Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России
1.1. Налоговая система в Древней Руси
1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.
1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.
1.4. Налоговая система России XVIII в.
1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.
Глава 2. Налоговая система в СССР
2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП
2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы
2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей
2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.
2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны
2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов
2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации
3.2. Классификация налогов и сборов
Первыми шагами, которые сделал после вступления на престол Александр I, стали многочисленные реформы, в том числе и денежная (финансовая). Для выполнения более эффективного государственного управления было произведено реформирование правительства, в недрах которого создали восемь министерств. Одним из основных министерств являлось – Министерство финансов, которому и отдали податное дело (систему налогов). Первый глава Минфина Васильев А.И. применял неизменные финансовые меры, которые стали традиционными, проявляющиеся в покрытии дефицита бюджета с помощью следующих инструментов:
– выпуска займов в казенных банках;
– эмиссии ассигнаций.
От этого недостатка необходимо было избавляться и найти новые пути в налоговой политике и пополнении бюджета, позволяющие развиваться экономике. Реформаторство доверили не Минфину, а государственному секретарю М.М. Сперанскому. По заданию Александра I государственный секретарь начал выполнение программы реформ, которое получило название «План финансов». Состояние бюджета на тот момент было просто гибельным, для примера, по словам барона М.А. Корфа: «...125 000 000 дохода, 230 000 000 расхода, 577 000 000 долга, ни одного готового источника – вот какою была исходная точка, от которой надлежало идти к исправлению наших финансов...».
На тот период была сложная мировая обстановка (Россия вела войны, разорвала связи с Англией из-за присоединения к континентальной блокаде, которую ввел Наполеон) и дефицит бюджета превышал ежегодно доходы на одну треть и за 1801–1809 гг. составил почти 50 млн. рублей. К 1809 г. дефицит достиг 157,5 млн. руб.
«План финансов» подготовили к концу 1809 г., который представлял собой последовательные этапы реформирования финансовой системы России. Он состоял из двух частей:
– Первая часть, план мероприятий на 1810 г.;
– Вторая часть, устройство финансов «на будущее время».
Основные предложения состояли в следующем:
– оздоровление государственной денежной системы, в основном за счет прекращения эмиссии ассигнаций;
– установление жесткого контроля над государственными расходами;
– сокращение расходов и ликвидация системного дефицита бюджета страны.
В общем плане произошел отказ от эмиссии бумажных денег (ассигнаций), с одновременным усилением и увеличением налогового бремени для населения. Причем, Сперанский видел это увеличение как кратковременное, и только на один год, так как необходимо было найти средства для пополнения текущего бюджета и погашения долга, но в 1811 г. временное изменение было признано постоянным. 2 февраля 1810 г. был издан «Манифест», который придал плану Сперанского силу закона. Он признавал ассигнации, находящиеся в обороте, действительным госдолгом, декларировал отмену новой эмиссии денег. Одновременно было признано сокращение расходов и увеличение существующих податей и налогов.
Было произведено повышение подушной и оброчной подати с населения, гербовых и паспортных сборов, налогов с купеческих капиталов, таможенных пошлин. Одновременно увеличили цену на соль, в Петербурге и Москве ввели процентный сбор с иностранных ремесленников и с торгующих в лавках крестьян. Новизной реформ явилось, привлечение поместного дворянства к выплатам прямых налогов. В результате проведенных реформ, ставки сборов в среднем были увеличены в 1,5 раза. Это дало возможность увеличить доходы бюджета и с 1812 г. вновь увеличили налоговое бремя. Манифестом от 11 февраля 1812 г. предоставлялся специальный капитал, состоящий из двух частей:
– дохода от продажи государственного имущества;
– новых прибавок к налогам.
Одновременно повысили подушную и оброчную подати, пошлины, сбор с купеческих капиталов и др., введены новые налоги с торгующих крестьян, добровольный процентный сбор с помещичьих доходов. Из осуществляемого «плана финансов» кроме увеличения и появления новых налогов и сборов, не удалось осуществить предложений по отдельному управлению долгами и соответственно их погасить. Все новые налоговые поступления, предназначенные для погашения долгов, уходили в бюджет на текущие расходы, тем более началась отечественная война с Францией, а по сути, со всей Европой. Такое положение дел негативно сказывалось на общественном уровне и вызывало недовольство населения страны. Сложившаяся система стала порочной и кроме ущерба для экономики страны ничего положительного не давало. Она просто убивала на корню все начинания в области инвестиций, развития промышленности и сельского хозяйства. Это был просто порочный круг, ведущий к обнищанию населения, который вел страну к гибели. Кроме того, Сперанскому не удалось выполнить оздоровление денежной системы и пришлось прибегнуть для устранения дефицита бюджета к эмиссии бумажных денег, что привело к падению их стоимости до 70% номинальной стоимости.
Главным выводом здесь должно стать следующее, что сделало реформы провальными, не решило план оздоровления финансов страны:
– выбор неудачного времени (континентальная блокада Англии, война с Францией);
– высокие военные расходы;
– высокое налоговое бремя на постоянной основе. Высокие налоги необходимы в период перепроизводства по различным позициям.
В марте 1812 г. Сперанского отстранили от проведения реформ и выслали из столицы. Был одновременно совершен переход от реформы к частным мерам. Так был издан манифест «О введении повсеместно единообразного обращения государственных банковых ассигнаций», который предлагал, следующее:
– налоги, определенные на серебро, взимать ассигнациями по 2 рубля за рубль;
– доходы таможенные, с казенных земель по 3 рубля за рубль.
Такими мерами Министерство финансов решило спасти падающую стоимость ассигнаций. Так в стране появились два обособленных вида денег бумажные и металлические, про которые упоминают даже в художественной литературе. Когда спрашивали, вам ассигнациями или серебром? Такая ситуация продержалась до 1830 г. Манифест 1812 г. был нацелен на фискальную политику и в течение длительного времени попыток крупных реформ не предпринималось. Министерство финансов до 1823 г. проводила политику сугубо либеральную, так в 1819 г. были приняты тарифы, в результате чего рынок России наводнили импортные товары, что потом сравнили с нашествием Наполеона. Такой подход разорил отечественных производителей, в результате чего был подписан протекционистский тариф, просуществовавший до 1850 г., поддерживающий свою продукцию. Проводимая налоговая политика с 1812 г., то склонялась к ужесточению налогового бремени, то к снижению. Такая политика привела к резкому снижению налогоспособности населения и соответственно к крупным недоимкам. Такие недоимки пришлось аннулировать отдельным манифестом, а территории, которые пострадали от войны с Наполеоном, освободили от подушных податей и процентных денег с купеческих капиталов за 1813 г. Далее произвели отмену недоимок и штрафов за периоды 1812–1814 гг. на сумму не более 2 тысяч рублей.
В ходе таких мероприятий, Гурьевым было предложено уйти от ужесточения налогового бремени и перейти к косвенным налогам, которые способны будут пополнить бюджет страны. Первый шаг в таком направлении был сделан по отношению к соляному налогу. Так в соответствии Соляному уставу 1818 г. изменили казенный характер соляной регалии. Оставив неизменность государственной монополии, изменили подход к добыче и продаже соли. Теперь все предприниматели могли, как добывать, так и продавать соль. Далее в 1821 г. были введены новые налоги в виде пошлин с духовных завещаний, наследства, гербовой бумаги, крепостных актов. Вместо не оправдавшей себя системы откупов на вино, ввели винную монополию. Здесь министерство финансов видело введение акциза на производство вина. Политика винной монополии практических положительных результатов не дало. Политика министра Гурьева была противоречивой, но в ней есть и положительные моменты. Так, например, Гурьев пришел к идее резкого сокращения госрасходов, введения косвенных налогов, вместо прямых налогов, неэффективных при слабой платежеспособности населения. Идея введения косвенных налогов была продолжена его преемником Е. Ф. Канкриным. Им были сформулированы «частные правила системы», которые относились к налоговой политике:
– избегать новых займов, особливо заграничных, а еще более умножения массы ассигнаций, равно по мере возможности, и новых налогов;
– делать всевозможные облегчения в повинностях, улучшить существующие источники доходов и приостановить упадок других.
Сама система Канкрина являлась новаторской, но не радикальной и была нацелена на рационализацию и упорядочение государственных финансов. В дополнение таможенному тарифу 1822 г., в 1826 г. по системе Канкрина издали новый таможенный тариф на основе того же протекционизма, защищающего отечественного производителя. По нему были введены высокие таможенные пошлины, в результате чего таможенный доход вырос с 11 млн. рублей в 1824 г. до 26 млн. рублей в 1842 г.
По данному тарифу высокой пошлиной облагался сахар, с целью поощрения развития отечественного сахарного производства. Такой подход позволил быстрому росту свеклосахарного производства. Так, в 1802 г. появился первый сахарный завод, а уже к 1845 г. было 206 заводов с объемом производства 484 тыс. пудов (16 кг), а в 1845 г. – уже стало 340 заводов с производством 900 тыс. пудов.
Радикальным преобразованием Канкрина являлась реформа налогообложения торгово-промышленной деятельности. В рассматриваемый период основным звеном системы налогообложения являлось сельское хозяйство, а торговля занимала не более 1/10 части. Для развития промышленности вводились пониженные налоговые ставки и протекционистские таможенные ставки. Одновременно причиной эффективности промышленного налогообложения являлось несовершенство исчисления налогов и их сборов. Главной проблемой было уведомление со стороны производственников о своих доходах и уплаты 1%, единицей обложения был объявленный капитал, а не действительные масштабы торгово-промышленной деятельности. Контроля за реальной величиной капитала со стороны государства за промышленниками не было. Поэтому 14 ноября 1824 г. положением «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний» такое положение дел в системе налогообложения изменили. Введенная «патентная» система сохранилась вплоть до 1917 г., и после долгого перерыва она действует и в современной Российской Федерации. Особенностью этого налога еще стала его прогрессивность, т.е. за превышение количества торговых точек уплачивался дополнительный билетный сбор. Также для мещан были введены особые свидетельства, до этого они были свободны от налогообложения. «Положение» 1824 г. вначале способствовало росту поступлений, а затем началось падение (табл. 6).
Таблица 6
Динамика поступлений от «патентного» (промыслового) налога
Годы |
1824 |
1825 |
1826 |
1827 |
1828 |
Поступления, млн. руб. |
9,5 |
13,0 |
10,8 |
8,1 |
7,8 |
Падение было вызвано, прежде всего, несоразмерностью обложения, и мелкие предприниматели стали уходить из бизнеса или, выражаясь современным языком, ушли в «тень». Знакомая картина для нашего времени, просто руководству страны и представителям фискальной системы необходимо изучать историю, чтобы не повторять предыдущих ошибок. Для исправления сложившегося положения, была сокращена стоимость патентов для мелких предпринимателей. В результате принятых мер падение доходов прекратилось, и начался постепенный рост (табл. 7).
Таблица 7
Динамика поступлений от «патентного» (промыслового) налога
Периоды |
1830–1840 |
1840–1850 |
1850–1860 |
Рост,%. |
40 |
20 |
50 |
Серьезная реформа была затеяна в откупном деле (винная монополия). Предыдущая система давала серьезный сбор, и казенное управление питейными сборами было отменено. Вместо этого возобновили откупную систему, которая стала самым крупным доходным налогом в бюджет. В период Канкрина дефицит бюджета стал самым минимальным за всю историю. Основой налоговой политики Канкрина стало уменьшение налогового бремени и одновременно расходной части госбюджета, в основном военной. Проводимая реформа Канкрина затруднялась проводимыми в то время войнами – с Персией (1826–1828 гг.), а также с Турцией (1828–1829 гг.).
Все возрастающие потребности государства необходимо было удовлетворять, но платежеспособность населения не позволяла, не только увеличивать налоги, но и их собирать. Проводимое аннулирование недоимок ничего не дало, и по просьбе Канкрина для неплательщиков была введена экзекуция. Были созданы специальные воинские части для сбора налогов и наказания злостных неплательщиков. Такая мера не дала положительного результата, а наоборот ухудшила положение, что вкупе с неурожаями добивало бюджет страны. В сложившейся ситуации, ввиду невозможности увеличения ставок на прямые налоги, ввели акциз на табак, 20% от продажной цены, а также увеличили ставки косвенных налогов. Так увеличили гербовую и соляную и таможенные пошлины, усилили земские сборы, известные с XV в. Только в XIX в. их закрепили законодательно в положении «Предварительное положение о земских повинностях».