общественных фондов потребления, повышение сектора платного образования и медицинского обслуживания, рост цен на услуги ЖКХ, проблемы занятости населения, поляризация их доходов усилили социальное неравенство среди граждан, переводя проблему социального обеспечения в разряд первоочередных. Кризисные моменты экономического характера автоматически затрагивают и социальную сферу, ухудшая качество жизни большей части населения страны. Состояние социальной сферы общества требует глубокого практического и теоретического осмысления.


Сфера социальной политики представляет научный интерес, которому были посвящены ряд публикаций. Начальное понимание дифференциации категорий «социальная защита» и «социальная поддержка» были заложены в статье Е.В. Поклоновой [25, с. 11]. Состоянию расходов на социальную политику и выявлению тенденций посвящена И.П. Загора, В.А. Стародуба [17, с. 112].

Рассмотрим содержание категорий «социальная защита» и «социальная поддержка» по различным источникам (табл.7).

Таблица 7 - Содержание значений «поддержка» и «защита» по различным источникам [32; 35-38]

Содержание

Слова

Защита -

то, что защищает, служит обороной

предусмотренная национальным законодательством комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъектив­ных прав, включающая судебную защиту, законодательные, экономические, орга­низационно-технические и др. средства и мероприятия, а также самозащиту граж­данских прав

совокупность бессознательных процессов психических, обеспечивающих охра­ну психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутри психических и внешних импульсов.

Защитить -

оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Предохра­нить, обезопасить от чего-нибудь

оградить от посягательств, нападения, неприязненных и враждебных действий; оборонить.

Поддержка -

помощь, содействие

меры по облегчению чьей-либо жизни, деятельности.

то, что поддерживает, служит опорой чему-либо

Поддерживать -

оказывать какую-либо помощь, содействие

поддержать что, служить подпорой, подставкой, укрепой; подпирать, не дать рушиться и пасть, держать в прежнем виде.

Из содержания приведенных слов следует, что «защита» является более общим и емким понятием по сравнению с термином «поддержка». Данное понимание необходимо сохранить в контексте с прилагательным «социальная». Социальная защита является частью социально-экономических отношений и по содержанию представляется более широким по сравнению с понятием «социальная поддержка». Однако в научной литературе и экономических публикациях они применяются как синонимы, что представляется нам не совсем корректным. Объединительным моментом социальной защиты и поддержки выступают объект (граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации) и цель (сгладить отрицательные последствия негативных обстоятельств). Разграничение указанных терминов нами проведено по шести критериям. Среди них: группа факторов, степень охвата, характер проявления, менеджмент, исполнители, источники финансирования, способ и виды помощи.