Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России
1.1. Налоговая система в Древней Руси
1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.
1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.
1.4. Налоговая система России XVIII в.
1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.
Глава 2. Налоговая система в СССР
2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП
2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей
2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.
2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны
2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов
2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации
3.2. Классификация налогов и сборов
В финансово-налоговой политике опять был произведен возврат к прямым налогам, но это привело к массовым недоимкам, после чего стало ясно, что система налогообложения себя полностью изжила. В 1679 году была осуществлена налоговая реформа, в результате чего отменили многочисленные налоги и сборы. Одновременно был введен единый прямой налог – стрелецкие деньги. Изменили систему сбора налогов, обложение стало подворным. Государство постоянно проводило политику по ограничению налоговых привилегий, но добиться более или менее разумной налоговой политики в государстве не получалось и все проблемы перешли в XVIII.[3]
1.4. Налоговая система России XVIII в.
Вхождение в новый век ознаменовано сложностью и противоречивостью проводимых Петром I различных преобразований. Петровские реформы вызывают до сих пор противоположные мнения у двух лагерей: славянофилов и западников. Славянофилы утверждают, что Петр нарушил эволюционный ход развития страны и провел навязывание чуждой культуры, а по мнению западников Россия обязана своим развитием, именно Петру I.
Очевидностью является только то, что петровские реформы привели к успешному завершению Северной войны и созданию мощной Российской империи. Реформы имели медленный и непродуманный в своей основе характер. Следует выделять два этапа государственных преобразований Петра I:
– первый – с конца XVII в. и до 1717 г.;
– второй – с 1717 г.
Расходы на ведение войны и вооруженные силы выросли вдвое и для пополнения казны, кроме имеющихся налогов ввели более трех десятков различных сборов, а также повысили ставки и на действующие налоги. Для осознания действующей системы налогообложения для начала выделим функционирующие налоги и сборы на тот момент и в 1710 г. почти все налоги и сборы были включены в общегосударственную ведомость (Табель) (табл.4).
Таблица 4
Основные налоги и сборы XVIII в.
Содержание
№ п/п |
Виды налогов |
|
1. |
Драгунские деньги |
Взимание 25 копеек с крестьянского двора на жалованье ратникам. |
2. |
Кумпанства 1696–1701 гг. |
с 1696 г. для постройки кораблей со светских и духовных землевладельцев соответственно с 10 тыс. и 8 тыс. дворов по кораблю. Всего 12 кораблей необходимо было им построить на свои средства. «Кумпанства» содержали верфи и строителей, плотников и т. д. В 1701 г. повинность снята в связи с вводом денежного сбора «на корабельную починку». |
3. |
Денежный сбор «на корабельную починку» 1701 г. |
Взимание по 10 копеек со двора помещичьих и по 12,5 копеек с церковно-монастырских крестьян. |
4. |
На дачу рекрутам 1705 г. |
по 6 коп. с каждого двора |
5. |
На наем подвод с 1705 г. |
армейским извозчикам по 6 копеек с каждого двора. |
6. |
На наем подвод под артиллерийские припасы с 1707 г. |
от 6 коп. до 13 коп. |
7. |
Налоги на строительство новой столицы Санкт-Петербурга с 1710 г. «к петербургскому городовому делу на кирпичное дело», «на известное жжение», «на припасы и на дело судов» |
Сборы в общей сумме составляли 30 копеек со двора. |
8. |
Налог «на покупку конских кормов» 1702 г. |
Взимали с церковно-монастырских крестьян в размере 15 копеек со двора. |
9. |
«На корм драгунским лошадям» и «на жалованье драгунам» 1704 г. |
Общая сумма 35 коп. На средства Монастырского приказа. |
10. |
Налог «на подъем каменщиков и плотников» 1704 г. |
На средства Монастырского приказа. В размере 10 копеек со двора. |
11. |
Сбор с десятой деньги с «торгов и пожитков» 1701 г. |
Взимался с купечества на военные нужды. Далее десятая деньга стала постоянной податью для посадского населения. |
12. |
Постойная повинность действовали до 1725 г. Отменила Екатерина I. |
Размещение войск в посадских домах и их кормление. |
13. |
Особая группа – региональные и местные налоги. |
Взимались на содержание администрации, гарнизонов, транспорта, мостов, дорог и т. д. |
14. |
Чрезвычайные налоги. |
Взимание деньгами и натурой. |
Окладные или постоянные налоги вместе с чрезвычайными денежными налогами составляли незначительную часть от общей массы государственных податей. Самыми тяжелыми стали экстраординарные повинности (смешанные): денежно-отработочные, денежно-натуральные и другие.
В процессе создания новой армии произошел переход от даточных людей к рекрутству (февраль 1705 г.). Рекрутство представляло собой обязанность кормить и одевать рекрутов (1 рекрут с 20 крестьянских и посадских дворов). Общая сумма составляла более 100 рублей на человека.
Для преодоления раздробленности финансового управления при Петре I было создано единое налоговое ведомство. В 1699 г. была учреждена Ратуша, ставшая центральным финансовым органом России. К Ратуше перешел сбор налогов (ранее занимались этим 13 приказов), стали составляться ежегодные росписи доходной и расходной части бюджета. Но вместе с тем остались ряд приказов (Адмиралтейский, Военный, Земский и др.) и канцелярий, которые еще взимали налоги.
В 1708–1709 гг. была проведена реформа управления страной. Государство разделили на губернии и на руководство поставили губернаторов. Губернии поделили на провинции, а те на уезды. Налоговая тяжесть перенесена из приказов на губернии. Ликвидировано большое количество территорий и приказов, Ратуша перестала выполнять функции центрального казначейства, так как функции перешли к губернской администрации. Впрочем, на протяжении всего века реформы управления происходили на перманентной основе.
Реформа, принятая Петром I в 1717–1721 гг. в области государственного управления изменила систему налогового управления. Вместо приказов были введены коллегии, за образец была взята шведская модель, выстроенная на принципе камерализма (учение о бюрократии). Такая система имела четкую регламентацию, коллегиальность, жалованье, штаты и прочее. Центральным финансовым учреждением явилась Камер-коллегия. В функции Камер-коллегии входили контроль и администрирование за податями и прочее, а введение налогов и сборов оставили за Сенатом. Для надзора за государственными расходами создали Штатс-контор-коллегию (штатс-контора). Контроль за финансовыми расходами возложили на Ревизион-коллегию. Впервые ввели финансовые органы с разграничением функций и общегосударственной компетентностью, при этом централизацию финансового управления не завершили. Вдобавок из Камер-коллегии вывели ряд важных налоговых преступлений, а сборы из Сибири шли в Сибирскую губернскую канцелярию, с Украины в Малороссийский приказ.
Устроенные до этого периода переписи населения вызывали сомнения и это вызвало новую реформу в системе налогообложения, которую начали в 1718 г. Был издан указ 26 ноября 1718 г., который определил этапы введения нового налогообложения, с проведением новой переписи по новым лекалам. Такие меры помогли к 1725 г. увеличить численность податного населения до 5 603 000 душ мужского пола и по подсчетам к 1728 г. «утайка составляла чуть меньше 25% от всего учтенного “подушного числа”». После проведения переписи приступили к определению расходов на армию и распределили воинские полки «по душам», для этого всю Россию разделили на военные административные округа – дискрикты, где расквартировали полки. Финансовым итогом налоговой реформы стало увеличение поступлений в казну. Петр I для пополнения казны ввел монополии на заготовку и сбыт ряда товаров внутри и за пределами страны. Так с 1 января 1705 г. ввели государственную монополию (регалии) на соль, что дало в 20-е гг. этого века более 600 тыс. рублей ежегодно. Ввели также монополию и высокие пошлины на табак. Кроме этого объявили монополию на экспорт: пеньки, льна, льняного семени, железа, икры, рыбьего клея, хлеба, чала, парусного полотна, воска и т. д. Большие доходы государство получало от винной монополии и от многочисленных сборов: с «печи», хомутейного налога, кузниц, варки пива, пекарен, торговых бань и т. д. Например, в 1705 г. указом «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков и о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят» ввели размер пошлины для разных категорий населения от 30 до 100 рублей с человека в год. Для крестьян разрешили носить бороду, но при въезде в город брали по 1 копейке. Основная часть сборов (рыбный, мельничный, конский, постоялый и прочие) собиралась канцеляриями, а их было более 40 и поэтому их назвали канцелярскими сборами. Особую часть доходов составляли таможенные пошлины. В 1724 г. впервые утвердили таможенный тариф, который защищал своих товаропроизводителей и вводился на товары, которые производили в достаточном количестве в России. В общей части, все годы правления Петра I были пронизаны поиском денег для ведения Северной войны и проведения реформ, в том числе налоговой, но все заканчивается и в 1725 г. на престол взошла Екатерина I.
С момента воцарения и до момента смерти Екатерины I произошло множество изменений, в том числе и налоговых. Эпоху с 1725 г. по 1762 г. признали «эпохой дворцовых переворотов». Новая власть подвергла критике все налоговые преобразования Петра I, для изменения различных налогов и сборов предлагались различные варианты, но желаемого результата не получили. Сбор налогов все время ухудшался и для лучшей собираемости в 1728г. прибегли к услугам армии. Для оказания помощи местной администрации для сбора податей выделяли по одному офицеру и 16 солдат. Одновременно для пополнения казны был произведен выпуск легковесной монеты в сумме более 2 млн. рублей, что дало кратковременный эффект для решения государственных задач. К 1732 г. при государственном доходе в 6–7 млн. рублей за время правления Екатерины I и Петра II недоимка накопилась в сумме 7 млн. рублей.
Для обеспечения своевременного сбора податей государственная власть создала новые Камер-коллегии во главе с президентом и штатом служащих. Старая Камер-коллегия продолжала работу по сбору налогов, возникших по 1730 году. Новая Камер-коллегия стала собирать налоги в два срока (раньше было 3 срока):
– Первый срок в период январь-март;
– Второй срок в период сентябрь-декабрь.
В 1738 г. власть предприняла крупномасштабную работу по взысканию долгов. Установили месячный срок для уплаты недоимки, вместо трех месяцев, провели обмен медных денег на серебряные, из оборота изымали медные монеты, которых начеканили много. Для серебряной монеты была установлена 77-я проба и из оборота начали изымать серебряные монеты более низкой пробы. Прибыль от чеканки монет составила 2,2 млн. рублей. Наряду с этим было произведено обложение промышленных предприятий, так согласно Берг-регламенту с 1739 г. единицей обложения стала доменная печь.
Налоговая политика России резко поменялась в начале 40-х годов, после восхождения на престол 25 ноября 1741 г. Елизаветы Петровны. Она провозгласила к «началам» Петра I, первым шагом было объявлено о начале новой общероссийской переписи, что позволило зарегистрировать 9,1 млн. душ мужского пола. В 1752 г. были прощены недоимки за период с 1724 по 1747гг., снижен годовой размер подушный оклад. Власть в этот период решила основной доход получать от косвенных налогов, а не от прямых так подняли единые цены на соль и вино. От увеличения цен на вино доходы выросли почти в три раза. В 50-е годы провели таможенную реформу, отменили внутренние таможни, 17 таможенных и «мелочных» сборов. Таможенная реформа была завершена в 1757 г. и пошлины с 75% на товары снизили до 20%, кроме товаров, которые производили в России в достаточном количестве. Был также введен строгий контроль за ценами и торговлей товарами. Реформы Елизаветы не всегда встречались с пониманием, но период войн требовал все больше и больше денег на содержание армии.
28 июня 1762 г. гвардейцы Семеновского, Преображенского и Конногвардейского полков привели на трон Екатерину Алексеевну. С этого момента наступил длительный период политического долголетия в 34 года в России. Екатерина взяла под личный контроль составление «общей окладной книги». На первых порах подушный налог остался прежним и далее потом его повысили, также повысили оклад на ясак с народов Сибири, что позволило на разнице цен получить больше денег в казну. За счет проведения секуляризации (конфискация, отчуждение) монастырских землевладений, были найдены значительные средства для поступления в казну. Также были подняты ставки на прямые налоги, введены чрезвычайные налоги, ввели в оборот бумажные деньги в 1768 г. (ассигнации). Впервые прибегли к иностранным кредитам. После победы над Турцией были отменены чрезвычайные налоги, а также часть «канцелярских» сборов.
В 70–80 гг. Екатерина Великая продолжила реформы – проведена губернская реформа (50 губерний), введены Казенные палаты, государственное казначейство. Ввели должность государственного казначея, в обязанности которого входило подавать в Сенат ведомость (табл. 5).
Таблица 5
Обязанности главного казначея
№ п/п |
Обязанности |
1. |
О всех доходах. |
2. |
Сколько собрано. |
3. |
Чего не добрано. |
4. |
Сколько из собранных доходов в расход употреблено. |
5. |
Какие именно доимки остались или начеты и другие взыскания и нет ли указанных расходов. |
Принятые меры привели к закрытию Штатс-конторы (1783 г.), Камер-коллегии (1785 г.), Ревизион-коллегии (1788 г.), что вело к централизации налогового и финансового управления. В 1762 г. таможни перевели из откупа в государственное управление. Были введены жалованные грамоты для дворян, городов, горожан, купцов, дающие привилегии и преференции. [4]
1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.
XIX век в Российской империи стал особым, переломным периодом в истории налогообложения и налоговой системы. Особенностью данного периода стало сложение и оформление податной системы, заложенной Петром I. Необходимость и развитие налоговой системы проявилось во второй половине XIX века. Именно в это время Российская империя встала на новый путь экономического развития, который по своей сути практически не отличался от революционного. Необходимо было за короткий срок наверстать упущенное время за счет систематических войн, а это требовало определенных ресурсов, которых было недостаточно для проведения реформ.
В Российской империи сложились патриархальные подати, которые было трудно администрировать и проводить мониторинг и соответственно намечаемые сборы на практике были существенно меньше рассчитанных. Такое положение дел негативным образом сказывалось на финансовых ресурсах страны. Сложилась дилемма, необходимо большое количество денег на проведение радикальных реформ в экономике, а достаточных средств на проведение не было.
Как уже ранее отмечалось, многолетние войны, проводимые Петром Великим и его преемниками, серьезно сказались на экономике страны. Так на содержание армии и войн уходило более 70% всех государственных расходов. На содержание государственного аппарата, расширение империи также требовались огромные деньги, и созданная Петром Великим податная система на первых порах дала позитивный результат. Однако такая система уже не могла выполнять возложенные на нее функции и в бюджете все больше образовывалась финансовая «дыра». Постоянный рост податей исчерпал себя по причине того, что он рос непропорционально росту численности населения. Так, например, за время правления Екатерины сумма государственных расходов увеличилась в 4,3 раза, а население только в два раза. Как уже ранее указывалось, Екатерина использовала иностранные займы и выпуск бумажных денег, и количество ассигнаций к концу XVIII века увеличилось в 100 раз. Это привело к разрушению денежного обращения и тотальному бюджетному дефициту и до вступления на престол Александра I мало что изменилось.