Файл: Государственная социальная помощь (Размер социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 788

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Цели государственной социальной помощи малоимущим

Новая и исторически преемственная Россия, констатирует С. В. Чиркин, — это демократическое, федеративное, правовое и социальное государство, главные черты которого — верховенство права, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, закрепленные в ее Основном законе. Либерально-демократическая Конституция позволяет стране находиться на столбовом пути всемирной истории, а не на ее задворках [22, с. 89].

20-летняя история развития российской Конституции показала: главные ее ценности и институты остались неизменными, что позволяет уверенно прогнозировать их сохранение на необозримую перспективу.

Среди основных направлений социальной политики ч. 2 этой статьи называет обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства [21].

Предусмотренная Конституцией РФ обязанность государства гарантировать материальную обеспеченность граждан при наступлении социальных рисков обусловливает выработку законодателем оптимальных механизмов регулирования отношений в данной сфере, основанных на балансе социальных потребностей населения и экономических возможностей государства на конкретном этапе его развития.

В юридической литературе говорится, что Россию считать социальным государством пока нельзя. Не все модели, заложенные в Основном законе, полностью воплощены. Например, модель социального государства реализована лишь на четверть. Нам есть еще куда расти [34].

Приоритетным направлением современной социальной политики является социальная поддержка населения. Оно обозначает деятельность по реализации стратегий социальной политики в конкретных формах по направлениям работы с различными социальными группами населения.

Социальная поддержка включает не только меры материального характера, но и физического, социально-бытового, образовательного, правового, психологического и др. По мнению В.Б. Зотова, социальная поддержка – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации [18, с. 244].

Шимановская К.А. под социальной помощью населения понимает совокупность социально-экономических мероприятий, реализуемые государством и обществом, которые обеспечивают предоставление оптимальных условий жизни личности и социальной группы [31, с. 47]. Поддержка включает в себя некоторые виды социальных услуг, которые направлены на удовлетворение потребностей пожилых людей, инвалидов, маломобильных групп населения и многодетных семей. В Российской Федерации три вида социальной помощи. Одним из наиболее важных видов является пенсия. Далее следует социальная помощь, предоставляемая в денежной форме, в натуральной форме, а также в безналичной форме (например, субсидия). К третьему виду следует отнести социальные услуги, разделяются на следующие виды, которые представлены в таблице 1.


Таблица 1

Основные виды социальных услуг в РФ [10]

Виды социальных услуг

Характеристика

1

2

Социально-бытовые

Связаны с поддержкой жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту

Социально-медицинские

Связаны с поддержкой и сохранением здоровья получа­телей социальных услуг, осуществляемые через осу­ществление ухода и оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий

Социально-психологические

Предусматривают оказание помощи в коррекции психо­логического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде

Социально-педагогические

Связаны с профилактикой отклонений в поведении и в развитии личности получателей социальных услуг, формирование их досуга, а также оказание помощи се­мье в воспитании детей

Социально-трудовые

Связаны с оказанием помощи в поиске работы и в ре­шении других проблем, которые относятся к трудовой адаптации

Социально-правовые

Связаны с оказанием помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг

Срочные социальные услуги

Предусматривают оказание неотложной помощи, кото­рая проводится в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг

Очень важным моментом в предоставлении социальной помощи гражданам, является информирование населения о том, где и какие услуги предоставляются. К данной сфере можно отнести такие виды коммуникации как: реклама; поддержка (стимулирование) пользования услугой; работа с общественностью; личное участие. Реклама занимает значительное место в информировании населения о социальных службах, и о предоставляемых услугах. Деятельность данных учреждений и услуг нуждается в рекламе, ведь с ее помощью решаются некоторые вопросы. Во-первых, для успешного функционирования социальных служб важно, чтобы как можно больше людей имели об их деятельности максимально точное представление. Во-вторых, для их успешной деятельности необходимо привлечь внимание населения к предоставляемым услугам. Для этого необходимо не только рассказать об услуге, но и показать важность использования данной услугой. В-третьих, реклама может решить задачу привлечения средств спонсоров для развития социальных услуг.


Не менее значимую роль играет личное участие персонала в предоставлении услуги. Чумиков А.Н. называет следующие методы личной поддержки прием клиентов руководителями учреждения с целью проинформировать население и выявить вопросы, вызывающие недовольство граждан; участие персонала организации в разных конкурсах; непосредственное участие руководителей и ведущих специалистов в оказании услуг [30, с. 88].

Антипьева Н. В. считает, что социальные услуги – это содержательная часть деятельности, направленной на социальную помощь и поддержку, социальное обслуживание, социальную защиту и социальное обеспечение лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в них, а также социальная защита семьи [15, с. 58].

Кесаева Р. Э. пишет, что на современном этапе развития общества многие социальные институты претерпевают экономический кризис испытывает серьезный кризис и институт семьи, вызванный объективными процессами в обществе. Прежде всего, это утрата институтом семьи части своих функций в связи с распадом традиционного уклада общества и, как следствие, появление множества различных «осколочных» форм семьи [20, с. 8].

По мнению Кураков Л. П. управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами, иными учредительными документами [23, с. 12].

Социальные услуги и учреждения, как правило, имеют юридический статус, банковский счет, их деятельность регулируется Уставом, разработаны типовые положения об учреждении, которые по своему типу могут быть как бюджетными, так и автономными.

Несмотря на разнообразие учреждений социального обслуживания, они делятся на две большие группы: общепрофильные и специализированные.

Общепрофильными являются учреждения, созданные для обслуживания жителей конкретного территориального образования или любого административно-территориального объединения. Они должны находиться как можно ближе к месту жительства людей, которых предназначены обслуживать, для оказания первичной социальной помощи.

Основным типом общепрофильных социальных учреждений в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, как правило, создаются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.

2015 год вошел в историю социальной сферы как новый этап повышения качества социального обслуживания населения. Федеральный закон от 28 января 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 января 2015 года, определяет его правовые, организационные и экономические аспекты. Одновременно с этим утратили силу Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».


Важной новинкой 442 Федерального закона является социально ориентированное развитие, социальные инновации, то есть реализация проектов, направленных на изменения в социальной сфере в сторону улучшения жизни общества, повышения качества жизни. Анализ опыта субъектов Российской Федерации позволяет сделать выводы, что инновационные проекты, реализуемые в области социального обслуживания населения, с каждым годом интенсивнее внедряются в практику социальной сферы и имеют интерес среди населения. Например, из опыта субъектов Российской Федерации – социальный контракт в Забайкальском крае, частно-государственное партнерство в социальном обслуживании на дому и предоставлении реабилитационных услуг в Пермском крае, поддержка пожилых людей в Москве. В эти и другие проекты привлечены как сотрудники социальной сферы, так и представители негосударственного сектора, волонтеры, студенты.

В зависимости от категории населения, в отношении которого реализуется проект, выделяются определенные направления для работы с ними. Для примера рассмотрим такие категории населения как молодые инвалиды и дети инвалиды, несовершеннолетние и пожилые люди. Так основными направлениями деятельности в отношении детей-инвалидов и молодых инвалидов являются выявление и профилактика семей, воспитывающих детей-инвалидов, сохранение и укрепление данных семей, привлечение некоммерческих общественных организаций в процесс социального обслуживания для интеграции инвалидов в общество.

В отношении несовершеннолетних практика выделяет направления по развитию всех форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ранее выявление семейного неблагополучия, модернизация системы детских интернатных учреждений, развитие патронатного воспитания, профессиональных семей, работа специалистов с неблагополучными семьями без изъятия ребенка из семьи, постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений.

В интересах пожилых людей разрабатываются и реализуются проекты по трудотерапии, формированию знаний и умений для адаптации в современном обществе, созданию условий для поддержания активности пожилых людей. Клубная работа, группы самопомощи и взаимоподдержки так же развивают и формируют новые интересы и потребности среди пожилых граждан. Все направления социальной практики регионов Российской Федерации реализуются через социальные проекты.

Таким образом, вступивший в силу закон о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации имеет как положительные стороны, так и трудности, с которыми столкнулись многие субъекты РФ в ходе его реализации. Тем не менее, органы исполнительной власти со своей стороны контролируют и вносят соответствующие коррективы в нормативно-правовую базу данной сферы с целью повышения эффективности социального обслуживания граждан. Инновационные проекты и мероприятия, реализуемые в социальной сфере, являются важным направлением системы социального обслуживания населения и позволят выйти на новый современный уровень развития.


2. Виды, размер и периоды социальной помощи

2.1. Размер социальной помощи

На современном этапе существует две функции в государственной системе социальной защиты: социальные выплаты и социального обслуживание инвалидов, одиноких, престарелых и т.д., базирующиеся на принципе опеки страны о социально уязвимых членов общества и социальной благотворительности. Также социальная защита должна охватывать ряд категорий населения используя систему социальных гарантий.

Под социальным пособием понимают денежные выплаты гражданам из числа социально уязвимых групп населения, которые осуществляются в установленных законодательством случаях каждый месяц, периодически или единоразово.

Многие виды пособий классифицируются по различным критериям [16, с. 40]:

- по продолжительности.

- по целевому назначению.

- по источнику выплаты.

Правом на социальную помощь при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все жители РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы, которые проживают на территории Российской федерации.

В. Роик выделяет ряд разновидностей социальных пособий [27, с. 31]:

Материальная помощь по временной нетрудоспособности. Ею является денежная выплата из средств Фонда социального страхования, ее задачей является компенсация потерянного работником дохода при временной потере работы в связи с заболеванием и по другим, которые предусмотрены законодательством РФ, причинам. Сумма выплат представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Пособия по временной нетрудоспособности [27, с. 31]

Пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, имеющему страховой стаж

8 и более лет

100 % среднего заработка;

от 5 до 8 лет

80 % среднего заработка;

до 5 лет

60 % среднего заработка.

Материальная помощь гражданам с детьми. Данным пособием являются выплаты, которые осуществляют родителям (или же опекунам) в связи с рождением и воспитанием детей, определенные законом для материальной помощи материнству, отцовству и детства. Сумма выплат представлена в таблице 3 (Приложение 1).