Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1333
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования «трудных» учащихся и работы педагога с ними
1.1. «Трудные» учащиеся: понятие и специфика
1.2. Методы и средства работы с «трудными» учащимися
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся
3.3. Результаты контрольной диагностики
Нами осуществлена процедура проверки достоверности различий изучаемых показателей в контрольной и экспериментальной группе с использованием статистического критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в табл.4.
Таблица 4
Результаты проверки достоверности различий показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Шкала установки на социально-желательные ответы |
197,50 |
267,50 |
77,50 |
0,15 |
Склонность к преодолению норм и правил |
211,50 |
253,50 |
91,50 |
0,40 |
Склонность к аддиктивному поведению |
233,00 |
232,00 |
112,00 |
1,00 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
194,00 |
271,00 |
74,00 |
0,11 |
Склонность к агрессии и насилию |
205,50 |
259,50 |
85,50 |
0,27 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
248,00 |
217,00 |
97,00 |
0,53 |
Склонность к делинквентному поведению |
202,50 |
262,50 |
82,50 |
0,22 |
Таким образом, на основании результатов статистического анализа мы можем заключить, что контрольная группа не отличается от экспериментальной группы по показателям склонности к отклоняющемуся поведению.
Мы можем говорить о том, что для подростков - участников исследования характерна выраженная склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к нарушению норм и правил, имеются тенденции к проявлению к аддиктивному поведению. Для отдельных подростков характерна выраженная направленность на делинквентное поведение.
Осуществим описание результатов исследования, полученным с использованием тестом «Агрессивность межличностных отношений». Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты диагностики тестом «Агрессивность межличностных отношений» (А. Ассингера) на констатирующем этапе исследования (n=30)
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
норма |
9 |
60% |
5 |
33% |
высокий |
6 |
40% |
10 |
67% |
В ходе исследования нами было определено, что большинство участников контрольной группы (67%) характеризуются высоким уровнем выраженности показателей агрессивности межличностных отношений, тогда как в экспериментальной группе аналогичный уровень диагностируется у 40% участников. Средний уровень агрессивности межличностных отношений характерен для 9 участников экспериментальной группы (60%) и пяти участников контрольной группы (33%).
Нами выполнена процедура проверки достоверности различий выраженности показателей агрессивности межличностных отношений в контрольной и экспериментальной группах. Результаты расчета отражены в табл. 6.
Таблица 6
Результаты проверки достоверности различий показателей агрессивности межличностных отношений в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе исследования
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Агрессивность межличностных отношений |
205,50 |
259,50 |
85,50 |
0,27 |
Определено, что уровень агрессивности межличностных отношений в контрольной группе не выше уровня агрессивности межличностных отношений в экспериментальной группе.
Обратимся к описанию результатов исследования враждебности по шкале Кука-Мадлей. Результаты представлены в табл. 7 и табл.8.
Таблица 7
Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе (n=15)
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
3 |
20% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
11 |
73% |
10 |
67% |
12 |
80% |
Высокий |
1 |
7% |
5 |
33% |
3 |
20% |
В ходе исследования нами было определено, что большинство участников как контрольной (93%), так и экспериментальной группы (73%) характеризуются средним уровнем выраженности цинизма. Показатели агрессивности на высоком уровне диагностируются у 60% участников контрольной и 33% участников экспериментальной группы.
Таблица 8
Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования в контрольной группе (n=15)
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
1 |
7% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
14 |
93% |
6 |
40% |
12 |
80% |
Высокий |
0 |
0% |
9 |
60% |
3 |
20% |
Выраженную враждебность в межличностных отношениях предположительно будут проявлять по три участника в контрольной и экспериментальной группе (по 20%).
Результаты проверки достоверности различий представлены в табл. 9.
Таблица 9.
Результаты проверки достоверности различий по показателям шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Цинизм |
239,50 |
225,50 |
105,50 |
0,79 |
Агрессивность |
197,00 |
268,00 |
77,00 |
0,15 |
Враждебность |
263,50 |
201,50 |
81,50 |
0,21 |
Таким образом, мы можем заключить, что по показателям шкалы Кука-Мадлей две группы исследования не различаются.
Обратимся к описанию результатов исследования особенностей выраженности склонности к различным формам девиантного поведения. Результаты диагностики с использованием диагностического опросника ДАП-П. Представлены в таблице 10 и таблице 11, соответственно.
Таблица 10.
Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в экспериментальной группе
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к девиантному поведению |
Склонность к суициду |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
9 |
60% |
8 |
53% |
12 |
80% |
Высокий |
6 |
40% |
7 |
47% |
3 |
20% |
Таблица 11.
Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в контрольной группе
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к девиантному поведению |
Склонность к суициду |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
9 |
60% |
10 |
67% |
9 |
60% |
Высокий |
6 |
40% |
5 |
33% |
6 |
40% |
Результаты психодиагностического исследования позволяют говорить о том, что большинство участников исследования характеризуются средним уровнем выраженности склонности к аддиктивному поведению, а также склонности к самоповреждающему поведению.
Применительно показателя склонности к девиантному поведению определено, что 53% участников экспериментальной группы, а также 67% участников контрольной группы характеризуются средний уровнем склонности к такого рода реагированию.
Результаты проверки достоверности различий показателей склонности к девиантному поведению с использованием критерия Манна-Уитни представлены в таблице 12.
Таблица 12.
Результаты проверки достоверности различий по показателям методики ДАП-П
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Склонность к аддиктивному поведению |
219,00 |
246,00 |
99,00 |
0,59 |
Склонность к девиантному поведению |
242,50 |
222,50 |
102,50 |
0,69 |
Склонность к суициду |
201,00 |
264,00 |
81,00 |
0,20 |
Обратимся к описанию результатов диагностики склонности к суицидальным реакциям. Результаты диагностики с использованием методики СР-45 представлены в таблице 13.
Таблица 13.
Результаты исследования риска суицидального поведения
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Ниже среднего |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
7 |
47% |
13 |
87% |
Выше среднего |
8 |
53% |
2 |
13% |
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Результаты исследования позволяют заключить, что большинство участников контрольной группы (87%), а также 47% участников экспериментальной группы имеют средний уровень риска суицидального поведения, уровень риска выше среднего диагностируется у 53% участников экспериментального, а также у 13% участников контрольной группы.
Результаты статистического анализа представлены в таблице 14.
Таблица 14.
Результаты проверки достоверности различий сформированности риска суицидального поведения
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Склонность к суицидальным реакциям |
247,50 |
217,50 |
97,50 |
0,55 |
Статистически достоверные различия по изучаемым показателям отсутствуют.
По результатам предварительной диагностики можно говорить об фактической эквивалентности контрольной и экспериментальной группы по интересующим нас показателям.
3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся
Выполненное эмпирическое исследование позволило заключить, что проблема девиантного поведения у подростков является исключительно значимой и актуальной. Разрабатывая профилактическую программу, мы ориентировались на тех подростков, девиантные паттерны поведения у которых еще недостаточно сформированы, а также не приобрели устойчивый характер. Профилактическая деятельность основывалась на том, что осуществить превентивное воздействие в отношение уже сформированного негативного явление достаточно сложно. В связи с этим, в качестве приоритетного объекта нашего интереса выступали те подростки, которые имеют определенную склонность к отклоняющемуся поведение, но оно еще не имеет устойчивого, закрепленного характера, которые имеют определенные морально-нравственные ориентиры и у которых не выявлен системный характер девиантного поведения.
Профилактическая работа с такой категорией подростков средствами арт-терапии будет более эффективной тогда, когда этот процесс осуществляется не только на основании принципа гуманизма, но также с учетом принципов воспитания, а также если профилактическая деятельность охватывает различные сферы деятельности подростков с отклоняющимся поведением. Обозначенные обстоятельства позволяют говорить о том, что исключительно значимым условием оптимизации психологической работы с такими подростками выступает использование системного подхода к процессу психологической профилактики.