Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России
1.1. Налоговая система в Древней Руси
1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.
1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.
1.4. Налоговая система России XVIII в.
1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.
Глава 2. Налоговая система в СССР
2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП
2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей
2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.
2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны
2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов
2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации
3.2. Классификация налогов и сборов
6. Налог со зрелищ (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г.).
7. Государственные налоги с населения.
– подоходный налог с населения (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1943 г.).
– налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г.);
– сельскохозяйственный налог (Закон СССР от 8 августа 1953 г.).
8. Местные налоги и сборы (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г.).
а) налог со строений;
б) земельная рента;
в) сбор с владельцев транспортных средств.
9. Самообложение сельского населения (Постановление Центрального исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 11 сентября 1937 г. № 108/1576).
9. Государственная пошлина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г.);
10. Патентная пошлина (Постановление Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 983).
11. Таможенные доходы (Таможенный Кодекс утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г., Указ утвержден Законом СССР от 15 июля 1964 г.).
12. Прочие сборы и поступления в бюджет. [11]
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации
В современной России налоговыми делами начала заниматься Государственная налоговая служба в составе Минфина Российской Федерации, которую в 1998 году вывели из ее состава и преобразовали в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а с 2004 г. заново реформировали и ввели обратно в Минфин России в виде Федеральной налоговой службы. В данной форме такая служба существует и по настоящее время. [12]
3.1. Понятие налогов и сборов
Налоги — важный источник образования финансов государства вне зависимости от его типа хозяйствования. Изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей существует с давних времен, а сами налоги приобрели вид необходимого звена экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Следовательно, становление и развитие налогообложения тесно взаимосвязаны с закономерностями развития и функционирования государства. Трансформация роли и значения государства в обществе обусловливает соответствующие преобразования налогообложения.
Основные аспекты налогообложения интересовали экономистов, философов и различных государственных деятелей разных эпох. Например, Фома Аквинский определял процесс налогообложения как дозволенную форму грабежа. Один из основоположников теории налогообложения А.Смит усматривал в процессе уплаты налогов признак свободы, а не рабства. Сложность налогообложения Ш.Л.Монтескьё видел в расчете оптимального уровня налогов в государстве: “…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”.[13]
В пунктах 1-3 статьи 8 первой части Налогового кодекса РФ даны определения для налога, сбора и страховых взносов:
- под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
- под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности;
- под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.[14]
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.[15]
3.2. Классификация налогов и сборов
В России выделяют две составляющих государственного устройства:
– федеральная;
– субфедеральная (субъекты РФ).
Третий уровень представляет местные органы самоуправления.
Соответственно, на каждом уровне устанавливаются виды налогов и сборов, которые представлены в контенте налогов, применяемых в России, табл. 15.
Таблица 15
Контент налогов и сборов, применяемых в РФ
№ п/п |
Виды налога |
Ставки |
Федеральные налоги и сборы (статья 13 НК РФ) |
||
1. |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
0%, 10%, 20% |
2. |
Налог на прибыль (НП) |
20% |
3. |
Акциз (подакцизные товары, перечисленные в ст. 181 НК РФ) |
Согласно ст. 193 НК РФ |
4. |
Налог на доходы с физических лиц (НДФЛ) |
13%, 30%, 35% |
5. |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) |
Согласно ст. 342 НК РФ |
6. |
Водный налог |
Согласно ст. 333.12 НК РФ |
7. |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
Согласно ст. 333.3 НК РФ |
8. |
Государственная пошлина |
Согласно ст. 333.16–333.34 НК РФ |
Региональные налоги и сборы (статья 14 НК РФ) |
||
9. |
Транспортный налог |
Согласно ст. 361 НК РФ |
10. |
Налог на игорный бизнес |
Согласно ст. 339 НК РФ |
11. |
Налог на имущество организаций |
Согласно ст. 380 НК РФ |
Местные налоги и сборы (статья 15 НК РФ) |
||
12. |
Земельный налог |
Согласно ст. 394 НК РФ |
13. |
Налог на имущество физических лиц |
Согласно ст. 406 НК РФ |
14. |
Торговый сбор (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) |
Согласно ст. 415 НК РФ |
Другие виды классификации налогов и сборов. Налоги распределяются на два вида:
– раскладочные;
– квонтитивные.
К какому виду относить тот или иной налог, зависит от характера определения ставки.
«Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа “раскладывается” на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Раскладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в отношении купечества и промышленников в значительной мере действовал на протяжении всего XIX в. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Это в основном местные налоги. Так, например, в значительной части муниципалитетов в Канаде ежегодно ставка налога на имущество для формирования местных бюджетов определяется делением необходимой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, необходимая муниципалитету сумма средств “раскладывается” пропорционально стоимости имущества».
Квонтитивные (количественные, долевые) – это налоги, которые, противоположны раскладочным, и участвуют в формировании определенного фонда денежных средств, а не создаются для покрытия определенных расходов. Квонтитивные налоги дают учитывать возможность налогоплательщика уплатить этот налог.
В России также широко задействован еще один подход классификации действующих налогов и сборов. Это зависит от принципа, который положен в основу при выявлении адресата, т. е. конкретного получателя аккумулированных средств от поступлений от этого налога. Согласно такого принципа, налоги разделяют на регулирующие и собственные, которые еще называют закрепленными.
«Собственные (закрепленные) налоги – это те налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Регулирующие налоги – те налоги, отчисления (нормативы, иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих налогов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно устанавливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами. Но можно назвать и регулирующие налоги для субфедерального и местного уровней. Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, выступают регулирующими в отношениях между региональным (субъекта Федерации) и местными бюджетами. Нормативы, в соответствии с которыми поступления этих налогов “разделяются” между региональным и местными бюджетами, устанавливаются в ежегодных актах о бюджете соответствующего субъекта Федерации».
Налоги классифицируют по:
• статусу налогоплательщика – налог с физических лиц и налог с юридических лиц;
• степени периодичности уплаты, подразделяющейся на периодические налоги, которые определяют в налоговом периоде и непериодические, являющиеся единовременными.
По методу установления налоги разделяют на:
– прямые;
– косвенные.
«К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога».
Так если прямые налоги ориентированы в основном на процесс получения дохода, то косвенные налоги более связаны с процессом расходования собранных средств в бюджете.
«Косвенные налоги фактически – налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг».[16]
3.3. Функции налогов
Наиболее полно сущность и роль налогов и сборов проявляются в их функциях. Функции налогов раскрывают их сущностные свойства и внутреннее содержание, позволяя отражать назначение налогообложения в государстве как базовых отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.
При рассмотрении различных подходов к функциям налогов наиболее часто выделяют следующие функции:
1) фискальную;
2) перераспределительную;
3) контрольную;
4) регулирующую.
Фискальная функция (от лат. fiscus — корзина, казна) — это одна из основных функций налогов и сборов, которая отражает фундаментальное предназначение налогов — изъятие части доходов физических и юридических лиц в бюджет для финансирования выполнения социально-экономических задач государства и местного самоуправления. Усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта.