Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. Я. Кибанов к основным составляющим кадровой стратегии относит:

- охрану и условия труда, технику безопасности персонала;

- формы и методы регулирования трудовых отношений;

- методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

- установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

- политику занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;

- профориентацию и адаптацию персонала; меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

- совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

- разработку новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;

- новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

- разработку концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;

- совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

- разработку новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;

- меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;

- разработку новых и использование существующих мер социального развития организации;

- совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

- мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов [8, с. 97].

В каждом конкретном случае кадровая стратегия может содержать не все, а только отдельные ее элементы, при этом набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии предприятия.

Таким образом, использование концепции стратегического управления персоналом позволяет понять структуру процесса планирования потребности в персонале, роль и методологию формирования рынка труда, разобраться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе стратегических альтернатив и выборе стратегии развития персонала, выбрать и спроектировать систему управления реализацией стратегии кадрового менеджмента, позволяющие достигнуть стоящих перед ней целей в условиях стратегических изменений в долгосрочном периоде.


1.3 Основные этапы разработки кадровой стратегии и проблемы ее реализации

Кадровая стратегия, выполняющая задачи кадровой политики, может быть нацелена на: омоложение кадров; снижение затрат на персонал; развитие персонала и управление его знаниями; создание действенного управленческого резерва, обеспечение преемственности; объективную оценку персонала; повышение ответственности линейных руководителей за грамотное управление персоналом; создание результативных рабочих команд; управление талантами, выращивание передовиков; сокращение персонала и его обеспечение его взаимозаменяемости и т.д. [13, с. 51].

Основными этапами разработки кадровой стратегии являются:

- формирование ключевых установок (на основе внешней и внутренней миссии предприятия и положений общей стратегии развития);

- определение ориентиров и ограничений кадровой стратегии (в основу которых ложатся анализ сильных и слабых сторон предприятия на отраслевом региональном рынке и тенденции локального рынка труда);

- планирование кадровой стратегии, в том числе разработка стратегических целей, программ реализации стратегии и перечней мероприятий, система оценки ее эффективности. Также на данном этапе формируется кадровая политика предприятия [9, с. 89].

В таком случае процесс разработки кадровой стратегии можно графически представить следующим образом (См. приложение 2).

На первом этапе определяется или пересматривается миссия предприятия, устанавливаются стратегические важные цели. Определение миссии состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места. Миссия характеризует направление развития предприятия, на которое оно ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей услуг и наличия конкурентных преимуществ.

Формулирование целей и задач заключается в описании характера и уровня деловых притязаний предприятия. Цели и задачи должны создавать мотивацию персонала, работающего на предприятии.

Разработка кадровой стратегии осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития кадров и организации в целом в соответствии с ее стратегией.


Факторы внешней среды определяются макросредой и микросредой – непосредственным окружением предприятия, имеющим направленное воздействие и контакты с системой управления кадрами. Факторы внешней среды организации оказывают существенное влияние на процесс принятия управленческих решений [12, с. 105].

Факторы внутренней среды - это та часть общей среды, которая находится в рамках конкретного предприятия, и которые оказывают постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия. Внутренняя среда предприятия анализируется по следующим направлениям: кадры - потенциал, квалификация, мотивация и т. п.; финансовые и материальные ресурсы, организация управления; организация производства; организация маркетинга; наличие и состояние организационной культуры и т. п. [12, с. 105].

После проведения анализа факторов разрабатывается принципиально важный документ, в котором определяются цели и задачи предприятия, разграничиваются направления деятельности, фиксируются долгосрочные целевые установки.

Кадровая стратегия должна отвечать следующим требованиям:

- усиливать возможность предприятия противостоять конкурентам на соответствующем рынке за счет кадрового потенциала;

- создавать условия для развития и эффективного использования кадрового потенциала, повышения его квалификации и компетентности, что позволит расширить конкурентные преимущества предприятия;

- способствовать полному раскрытию способностей кадров к творческому, инновационному развитию, дня достижения, как целей предприятия, так и личных целей сотрудников [18, с. 93].

На сегодняшний день в организациях существуют самые разнообразные подходы к работе с персоналом. При этом стратегический аспект управления персоналом только начинает развиваться и сопровождается рядом проблем, среди которых следует отметить:

- отсутствие самостоятельной системы стратегического управления персоналом;

- осуществление стратегического управления персоналом одновременно с оперативной кадровой работой;

- интуитивная разработка кадровой стратегии без предварительного методически выверенного анализа внутренней и внешней среды предприятия [18, с. 94].

Все это снижает роль стратегического управления персоналом в корпоративном стратегическом менеджменте.

Таким образом, процесс разработки кадровой стратегии может осложняться нехваткой финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, низким уровнем профессионализма руководителей и специалистов. Однако глубокий систематический анализ факторов внутренней и внешней среды, на котором должен основываться стратегический выбор, позволит выявить сильные стороны компании и разработать мероприятия, усиливающие ее возможности в конкурентной среде за счет преимуществ в сфере персонала.


2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСОНАЛА КАФЕ «БОЧКА» ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ

Разработке кадровой стратегии предшествует подготовительный этап, включающий определение ее основных ориентиров и ограничений. Он требует анализа внешней и внутренней среды предприятия, а также определения параметров трудового потенциала предприятия. На основании собранных материалов и общей стратегии развития предприятия формулируются основные положения кадровой стратегии.

2.1 Краткая характеристика предприятия

Полное наименование - Индивидуальный предприниматель Алекперов Р. А. (кафе «Бочка»). Организационно-правовая форма – индивидуальный предприниматель. ИП Алекперов Р. А. (кафе «Бочка») является физическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Почтовый адрес: Архангельская область, 164500, г. Северодвинск, пр. Беломорский, д. 4. ИНН 290124469849. ОГРНИП 307290129100024. Рассматриваемое кафе «Бочка» относится к организациям общественного питания среднего класса, предназначенное для организации досуга населения и специализирующееся на производстве и реализации изделий: блюд несложного приготовления (легкие салаты, первые, вторые блюда) в ассортименте, шашлыков, блюд с мангала, а также горячих (кофе, чай) и холодных (соки, воды) напитков.

Основной целью деятельности кафе «Бочка» является осуществление предпринимательской деятельности и получение на этой основе прибыли.

Миссией кафе «Бочка» является удовлетворение нужд современного человека в еде и отдыхе, хорошего времяпрепровождения.

Реализуемая стратегия кафе «Бочка» - стратегия роста. Компания стремится к расширению доли рынка и повышению эффективности деятельности. Стратегия предполагает достижение конкурентных преимуществ за счет повышения качества продукции и уровня обслуживания потребителей, а также снижения расходов, связанных с реализацией услуг общественного питания. Организационная структура кафе «Бочка» представлена на рисунке 2.


Руководитель кафе «Бочка»

Бухгалтерия

Кухня

Заведующий производством

Зал обслуживания посетителей

Официанты

Бармены

Технический персонал

Повара

Главный бухгалтер

Рисунок 2 - Организационная структура кафе «Бочка»

В кафе «Бочка» используется линейно-функциональная структура управления, которая предполагает, что во главе стоит руководитель - Алекперов Р. А., а во главе каждого подразделения находится начальник, наделенный определенными полномочиями и сосредоточивающий в своих руках функции управления. Например, главный бухгалтер подчиняется руководителю кафе «Бочка» и осуществляет управление бухгалтерией. Во главе подразделения «Кухня» стоит заведующий производством, который подчиняется руководителю кафе «Бочка» и осуществляет управление поварами.

Управление персоналом в кафе «Бочка» осуществляет руководитель. К основным обязанностям руководителя кафе в области управления персоналом относятся: прием на работу новых сотрудников; ведение кадрового учета сотрудников кафе; выполнение мер по обучению и аттестации сотрудников; составление должностных инструкций; ведение организационной и распорядительной документации по персоналу; ведение документации по учету и движению кадров; администрирование процессов и документооборота по учету и движению кадров, представлению документов по персоналу в государственные органы; анализ состояния трудовой дисциплины и выполнение работниками организации правил внутреннего трудового распорядка, движение кадров, участвует в разработке мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины; составление установленной отчетности.

Основным видом деятельности кафе «Бочка» является «Деятельность ресторанов и кафе» (код по ОКВЭД 55.30). Сфера деятельности кафе «Бочка» – г. Северодвинск. К основным видам продаваемой продукции в кафе «Бочка» относятся: комплексные обеды; шашлыки; разнообразные блюда с мангала; ароматный кофе; освежающее пиво. Состав и динамика выручки кафе «Бочка» за 2015-2017 гг. по видам реализуемой продукции представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Состав и динамика выручки кафе «Бочка» за 2015-2017 гг. по видам реализуемой продукции

В тысячах рублей

Наименование продукции

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное изменение

Темп роста, %

2016-2015 гг.

2017-2016 гг.

2016-2015 гг.

2017-2016 гг.

Блюда собственного производства (холодные, горячие блюда, коктейли)

15427

17865

19893

2439

2027

115,8

111,3

Реализация готовой продукции (сок, мороженое, фрукты)

470

594

764

124

170

126,5

128,6

Алкогольная продукция (на розлив, бутылки)

2894

3542

3993

649

451

122,4

112,7

Итого

18790

22002

24650

3211

2649

117,1

112,0