Файл: Государственная социальная помощь (Размер социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 789

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прокомментируем отличительные моменты рассматриваемых категорий по шести выбранным критерия.

1. Группа факторов. В отношении социальной защиты они носят объективный характер, связанный со старением населения и выхода его из трудоспособного возраста. Потребность в социальной поддержке зачастую возникает из системы влияния случайных факторов: получение инвалидности, участие в боевых действиях, воздействие радиации и пр.

2. Степень охвата населения. Для мер социальной защиты формат охвата будет полный (все лица, достигшие пенсионного возраста). Применительно к инструменту социальной поддержки охват населения будет частичный: граждане, по установленному законодательству относящиеся к указанной группе социальной политики.

3. Характер проявления. Данный критерий также дает дифференциацию рассматриваемых инструментов социальной политики: социальная поддержка во времени имеет постоянный характер выплат пожизненно, а социальная поддержка зачастую может носить временный характер в виде единовременных выплат.

4. Менеджмент. Поэтому направлению разграничения социальную защиту можно отнести в блок стратегического менеджмента (формирование политики пенсионного обеспечения, проведение различных реформ в данной сфере, определение источников финансирования и пр.), а меры социальной поддержки – в группу оперативного менеджмента с принятием единовременных управленческих решений на краткосрочную перспективу.

5. Исполнители. Организация фактических мер социальной защиты в виде пенсионного обеспечения возложена на ПФР, а социальной поддержки – на управления (отделы) социального обеспечения населения.

6. Вид помощи. Социальная защита в формате пенсионного обеспечения реализуется преимущественно в денежной форме. Социальная поддержка, кроме денежной, может иметь натуральную форму, систему льгот, различные услуги.

Инструменты социальной политики в виде социальной защиты и поддержки населения имеют общий объект – граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для формирования методического обеспечения их экономической оценки необходимо понимание групп лиц, нуждающихся в социальной защите и поддержке, т.е. проведение классификации граждан по системе признаков.

Необходимость такой работы связано в первую очередь с тем, что в научной литературе нет системного подхода. Стародуб В.А. граждан, нуждающихся в социальной защите, подразделяет по следующим направлениям:1- половозрастной состав; 2 – уровень компетенции; 3 – категориям лиц статистического учета. В отношении граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, необходимо использовать шесть классификационных признаков. Среди них: 1 – уровень компетенции; 2 – по статьям консолидированного бюджета; 3 – категориям лиц статистического учета; 4 – характеру денежных выплат; 5 – последствиям конкретных негативных событий; 6 – составу семьи [28, с. 94].


Таким образом, можно сказать, что:

а) оба термина являются проявлением социальной политики государства;

б) первый из них («социальная защита») в большей степени отражает сущность такой политики и частично проявляется также посредством «социальной поддержки»;

в) социальную поддержку можно рассматривать как дополнение комплексной защиты, которое государство проводит на всех уровнях;

г) уточнение понятийного аппарата на терминологическом уровне является крайне необходим для организации соответствующих исследований в данной области, дифференцируя методики экономической оценки, как по вектору социальной защиты, так и социальной поддержки.

Социальные услуги являются важнейшей составляющей государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации, что накладывает особые требования ко всему комплексу маркетинговых инструментов продвижения данных услуг. В первую очередь, это требования к коммуникативной эффективности рекламы, которая должна быть понятна широкому кругу лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Шимановская К.А. под социальной помощью населения понимает совокупность социально-экономических мероприятий, реализуемые государством и обществом, которые обеспечивают предоставление оптимальных условий жизни личности и социальной группы [31, с. 47]. Поддержка включает в себя некоторые виды социальных услуг, которые направлены на удовлетворение потребностей пожилых людей, инвалидов, маломобильных групп населения и многодетных семей. В Российской Федерации три вида социальной помощи. Одним из наиболее важных видов является пенсия. Далее следует социальная помощь, предоставляемая в денежной форме, в натуральной форме, а также в безналичной форме (например, субсидия).

Очень важным моментом в предоставлении социальной помощи гражданам, является информирование населения о том, где и какие услуги предоставляются. К данной сфере можно отнести такие виды коммуникации как: реклама; поддержка (стимулирование) пользования услугой; работа с общественностью; личное участие. Реклама занимает значительное место в информировании населения о социальных службах, и о предоставляемых услугах. Деятельность данных учреждений и услуг нуждается в рекламе, ведь с ее помощью решаются некоторые вопросы. Во-первых, для успешного функционирования социальных служб важно, чтобы как можно больше людей имели об их деятельности максимально точное представление. Во-вторых, для их успешной деятельности необходимо привлечь внимание населения к предоставляемым услугам. Для этого необходимо не только рассказать об услуге, но и показать важность использования данной услугой. В-третьих, реклама может решить задачу привлечения средств спонсоров для развития социальных услуг.


Другим инструментом коммуникации, используемая вместе с рекламой и в прямой взаимосвязи с нею, является поддержка (стимулирование) пользования услугой. К основным целям данной категории относят: информацию об услуге (включая и антирекламу); увеличение доверия к организации, которая оказывает услугу; регулирование уровня оказания услуги.

Для получения помощи необходимо обратиться территориальный отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания. Это можно сделать самостоятельно, через представителя, по почте или электронным сообщением через портал госуслуг или МФЦ. Сотрудник жилищного органа проверяет полученные документы и отмечает их принятие. Заявка на субсидию рассматривается в течение 10 дней, в это время осуществляется тщательная проверка документов и данных. После принятия документов формируется личное дело заявителя. В случае необходимости гражданин предоставляет недостающую информацию по запросу в течение месяца. В случае положительного решения гражданину в течение 10 дней высылается соответствующее уведомление. Государственная субсидия предоставляется: если подать документы до 15 числа месяца – с начала текущего месяца, с 16 числа – с начала следующего месяца. Формами помощи по квартплате являются: денежная (самая популярная) и в виде бесплатных коммунальных услуг.

Документы, которые необходимо предоставить:

- соответствующее заявление;

- документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, гражданство РФ или гражданство страны, имеющей с РФ договоренности для получения субсидии по коммуналке (паспорта, свидетельства о рождении);

- данные о составе семьи (если необходимо – судебные решения о признании граждан членами семьи заявителя);

- документы на жилье (договор купли-продажи, свидетельство на право собственности, договор наследования, договор приватизации);

- справки о доходах членов семьи за полгода (справки о пенсии, пособии по безработице, получении стипендии, налоговые декларации формы 3-НДФЛ);

- выписки из лицевых счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) об отсутствии задолженности; справка БТИ;

- квитанции и чеки, подтверждающие коммунальные платежи (за полгода); документы, подтверждающие льготы заявителя и его родственников; реквизиты счета для перечисления субсидии.

Субсидия предоставляется гражданину на фиксированный срок – 6 месяцев. Ее выплата осуществляется за счет регионального бюджета, а также федеральной дотации. Деньги поступают на индивидуальные счета получателей (не облагаются НДФЛ), но могут быть выданы на почте или доставлены домой, если граждане ограничены в физической активности по состоянию здоровья. С помощью субсидии допустима оплата любых счетов по жилищно-коммунальным услугам.


Случаи, при которых выплата субсидий прекращается:

- смена места жительства получателем помощи;

- потеря гражданином права на получение помощи вследствие изменения гражданства, условий проживания, уровня доходов, состава семьи;

- выявление фиктивных данных в документах получателя;

- неуплата текущих коммунальных платежей в течение 2 месяцев;

- нарушение договора по выплате задолженностей.

Выплата субсидии прекращается сроком на один месяц. В случае имеющихся у гражданина уважительных причин для ее приостановления (смерть родственника, лечение заявителя в стационаре, задержка зарплаты и др.), выплаты возобновляются. При отсутствии уважительных причин, получатель должен будет выполнить всех необходимые для продолжения выплаты субсидии условия. Нуждающийся гражданин и его семья имеют право получать помощь от государства для оплаты коммунальных услуг только в течение 6 месяцев. После этого для продолжения получения субсидии следует сформировать и подать новый комплект необходимых документов не позднее 10 дней с момента истечения срока выдачи государственной помощи. Таким же образом можно осуществить и перерасчет субсидии.

Заключение

В 1990-2000 гг. были заложены основы си­стемы социального страхования Российской Федерации. Сформированы подсистемы со­циальной защиты отдельных категорий на­селения, таких как инвалиды; семьи с детьми; граждане, пострадавшие в результате радиаци­онных или техногенных катастроф; безработ­ные; ветераны и др.

Изначально законодателем была установ­лена весьма высокая планка социальных га­рантий — для безработных, пенсионеров, ве­теранов, граждан, имеющих детей — которая, очевидно, не могла быть «взята» в условиях огромной инфляции, спада производства, кри­зиса неплатежей и т. п. Видимо, этим в первую очередь и объясняется последовавшее в конце 1990-х — начале 2000-х гг. снижение социаль­ных гарантий. Законодательство приводилось в соответствие с реальными финансовыми воз­можностями государства. Нель­зя видеть в «метаниях» правительства по по­воду реформ в социальной сфере только злой умысел или конъюнктурный интерес. Субъективный фактор в деятельности долж­ностных лиц присутствует всегда. Однако сле­дует помнить и о том, что российская система социальной защиты, также как и само россий­ское государство, еще очень молода. Европей­ские системы социального страхования суще­ствуют более ста лет. Нам после распада СССР социальное страхование пришлось учреждать заново, практически с чистого листа.


В то же время в целом ряде областей соци­альной сферы требуется принятие срочных, неотложных мер. Речь идет о системе под­держки безработных граждан, учащейся мо­лодежи, граждан, имеющих детей. Приходит­ся напоминать очевидную истину о том, что дети и молодежь — это будущее государства, особенно в современных условиях постинду­стриального общества, когда именно человек становится ключевым фактором экономиче­ского прогресса. В такой ситуации сохранение мизерных детских пособий и низких стипен­дий способно привести к деградации челове­ческого капитала страны. Представляется, что в кризисных условиях необходимо делать вло­жения не столько в поддержание банковской системы, сколько в социальную сферу, здра­воохранение, образование, культуру — то есть принимать меры по сбережению и развитию человеческого капитала.

В зависимости от категории населения, выделяются определенные направления для работы с ними. Для примера рассмотрим такие категории населения как молодые инвалиды и дети инвалиды, несовершеннолетние и пожилые люди. Так основными направлениями деятельности в отношении детей-инвалидов и молодых инвалидов являются выявление и профилактика семей, воспитывающих детей-инвалидов, сохранение и укрепление данных семей, привлечение некоммерческих общественных организаций в процесс социального обслуживания для интеграции инвалидов в общество.

В отношении несовершеннолетних практика выделяет направления по развитию всех форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ранее выявление семейного неблагополучия, модернизация системы детских интернатных учреждений, развитие патронатного воспитания, профессиональных семей, работа специалистов с неблагополучными семьями без изъятия ребенка из семьи, постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений.

Вступивший в силу закон о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации имеет как положительные стороны, так и трудности, с которыми столкнулись многие субъекты РФ в ходе его реализации. Тем не менее, органы исполнительной власти со своей стороны контролируют и вносят соответствующие коррективы в нормативно-правовую базу данной сферы с целью повышения эффективности социального обслуживания граждан. Инновационные проекты и мероприятия, реализуемые в социальной сфере, являются важным направлением системы социального обслуживания населения и позволят выйти на новый современный уровень развития.