Файл: Добровольный отказ от совершения преступления и его уголовно-правовое значение.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление добровольного отказа как института уголовного права России
1.1 Добровольный отказ: становление и развитие до уголовного законодательства СССР
1.2 Добровольный отказ от преступления от уголовного законодательства СССР до наших времен
2. Общая характеристика добровольного отказа от совершения преступления
2.1 Понятие добровольного отказа от преступления
2.2. Признаки добровольного отказа
2.3 Значение института добровольного отказа от совершения преступления и его юридические последствия
При покушении требования к добровольному отказу зависят от вида покушения: при неоконченном покушении добровольный отказ от преступления возможен в любом случае (в форме действия или бездействия), при оконченном покушении добровольный отказ возможен лишь при наличии двух обязательных признаков: а) отказ осуществляется в форме действия; б) лицо сохраняет контроль над дальнейшим развитием событий и может не допустить окончания преступления или наступления общественно опасных последствий (виновный заложил взрывное устройство с часовым механизмом, но вернулся и выключил его)[33].
Этот признак означает, что прекращение лицом действий по реализации своего преступного замысла имеет качество добровольного отказа только в случае, если в реально совершенном деянии еще не содержится признаков состава неоконченного преступления. В науке на этот счет имеется прочная позиция, что добровольный отказ возможен лишь на этапе приготовительных действий и неоконченного покушения.
5) сознание возможности довести преступление до конца; здесь важно субъективное восприятие лицом такой возможности; в объективной реальности могут существовать препятствия совершению оконченного преступления (охрана, надлежащая физическая защищенность и т. д.), но если они субъективно не воспринимаются виновным (он не знает о них), то уголовно-правового значения это не имеет;
Действительно, лицо могло заблуждаться относительно реальной возможности получить желаемое в результате совершения преступления, что в значительной мере могло повлиять на её поведение, но не на убеждение. Поэтому в случае, когда человек полагал, будто сможет довести преступление до конца, хотя в действительности возможность отсутствовала, о чем ему не было известно, данный отказ надлежит признавать добровольным.
6) фактически совершенное деяние не содержит признаков другого преступления; согласно ч. 3 ст. 31 УК РФ «лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления»[34].
В связи с этим, прекращая уголовное преследование, первоначально необходимо установить добровольный отказ и сослаться на ст. 31 УК РФ. Такое положение облегчит в дальнейшем проверку материалов прекращенных уголовных дел и оправдательных приговоров. При проведении проверки суд или иные органы и должностные лица будут понимать, на каком институте уголовного права основано процессуальное решение.
Рассуждать о неприменении уголовной ответственности при наличии признаков добровольного отказа от преступления можно только при правильном понимании основания уголовной ответственности. Учитывая, что единственным основанием уголовной ответственности является состав преступления (ст. 8 УК РФ), можно сделать верный и логически оправданный вывод, что при добровольном отказе отсутствуют признаки состава преступления.
Лицо прекращает свои общественно опасные действия самостоятельно, при этом внешние факторы не подталкивают его к этому. В деянии лица отсутствуют признаки как оконченного, так и неоконченного преступления. Лицо еще не преступило ту грань, когда закон признает его действия преступлением.
В деянии, фактически совершенном лицом, нет признаков объективной стороны состава преступления. Для ответственности за преступление недостает выполнения преступного деяния или преступного результата, а также несовершения преступления по не зависящим от лица обстоятельствам. Предварительная деятельность, совершенная до отказа от совершения преступления, не является преступлением, прекращение ее самим лицом нейтрализует всю общественную опасность первоначальных действий. Вся деятельность превращается в правомерную.
Исключение основывается не только на отсутствии объективной стороны состава преступления, при добровольном отказе отсутствует и субъективная сторона. В начальный момент совершения действий (бездействия) лицо хотя и желало наступления преступного результата, но данное деяние еще не может причинить вред объекту[35]. Лицо не продолжает действия по реализации первоначальных намерений по собственному желанию, осознавая возможность совершить задуманное преступление, и самостоятельно ликвидирует все результаты своей деятельности.
Сказанное позволяет заключить, что добровольный отказ от доведения преступления до конца, детальная регламентация которого представлена в действующем уголовном законодательстве, является важным средством предупреждения начатых преступлений.
Учитывая направленность уголовно-правовых предписаний о добровольном отказе на самый широкий круг лиц, повышению эффективности этого превентивного уголовно-правового средства, как представляется, могло бы способствовать совершенствование процесса уголовно-правового информирования населения, повышение его правовой культуры и т.п.
2.3 Значение института добровольного отказа от совершения преступления и его юридические последствия
Существующее уголовное законодательство устанавливает принцип исключения уголовной ответственности при условии, что лицо добровольно отказалось от совершения преступления.
В статья 31 Уголовного кодекса Российской Федерации сказано, что лицо, по собственному желанию отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если уже совершенное им деяние содержит тот или иной состав преступления[36]. Привлечение субъекта к уголовной ответственности при добровольном отказе возможно только тогда, когда совершенные им действия (бездействие) до отказа включали в себе признаки состава иного оконченного преступления, а не того, от совершения которого оно добровольно отказалось. Ежели при добровольном отказе от начатого преступления лицо не совершит другого оконченного преступления, то оно совсем не привлекается к уголовной ответственности.
В тех случаях, когда преступление осуществляется несколькими лицами, добровольный отказ при соучастии исключает ответственность только отказавшегося от преступления лица, поскольку добровольный отказ исполнителя не может исключать уголовную ответственность других соучастников, если они сами не отказались от совершения преступления. Также и добровольный отказ соучастников не исключает ответственности исполнителя.
Добровольный отказ организатора преступной группы может выражаться в прекращении образования или расформировании организованной группы или преступного сообщества до момента, когда они будут признаны созданными.
Если организатор сумел предотвратить готовящееся преступление, то его действия уже не имеют общественной опасности и в них отсутствует состав преступления. Уголовная ответственность для такого организатора исключается.
Если исполнитель все же совершил преступление, то организатор подлежит уголовной ответственности. Его действия по предотвращению преступления будут учтены судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства.
Так, Судебная коллегия Томского областного суда пришла к выводу, что действия осужденной Рудниченко И.В. квалифицированы судом по ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ правильно. Оснований полагать, что Рудниченко И.В. добровольно отказалась от совершения преступления, не имеется.
Из исследованной в судебном заседании фонограммы разговора между осужденной и свидетелем Т. состоявшегося 29.07.2014, следует, что он логически завершился тем, что осужденная сообщила свидетелю номер телефона потерпевшего и между ними состоялась договоренность о следующей встрече после выполнения заказа через записку под дворником автомобиля.
После 29.07.2014 Рудниченко И.В. интересовалась тем, когда Т. выполнит заказ.
В полицию осужденная с заявлением о совершаемом ею преступлении не обращалась. Никаких мер по предотвращению преступления Рудниченко И.В. не совершала.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что осужденная добровольно не отказывалась от совершения преступления[37].
Уголовному праву известен лишь один случай основания ответственности - виновное совершение лицом общественно опасное деяния, охватывающего все признаки состава преступления. Лицо, чье деяние не предусмотрено уголовным законом преступным, не привлекается к уголовной ответственности за это деяние.
Отсюда следует, что статья 31 Уголовного кодекса Российской Федерации фиксирует одно лишь основание исключения уголовной ответственности при добровольном отказе, а именно отсутствие в поведении человека состава именно того преступления, от доведения которого он отказался.
Отсутствие наличия состава преступления в поведении того или иного лица, самостоятельно, а главное добровольно отказавшегося от доведения начатой преступной деятельности до конца, определяется тем, что не только его деяние, выраженное в форме действия или бездействия, совершать которое оно прекратило по своей воле, но и также само это лицо прекратило быть общественно опасным. Стало быть, если совершаемое им деяние не является общественно опасным, то логично, что оно и не может быть признано преступлением.
Субъект института добровольного отказа с концами приостанавливает уже было начатое им преступление и не доводит его до конца. Такое прекращение может проявляться в виде активного поведения лица, при котором оно целиком аннулирует все доселе содеянное им, или в виде бездействия, при котором это лицо воздерживается от продолжения и доведения до конца начатой деятельности[38].
Таким образом, с момента прекращения посягательства на правоохраняемые объекты действия (бездействия) субъекта лишаются своей общественной опасности, поскольку они не образуют никакой опасности причинения вреда этим объектам. На оценку деятельности, совершенной лицом еще до его добровольного отказа, может служить волевое поведение этого лица, направленное на добровольное прекращение уже начатого совершения преступления. Такое поведение к тому же говорит и об отпадение умысла у него на дальнейшее совершение преступления.
Аналогичное бросание продолжения преступной деятельности акцентирует внимание и на отпадение в общем вины лица, прекратившего совершение посягательства[39]. Предупреждение готовящихся преступлений и покушений на них осуществляется с целью недопущения или ослабления общественной опасности уже начатой деятельности, путем исключения возможности довести ее до стадии окончания. Здесь существенное значение отдается деятельности работников правоохранительных органов, располагающих для этого необходимыми особенными силами и приемами, а также используют специальные методы.
Организационный момент этой работы очень схож с предотвращением преступлений, ведь приготовление к преступлению, зачастую и покушение имеют порой большой разрыв во времени между началом посягательства и наступлением вредных последствий в результате его осуществления. Заметно влияние и пространственного фактора, когда место подготовки может быть отдалено от места предполагаемого непосредственного посягательства. Но не нужно ставить знак равенства между проводимыми мероприятиями, не принимая во внимание отличий между замыслом и его внешним проявлением, при приготовлении и покушении, хотя данное обстоятельство может и неучитываться на практике. Сотрудники правоохранительных органов могут получать информацию о готовящихся преступления теми или иными способами.
При этом они ориентируются и обращают внимание на лиц, жизненные условия которых говорят о том, что при известных обстоятельствах они могут встать на преступную дорожку.
Из числа всевозможных приемов, задействованных сотрудниками правоохранительных органов для предупреждения готовящихся преступлений, особая роль отводится побуждению лиц к добровольному отказу от продолжения и доведения до конца начатой деятельности, исключающему общественную опасность содеянного. Будучи наиболее гуманным способом предупреждения преступности, добровольный отказ дает шанс лицам своевременно опомниться и встать на путь закона.
Стоит отметить и то, что официально закреплённый в уголовном законодательстве принцип исключения уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения преступления наделяет органы охраны правопорядка большими возможностями для деятельного воздействия на лиц, выбравших криминальную дорожку[40]. Добровольный отказ указывает на прекращение человеком по собственному желанию совершения преступления. Принимая сказанное к сведению, можно сказать, что исправление такого лица не требует применения к нему мер уголовно-правового воздействия.