Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России
1.1. Налоговая система в Древней Руси
1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.
1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.
1.4. Налоговая система России XVIII в.
1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.
Глава 2. Налоговая система в СССР
2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП
2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей
2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.
2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны
2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов
2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации
3.2. Классификация налогов и сборов
– упразднение сельской общины;
– увеличение эффективного труда крестьян;
– расширенное кредитование крестьянских хозяйств;
– скупку помещичьих земель крестьянами и др.
Принятые меры дали серьезный результат, увеличились посевные площади, вырос экспорт зерна, выросла производительность труда крестьян, произошел полный уход от феодализма, и увеличилась дифференциация аграрного производства. Так Российская империя вышла на 1 место в мире по валовому сбору зерна, в 2,5 раза увеличилось поголовье крупнорогатого скота, переселено 2,5 млн. человек. Вместе с тем эти реформы носят до сих пор спорный характер.
Сводом законов Российской Империи от 1914 года вводились налоги и сборы, которые действовали до событий 1917 года, а некоторые перешли потом в той или иной форме и дальше. [5]
Глава 2. Налоговая система в СССР
2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП
Как мы знаем из нашей истории, в 1917 году произошла буржуазная революция, вследствие чего начали происходить радикальные перемены, особенно в государственной власти. Так как государство сохранилось, но изменились лишь принципы управления, то необходимы были для поддержания государства финансовые источники. Так как одним из основных источников пополнения бюджета являются налоги и сборы, то Временное правительство сделало ставку на косвенные налоги и эмиссионные бумажные деньги. Налоговые инструменты, в полной мере Правительство не смогло использовать в своей деятельности из-за сильного ослабления государственной власти.
В октябре 1917 года произошла вторая революция, которую впоследствии назвали Великой Октябрьской Социалистической революцией. В этот период, в результате I мировой войны, двух революций, состояние экономики страны находилось в удручающем положении. Финансовая система фактически не функционировала, эмиссионные центры денег можно найти в разных местах, налоговая система не работала. Перед Советским Правительством стал серьезный вопрос в становлении и развитии новой действенной финансовой системы и в первую очередь налоговой.
Первым официальным документом Советов Народных Комиссаров (СНК) в этой области стал Декрет от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов». Данным Декретом были закреплены единые сроки для уплаты уже ранее введенных налогов в стране. Одновременно были отменены различные налоги и сборы, которые не вписывались в новую концепцию государственной власти. Так были отменены из-за национализации земли – поземельный налог, земские и мирские сборы.
В этот начальный период Советской власти, одним из основных элементов налоговой системы стало введение чрезвычайных революционных налогов (ЧРН). Такие налоги взимались с городских и сельских жителей страны. Введение ЧРН кроме финансовых задач, а именно, пополнения бюджета страны, выполняло еще иную функцию – это борьбу с имущим классом. В основу или базу такого подхода был положен классовый принцип.
Одним из серьезных и крупных ЧРН был зафиксирован в Декрете «о единовременном чрезвычайном налоге». Такой Декрет был принят Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г. и по нему было произведено изъятие различных средств для Красной Армии. Данный налог имел «раскладочный» характер и был разверстан между всеми губерниями на общую сумму – 10 миллиардов рублей. Такой налог нес в себе элемент контрибуции с имущего класса страны, взимание его не обошлось без нарушения законности, что в свою очередь пришлось Советскому Правительству пересмотреть свою позицию в отношении крестьян-середняков. Так на 8 съезде РКП(б) было принята следующая резолюция «среднее крестьянство должно облагаться чрезвычайно умеренно, лишь в размере, вполне посильном и необременительном для него». В Декрете ВЦИК от 9 апреля 1919 г. «О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога» был полностью отменен налог для тех крестьян, которые попадали под обложение по небольшим ставкам, а также были значительно снижены другие высокие ставки окладов. Финансовый результат исполнения данного налога значительно отличался от заложенной суммы, так вместо запланированных 10 млрд. рублей было получено всего 1,5 млрд. рублей.
Кроме общегосударственных ЧРН также вводились в действие местные чрезвычайные единовременные революционные налоги (ЧЕРН). Поступающие средства от таких налогов поступали в местные бюджеты для покрытия расходов местной власти. В связи с обесцениванием денег и натурализацией хозяйственных отношений, взимание денежного налога было приостановлено. На данном этапе ощущался острый продовольственный недостаток, и соответственно для пополнения продовольственных запасов страны необходимо было поменять налоговую концепцию, то есть совершить переход на взимание натурального налога.
Декретом ВЦИК «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом» от 30 октября 1918 г., был принят натуральный налог, который предусматривал отчисление части сельскохозяйственных продуктов. Натуральный налог был построен по принципу подоходного налога. Натуральный налог взимался с излишка полученных продуктов, необходимых для потребности хозяйства и по прогрессивной системе, зависящей от численности скота, количества десятин земли, предназначенной для посева и едоков в семье.
По отношению к кулацким хозяйствам была принята особая система индивидуального обложения. По такой системе Местные Советы привлекали хозяйства кулаков (крепкие и крупные хозяйства) к обложению по повышенной норме, обложению всех посевов не учитывая едоков, или могли отнести их к более высокому разряду по обеспеченности посевом.
Натуральный налог в отличие от ЧРН носил не раскладочный, а окладный характер. Объект обложения – посевной земельный участок и скот, имеющийся в хозяйстве. Был установлен необлагаемый минимум, ставки натурального налога были установлены в пудах ржи, но можно было вносить налог другим продуктом. Натуральный налог непосредственным образом был связан с хлебной монополией и являлся больше инструментом продовольственной политики государства, а не финансовым. На практике натуральный налог не получил большого значения, так как не смог провести мобилизацию всех излишков продовольствия в стране, поэтому вместо этого налога, была введена продовольственная разверстка (продразверстка) Декретом СНК от 11 января 1919 г., вызвавшая серьезное сопротивление сельского населения.
В соответствии с продразверсткой общее количество хлеба и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственной нужды, было разверстано для отчуждения у крестьян между производящими губерниями. В итоге проведенной продразверстки у крестьянских хозяйств, производилось изъятие не только излишков продукции, но и части необходимого для самих крестьян продовольствия.
Следующим Декретом Совета труда и обороны (СТО) от 19 ноября 1919г. «О натуральной трудовой и гужевой повинности» для устранения сложившегося топливного кризиса было установлено:
– трудовая повинность;
– натуральная дровяная повинность;
– гужевая повинность.
В результате ведущейся гражданской войны, постоянных реформ, невыполнения поставленных задач и прочее, в России сложилась тяжелая социально-экономическая обстановка. Так, например, в 1920 г. сельскохозяйственное производство составило всего 50% от довоенного уровня. Назрела ситуация для кардинальных перемен в реформировании финансовой системы и особенно в части налогообложения. Необходимость развития и нормализации социально-экономических отношений, направило Правительство страны на пересмотр системы отношения к сельскому хозяйству и особенно к крестьянству. Разрушенное хозяйство страны необходимо было восстанавливать с поднятия сельского производства. И первыми шагами в этом отношении стали отмена продовольственного налога и продразверстки.
На проведенном Х съезде ВКП(б) была принята соответствующая резолюция о Новой Экономической Политике (НЭП), в результате продразверстка была заменена натуральным налогом. В резолюции были установлены основные принципы продналога, при этом отмечалось, что общая сумма налога подлежала уменьшению по мере восстановления транспорта и промышленности страны. Во исполнение резолюции по продналогу Постановлением ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки» на Совет Народных Комиссаров (СНК) была возложена прямая обязанность по изданию и принятию декретов об отдельных натуральных налогах.
Налоговую политику страны в период Новой Экономической Политики (НЭП) проводил в жизнь Народный комиссариат финансов (Наркомфин СССР). Согласно Положения о Наркомфине СССР, которое было принято ЦИК СССР в ноябре 1923 г., Комиссариат возглавлялся наркомом финансов, имел свою коллегию и 12 структурных подразделений-управлений (табл. 11).
Таблица 11
Таблица структурных подразделений комиссариата финансов
№ п/п |
Структурное подразделение (управление) |
1. |
Общее |
2. |
Бюджетное |
3. |
Валютное |
4. |
Государственных налогов |
5. |
Государственных доходов |
6. |
Финансово-контрольное |
7. |
Местных финансов |
8. |
Финансово-экономическое бюро |
9. |
Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами |
10. |
Главное управление государственного страхования |
11. |
Госбанк |
12. |
Другие |
Народный Комиссариат финансов занимался сбором налогов через налоговые комиссии – общественные органы, которые были созданы для оказания помощи налоговым (финансовым) инспекторам, а также исполнительным комитетам (Исполкомам) местных Советов. Задачи таких комиссий заключались в выявлении и постановке на учет плательщиков налогов, правильного исчисления налоговых платежей, а также учета облагаемых доходов. В состав таких комиссий могли входить представители местных исполнительных комитетов, два рекомендованных исполкомом плательщика налогов и члены профсоюзов.
Особенной чертой устройства налоговой системы периода НЭПа было множественное наличие налогов и сборов, а также многократное налогообложение торгово-промышленного оборота в разных звеньях. К началу 1930 г. количество различных платежей, которые взимались только с обобществленного сектора, составило – 86. Такое количество налогов было вообще затруднительно администрировать и выполнять мониторинг и все это негативно сказывалось на развитии экономики страны. Систему налогов и сборов и пошлин в период НЭПа можно представить в следующей таблице (табл. 12).
Таблица 12
Прямые налоги |
единый натуральный налог (ЕНН), промысловый налог, денежный подворный налог, подоходно-поимущественный, единый сельскохозяйственный налог (ЕСН), индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, единый общегражданский налог, налог на сверхприбыль, военный налог, налог с наследств и дарений, квартирный налог. |
Косвенные налоги |
акцизы (на спирты, вино, пиво, табачные изделия, спички, гильзы и др.), налог от демонстраций кинофильмов. |
Пошлина |
патентная, судебная и другие. |
Сборы |
патентный, гербовый, канцелярский, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, прописочный. |
Чрезвычайные налоги |
единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая (1924 г.), единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим (1922 г.). Другие налоги и сборы не предусмотренные законами, которые вводились и взимались местными Советами. |
Простые налоги и сборы с акцентом на реальные налоги |
налог со строений в городской местности, налоги с городских и пригородных садов и огородов, налог на домашнюю прислугу, налог на право охоты, сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения, сбор с владельцев транспортных средств (в т.ч. и велосипедов), сбор за пользование общественными весами, сбор с извозного промысла, сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота. |
Уделим больше внимание натуральным налогам, единому сельскохозяйственному налогу, составляющим основу налоговой системы и пополнения бюджета страны и вызывавшим различные волнения, мятежи, восстания со стороны населения страны. Введенный Декретом СНК СССР от 21 апреля 1921 г. налог «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена», основывался на принципе прогрессивного обложения. При таком обложении производился учет мощности хозяйствующего субъекта по ряду различных показателей. Применялись показатели:
– количество пашни;
– число едоков;
– урожайность.
Установлены одиннадцать разрядов урожайности и семь групп хозяйств по количеству пашни на едоков. Сочетание таких показателей определяло размер установленного налога, который подлежал к уплате. В период 1921 и 1922 гг. существовал целый ряд натуральных налогов (табл. 13).