Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России
1.1. Налоговая система в Древней Руси
1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.
1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.
1.4. Налоговая система России XVIII в.
1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.
Глава 2. Налоговая система в СССР
2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП
2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей
2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.
2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны
2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов
2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации
3.2. Классификация налогов и сборов
Перераспределительная (социальная, распределительная) функция раскрывает социально-экономическую сущность налогов, при этом налог выступает в качестве особого инструмента, позволяющего перераспределять общественный продукт между различными категориями населения для поддержания социальной стабильности в государстве, минимизации социального неравенства, решения различных социально-экономических задач. Данная функция выполняется за счет использования льгот, разных ставок налогов, наличия различных режимов налогообложения и т. д.
Контрольная функция за счет отслеживания количественных и качественных параметров налогообложения обеспечивает государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц (легитимностью получения доходов и направлениями расходов). Основное назначение данной функции — контроль за полнотой и своевременностью исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов. Контрольная функция позволяет оценить эффективность налоговой системы и налогового механизма, функционирующих в государстве, а следовательно, и определить необходимость проведения налоговых реформ.
Регулирующая функция налогов отражает влияние государства на экономическое развитие страны, при этом налоги выступают в качестве инструмента — регулятора различных экономических и социальных процессов, научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, конъюнктуры рынка и т.д. Посредством системы налогообложения государство может влиять не только на поведение отдельных групп лиц, но и на всё население в целом.
Рассматривая регулирующую функцию налогов, можно выделить её три подфункции:
1) стимулирующую — проявляется через различные налоговые преференции для отдельных физических и юридических лиц, например, специальные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые льготы, вычеты и т. д. Применение данных налоговых преференций позволяет снизить уровень налоговой нагрузки на данные категории лиц, что способствует их экономическому и социальному развитию;
2) дестимулирующую — направлена на сдерживание различных категорий лиц за счет повышенных налоговых ставок и ограничений. В качестве примера можно привести акциз на табачную и алкогольную продукцию;
3) воспроизводственную — проявляется в ресурсных налогах, которые позволяют аккумулировать финансовые ресурсы для дальнейшего воспроизводства общественных ресурсов. Примером таких налогов служат налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Соотношение между названными функциями налогов в системе налогообложения зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества и его потребностей.
Раскрытие функций налогов позволяет отразить многоаспектность данного явления. Налог — это категория не только правовая, но и социальная, экономическая и т. д., однако при всей многоаспектности налогов их правовой характер превалирует. Можно выделить следующие основные признаки налогов как правовой категории:
• прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
• односторонний характер установления налога;
• налог является индивидуально безвозмездным, т.е. каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;
• уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;
• налог взыскивается на условиях безвозвратности;
• цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.[17]
3.4. Принципы налогообложения
В ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» получили отражение следующие основные принципы налогообложения.
Определенность налога — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, «чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п. 6 ст. 3 и ст. 17 НК РФ).
Справедливость налогообложения — налог должен иметь экономическое основание, учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога и не препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав (п. 1 и п. 3 ст. 3 НК РФ).
Всеобщность налогообложения — каждое лицо (организация, физическое лицо) должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
Равенство налогообложения — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Законность налога, сбора — не допускается взимание налога или сбора, не предусмотренного Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).[18]
3.5. Механизм налогообложения и способы взимания налогов
К современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Эволюция взглядов на налогообложение представлена на рисунке 1.
дар
просьба
помощь
жертва
долг
право
Рисунок 1 – Эволюция взглядов на налогообложение
Согласно рисунку 1 в начале преобладала идея дара: гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем её сменила идея смиреной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой – теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения – убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
Причина, по которой возможность взимать налоги для любого государства важнее даже возможности выпускать собственные деньги, проста: государство не может работать «на общественных началах», то есть бесплатно. Любая деятельность государства требует финансовых затрат, будь то охрана границ, организация полиции или создание бесплатных школ для всех детей страны. Кроме того, величина налогов зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьезнее и глобальнее эти задачи, тем больше средств необходимо государству для их решения и тем тяжелее налоговое бремя для налогоплательщиков.
Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И хотя процесс этот до сих пор не завершен, все же в большинстве стран способы сбора налогов сегодня схожи.
Предметом налогообложения является изучение совокупности экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на основе перераспределения валового внутреннего продукта и выражающих безэквивалентное принудительное изъятие части дохода различных собственников в пользу государства.
Это определение основывается на следующих постулатах:
1) налогообложение выражает смену форм собственности (часть дохода корпоративных и индивидуальных собственников переходит в государственное пользование);
2) оптимальное налогообложение по своей экономической сущности основывается на рентной составляющей. Рента как добавочный доход может взиматься при использовании первичных факторов земли, недр, труда или капитала;
3) вся система налогообложения должна строиться в пределах использования вновь созданной стоимости, выражающейся в валовом внутреннем продукте (валовом национальном продукте);
4) система налогообложения не должна нарушать прав собственников;
5) вся сумма поступивших налогов должна быть использована исключительно на общенациональные нужды.[19]
К способам взимания налогов относятся методы начисления и расчета налогов, а также порядок их перечисления в бюджет. Используются три способа взимания налогов:
- кадастровый способ, при котором величина налога не зависит от доходности объекта (например, земельный налог);
- декларационный способ, при котором налог выплачивается после получения налогоплательщиком дохода (например, налог на прибыль организаций);
- способ взимания налога у источника выплаты, при котором налоговые платежи перечисляются в бюджет до получения дохода (например, налог на доходы физических лиц).
Совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством, а также принципы, формы и методы их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля представляют налоговую систему, которая включает в себя: налоговые органы, налоговое законодательство, систему налогов, сборов и пошлин, распределение налогов по уровням бюджета.
Тысячелетняя история пошлин, сборов позволила сформулировать три основных варианта построения налоговых систем – прогрессивный, пропорциональный, регрессивный.
Прогрессивная система предполагает гибкую шкалу ставок налога: с большего дохода берется большая процентная ставка налога, а с меньшего – меньшая (способствует выравниванию разности в доходах между богатыми и бедными).
Пропорциональная система: независимо от величины дохода со всех лиц взимается один и тот же налог.
Регрессивная система обратна прогрессивной: то есть с большего дохода берется меньшая процентная ставка налога, и наоборот.[20]
Заключение
Своё заключение начну с нескольких цитат известных людей:
- «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» (Карл Маркс, 1818-1883, классик трудовой теории стоимости);
- «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (Оливер Уэнделл Холмс-старший, 1809–1894, судья, США);
- «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» (Бенджамин Франклин, 1706–1790, государственный деятель США, один из авторов Декларации независимости США и Конституции);
- «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов» (Карл Маркс, 1818-1883, классик трудовой теории стоимости).
Налоги возникли тогда же, когда возникло государство. Налогообложение берет свои корни в древности с десятины. Правителям было необходимо, чтобы в казне были деньги для содержания армии и обороны государства. Исторически эти функции сохранились через тысячелетия, а так же на протяжении веков были дополнены новыми функциями, такими как экономическая, социальная, экологическая.
По мере развития государства, с расширением списка функций требовалось всё больше и больше финансов для выполнения обязательств перед обществом. Для наполнения казны власти вводили новые налоги, сборы, пошлины. Увеличение собираемости налогов и сборов стало возможным только после роста общего благосостояния, которое, в свою очередь, было основано на развитии производительных сил страны.
Обеспечение устойчивого сбора налогов – это одно из главных условий финансовой стабильности любого государства. Фискальная функция налогов является основным источником доходов государства. Налоги влияют на экономические процессы государства.
В современном мире рыночной экономики налоговая система – один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. От её эффективного построения зависит прогресс страны на пути создания цивилизованной рыночной экономики. Налоговая система выражает экономические интересы всех участников производственных процессов, а также обеспечивает их равновесие и общественный прогресс.
Налоги и сборы – это сердцевина современной финансовой системы РФ. Они, как «кровеносные артерии» обеспечивают поступления в бюджет всех уровней. Успешность их пополнения, понимание налогоплательщиками необходимости уплаты налогов определяется уровнем налоговой грамотности общества.