Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России

1.1. Налоговая система в Древней Руси

1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.

1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.

1.4. Налоговая система России XVIII в.

Содержание

1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.

Глава 2. Налоговая система в СССР

2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП

2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей

2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.

2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны

2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов

2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации

3.1. Понятие налогов и сборов

3.2. Классификация налогов и сборов

3.3. Функции налогов

3.4. Принципы налогообложения

3.5. Механизм налогообложения и способы взимания налогов

Заключение

Список использованных источников

г) на недоимки по другим платежам населения – 0,1%.

В разделе IV предусматриваются меры взыскания с должников в виде ареста денег, товара, кредитов, списания со счетов и другое.

В разделе V перечислялось имущество, на которое нельзя было наложить взыскание. Например, нельзя наложить взыскание на государственное имущество, не подлежащее по закону отчуждению; на кооперативные и колхозные промышленные и кустарно-промысловые предприятия (помещение, оборудование, инструменты и др.); на неделимые фонды промысловокооперативных организаций и на следующие фонды колхозов, промколхозов: неделимый, общественный, фонда капитального строительства, семенной и страховой фонды; на сырье и топливо, необходимые для работы предприятий в течение 3 месяцев; на жилые и хозяйственные постройки; на сельскохозяйственный живой и мертвый инвентарь в количестве, необходимом для выполнения производственных планов данного хозяйства; на неснятый урожай; на семена в количестве, необходимом для выполнения производственных планов данного хозяйства; на корм скоту в количестве, необходимом для сбора новых кормов; на паевые взносы кооперативных организаций в вышестоящие кооперативные организации; на причитающееся недоимщику страховое вознаграждение по обязательному страхованию; на заработную плату рабочих и служащих обращение и взыскание допускается лишь в части, не превышающей:

– 10% при заработной плате не свыше 100 руб. в месяц;

– 20% -//- свыше 100 руб. до 300 руб.;

– 30% -//- свыше 300 руб. в месяц.

Здесь наглядный пример, того как надо бережно и осторожно подходить к взысканию с должников, чтобы не получить разорение и банкротство должников.

В разделе VI рассматривается порядок взыскания, реализации взыскиваемого имущества, порядок передачи имущества и другое.

Раздел VII предусматривает меры ответственности против должностных лиц-должников в виде дисциплинарной, уголовной и гражданской ответственности.

В разделе VIII проводится алгоритм отсрочки и рассрочки платежей, сложение недоимок и возврат неправильно поступивших сумм.

Заключительный раздел IX предусматривает порядок обжалования действий и распоряжений должностных лиц по взысканию платежей. [8]

2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.


2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны

В 50-х годах XX века в связи с восстановлением народного хозяйства и системными реформами в налоговой плоскости были произведены изменения, которые затронули бюджетную систему страны.

Так был утвержден Закон СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и Союзных республик», который предполагал, что «Средства Государственного бюджета СССР образуются преимущественно за счет доходов от социалистического хозяйства, постоянно растущих на основе непрерывного расширения и совершенствования социалистического производства. В образовании доходов Государственного бюджета СССР принимают граждане СССР своими личными доходами путем уплаты налогов, установленных законами СССР, и добровольного взноса средств».

Согласно статьи 11 данного Закона в доходы Государственного бюджета СССР включаются:

а) часть доходов предприятий и хозяйственных организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей;

б) подоходный налог с колхозов, предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций;

в) налоги с населения;

г) другие доходы, предусмотренные законодательством СССР.

Согласно статьи 12 рассматриваемого закона «Платежи государственных предприятий и хозяйственных организаций, а также колхозов, предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций, поступающие в Государственный бюджет СССР, устанавливаются законами СССР и издаваемыми в соответствии с ними постановлениями Совета Министров СССР. Налоговые платежи населения устанавливаются Верховным Советом СССР». Здесь мы видим разделение полномочий по установлению законов в части взимания налоговых платежей.

Следующим обязательным условием было разделение в части поступлений налогов в различные бюджеты. Так согласно статьи 29 в союзный бюджет включаются доходы:

а) налог с оборота предприятий и организаций, за исключением части, передаваемой в государственные бюджеты союзных республик;

б) отчисления от прибылей государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения;

в) подоходный налог с населения, за исключением части, передаваемой в государственные бюджеты союзных республик;

д) таможенные и другие доходы, предусмотренные законодательством СССР.

Согласно статьи 35 раздела IV исследуемого нами закона в государственные бюджеты союзных республик поступают следующие доходы:


а) отчислений от прибылей и другие поступления от предприятий и хозяйственных организаций, подведомственных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся;

б) лесной доход, подоходный налог с колхозов, походный налог с предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций;

в) сельскохозяйственный налог;

г) отчисления от подоходного налога с населения в размере 50%;

д) государственная пошлина, местные налоги и сборы и другие доходы, устанавливаемые в порядке, предусматриваемом законодательством СССР.

Кроме того, в государственные бюджеты союзных республик сверх доходов, предусмотренных в статье 35, согласно статьи 36, передавались:

а) средства государственного социального страхования на выплату пенсий;

б) отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном бюджете СССР. Контроль за исполнением Государственного бюджета СССР осуществляется Министерством финансов СССР в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР, а в части бюджетов союзных республик контроль осуществлялся Минфином республик.

Надо здесь отметить, что данный закон был более чем демократичен по отношению к союзным республикам. Они обладали равными правами по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета республик. Бюджетное устройство союзных республик определялось их государственным устройством и устанавливалось Верховными Советами союзных республик в соответствии с Законом СССР. В случае принятия Закона СССР, который мог увеличить расходы республик, то им перечислялись дополнительные суммы из Союзного бюджета и наоборот. [9]

2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов

В начале 70-х годов в СССР было утверждено новое положение о Министерстве финансов СССР. Согласно Постановления Совета Министров СССР от 16 февраля 1971 г. № 105 (СП СССР, 1971 г., № 4, ст. 28) утвердили Положение о Министерстве финансов СССР. Согласно данного положения Минфин СССР обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики Советского государства и осуществляет общее руководство организаций государственных финансов в стране.


Так на основе действующего законодательства Минфин СССР определяет порядок исчисления и уплаты государственных и местных налогов и сборов, взимаемых с учреждений, предприятий, организаций и населения, платежей из прибыли государственных предприятий и организаций, налога с оборота и других платежей в бюджет, организует работу по взиманию платежей в бюджет и руководит ею.

Кроме того, согласно Постановления Совета Министров СССР от 11 апреля 1953 г. № 1002 расширялись права Министров СССР и перечень здесь более чем обширен для своевременного и быстрого оказания услуг предприятиям, организациям.

В отличие от налоговой системы современной России, в СССР не было такого четкого распределений функций, в силу отсутствия специального уполномоченного органа, как Федеральная налоговая служба (ФНС). Поэтому различные структуры были наделены различными полномочиями, так существовали примерное положение о городском, районном в городе совете депутатов трудящихся (одобрено Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г.), которое предусматривало за такими советами право не только рассматривать, утверждать и исполнять местные бюджеты, но и руководить работой по исчислению и взиманию государственных и местных налогов и сборов, а также в соответствии со статьей 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР о местных налогах и сборах понижать ставки и устанавливать льготы по местным налогам и сборам как для отдельных категорий облагаемых объектов и групп плательщиков, так и для отдельных плательщиков; не вводить на территории города налог с транспортных средств и налога со скота (позже отменен), предоставлять льготы по сельскохозяйственному налогу.

На уровне сельских, поселковых советов существовало свое примерное положение (одобрено Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1968 г.), которое предусматривало в налоговой области, следующее:

обеспечивать поступление налоговых, страховых и иных платежей от населения, вести на территории сельского Совета работу по приему этих платежей и обеспечивать своевременную их сдачу в учреждения Государственного банка СССР, содействовать на территории поселка работе государственных трудовых сберегательных касс по приему указанных платежей от населения;

– осуществлять контроль за своевременным внесением колхозами, совхозами, предприятиями и организациями, расположенными на территории Совета, платежей в сельский, поселковый бюджет, а также отчислений колхозов в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, заслушивать доклады руководителей колхозов, совхозов, предприятий и организаций по этим вопросам;


– предоставлять льготы по местным налогам и сборам в соответствии со статьей 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР о местных налогах и сборах, а также предварительному заключению районных, городских финансовых органов – по сельскохозяйственному налогу в соответствии со статьей 18 Закона СССР о сельскохозяйственном налоге.

Начиная с послереволюционных годов и до начала 90-х годов, работа с налогами производилась через различные структуры и лишь в 1990 году в Министерстве финансов СССР образовали Главную государственную налоговую инспекцию, которую затем через год преобразовали в Государственную налоговую службу.

Кроме этого, Указом Президента СССР в 1991 году был введен налог с продаж, представляющий собой надбавку к цене реализуемого товара, который затем перешел в систему налогов Российской Федерации и был отменен в современной России в конце 2002 года. [10]

2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.

Теперь непосредственно приступим к налогам и налогообложению в период 50–90 гг. Надо здесь сказать, что в отличие от современного налогообложения России в СССР не существовало Налогового Кодекса и все принимаемые решения оформлялись в виде Постановлений, Распоряжений Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР и союзных республик, Указов Президиума Верховного Совета СССР и документами других органов, которые будем указывать по тексту. Перечень видов налогов:

1. Налог с оборота (Постановление Совета Министров СССР от 11 февраля 1974 г. № 105).

2. Платежи в бюджет из прибыли предприятий и организаций (Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о 4 октября 1965 г. № 729).

3. Подоходный налог с колхозов. Единый рыболовный сбор.

– подоходный налог с колхозов (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1965 г., утвержден Законом СССР от 2 октября 1965 г.);

– единый рыболовный сбор «О порядке обложения ловецких колхозов и единоличных ловецких хозяйств» (Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров СССР о 23 апреля 1930 г).

4. Подоходный налог с предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций (Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 22 апреля 1941 г. № 1078), заменен на подоходный налог с прибыли (Постановление Совета Министров СССР от 25 сентября 1956 г. № 1245).

5. Лесной доход (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1948 г.).