Файл: «Трудные» учащиеся и работа педагога с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1196

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нами осуществлена процедура проверки достоверности различий изучаемых показателей в контрольной и экспериментальной группе с использованием статистического критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в табл.4.

Таблица 4

Результаты проверки достоверности различий показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Шкала установки на социально-желательные ответы

197,50

267,50

77,50

0,15

Склонность к преодолению норм и правил

211,50

253,50

91,50

0,40

Склонность к аддиктивному поведению

233,00

232,00

112,00

1,00

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

194,00

271,00

74,00

0,11

Склонность к агрессии и насилию

205,50

259,50

85,50

0,27

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

248,00

217,00

97,00

0,53

Склонность к делинквентному поведению

202,50

262,50

82,50

0,22

Таким образом, на основании результатов статистического анализа мы можем заключить, что контрольная группа не отличается от экспериментальной группы по показателям склонности к отклоняющемуся поведению.

Мы можем говорить о том, что для подростков - участников исследования характерна выраженная склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к нарушению норм и правил, имеются тенденции к проявлению к аддиктивному поведению. Для отдельных подростков характерна выраженная направленность на делинквентное поведение.

Осуществим описание результатов исследования, полученным с использованием тестом «Агрессивность межличностных отношений». Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики тестом «Агрессивность межличностных отношений» (А. Ассингера) на констатирующем этапе исследования (n=30)

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

низкий

0

0%

0

0%

норма

9

60%

5

33%

высокий

6

40%

10

67%


В ходе исследования нами было определено, что большинство участников контрольной группы (67%) характеризуются высоким уровнем выраженности показателей агрессивности межличностных отношений, тогда как в экспериментальной группе аналогичный уровень диагностируется у 40% участников. Средний уровень агрессивности межличностных отношений характерен для 9 участников экспериментальной группы (60%) и пяти участников контрольной группы (33%).

Нами выполнена процедура проверки достоверности различий выраженности показателей агрессивности межличностных отношений в контрольной и экспериментальной группах. Результаты расчета отражены в табл. 6.

Таблица 6

Результаты проверки достоверности различий показателей агрессивности межличностных отношений в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе исследования

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Агрессивность межличностных отношений

205,50

259,50

85,50

0,27

Определено, что уровень агрессивности межличностных отношений в контрольной группе не выше уровня агрессивности межличностных отношений в экспериментальной группе.

Обратимся к описанию результатов исследования враждебности по шкале Кука-Мадлей. Результаты представлены в табл. 7 и табл.8.

Таблица 7

Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе (n=15)

Цинизм

Агрессивность

Враждебность

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

3

20%

0

0%

0

0%

Средний

11

73%

10

67%

12

80%

Высокий

1

7%

5

33%

3

20%

В ходе исследования нами было определено, что большинство участников как контрольной (93%), так и экспериментальной группы (73%) характеризуются средним уровнем выраженности цинизма. Показатели агрессивности на высоком уровне диагностируются у 60% участников контрольной и 33% участников экспериментальной группы.


Таблица 8

Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования в контрольной группе (n=15)

Цинизм

Агрессивность

Враждебность

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

1

7%

0

0%

0

0%

Средний

14

93%

6

40%

12

80%

Высокий

0

0%

9

60%

3

20%

Выраженную враждебность в межличностных отношениях предположительно будут проявлять по три участника в контрольной и экспериментальной группе (по 20%).

Результаты проверки достоверности различий представлены в табл. 9.

Таблица 9.

Результаты проверки достоверности различий по показателям шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Цинизм

239,50

225,50

105,50

0,79

Агрессивность

197,00

268,00

77,00

0,15

Враждебность

263,50

201,50

81,50

0,21

Таким образом, мы можем заключить, что по показателям шкалы Кука-Мадлей две группы исследования не различаются.

Обратимся к описанию результатов исследования особенностей выраженности склонности к различным формам девиантного поведения. Результаты диагностики с использованием диагностического опросника ДАП-П. Представлены в таблице 10 и таблице 11, соответственно.

Таблица 10.

Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в экспериментальной группе

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к девиантному поведению

Склонность к суициду

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

0

0%

0

0%

0

0%

Средний

9

60%

8

53%

12

80%

Высокий

6

40%

7

47%

3

20%


Таблица 11.

Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в контрольной группе

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к девиантному поведению

Склонность к суициду

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

0

0%

0

0%

0

0%

Средний

9

60%

10

67%

9

60%

Высокий

6

40%

5

33%

6

40%

Результаты психодиагностического исследования позволяют говорить о том, что большинство участников исследования характеризуются средним уровнем выраженности склонности к аддиктивному поведению, а также склонности к самоповреждающему поведению.

Применительно показателя склонности к девиантному поведению определено, что 53% участников экспериментальной группы, а также 67% участников контрольной группы характеризуются средний уровнем склонности к такого рода реагированию.

Результаты проверки достоверности различий показателей склонности к девиантному поведению с использованием критерия Манна-Уитни представлены в таблице 12.

Таблица 12.

Результаты проверки достоверности различий по показателям методики ДАП-П

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Склонность к аддиктивному поведению

219,00

246,00

99,00

0,59

Склонность к девиантному поведению

242,50

222,50

102,50

0,69

Склонность к суициду

201,00

264,00

81,00

0,20

Обратимся к описанию результатов диагностики склонности к суицидальным реакциям. Результаты диагностики с использованием методики СР-45 представлены в таблице 13.

Таблица 13.

Результаты исследования риска суицидального поведения

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

Низкий

0

0%

0

0%

Ниже среднего

0

0%

0

0%

Средний

7

47%

13

87%

Выше среднего

8

53%

2

13%

Высокий

0

0%

0

0%


Результаты исследования позволяют заключить, что большинство участников контрольной группы (87%), а также 47% участников экспериментальной группы имеют средний уровень риска суицидального поведения, уровень риска выше среднего диагностируется у 53% участников экспериментального, а также у 13% участников контрольной группы.

Результаты статистического анализа представлены в таблице 14.

Таблица 14.

Результаты проверки достоверности различий сформированности риска суицидального поведения

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Склонность к суицидальным реакциям

247,50

217,50

97,50

0,55

Статистически достоверные различия по изучаемым показателям отсутствуют.

По результатам предварительной диагностики можно говорить об фактической эквивалентности контрольной и экспериментальной группы по интересующим нас показателям.

3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся

Выполненное эмпирическое исследование позволило заключить, что проблема девиантного поведения у подростков является исключительно значимой и актуальной. Разрабатывая профилактическую программу, мы ориентировались на тех подростков, девиантные паттерны поведения у которых еще недостаточно сформированы, а также не приобрели устойчивый характер. Профилактическая деятельность основывалась на том, что осуществить превентивное воздействие в отношение уже сформированного негативного явление достаточно сложно. В связи с этим, в качестве приоритетного объекта нашего интереса выступали те подростки, которые имеют определенную склонность к отклоняющемуся поведение, но оно еще не имеет устойчивого, закрепленного характера, которые имеют определенные морально-нравственные ориентиры и у которых не выявлен системный характер девиантного поведения.

Профилактическая работа с такой категорией подростков средствами арт-терапии будет более эффективной тогда, когда этот процесс осуществляется не только на основании принципа гуманизма, но также с учетом принципов воспитания, а также если профилактическая деятельность охватывает различные сферы деятельности подростков с отклоняющимся поведением. Обозначенные обстоятельства позволяют говорить о том, что исключительно значимым условием оптимизации психологической работы с такими подростками выступает использование системного подхода к процессу психологической профилактики.