Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА 1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА
1.2 РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.3 НОТАРИАТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА 2.1 ПРАВА НОТАРИУСА
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАТА
3.1. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Нотариат является важным институтом любого правового государства. Имея многовековую историю, он призван защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц. Современный этап развития РФ, происходящие изменения в действующем законодательстве, призваны повысить роль нотариата. Стоит выделить положительные моменты совершенствования нотариальной деятельности. Среди них: обеспечение стабильности гражданского оборота, снижения нагрузки на судей из-за уменьшения количества споров о ничтожности сделок, решения правовых конфликтов без обращения в суд. Кроме того, деятельность нотариусов является гарантией не только повышение уровня правового образования населения, но и соблюдение режима законности. Однако, многие вопросы, касающиеся регулирования деятельности нотариата, а также отдельные направления деятельности нотариусов, требуют совершенствования правового регулирования.
Актуальность темы исследования обусловлена как практическими, так и теоретическими факторами.
С практической точки зрения, требуют решения важные вопросы в деятельности нотариусов, например, их роль в процедурах медиации, совершенствование правового регулирования в сфере наследственных отношений, анализ правоприменительной практики и устранение пробелов в действующем законодательстве при регулировании деятельности нотариусов в удостоверении сделок, в том числе и купли-продажи недвижимости и др. С практической точки зрения необходим анализ и процесса получения статуса нотариуса. Остаются не решенными широкий круг теоретических и практических проблем организации и функционирования нотариата в РФ.
Следует констатировать, что действующая нормативно-правовая база в сфере нотариата не в полной мере соответствует потребностям, которых требует стремительное развитие общественных и международных отношений. В частности, нуждается в обновлении понимание сущности института нотариата, его содержания, основных задач, структуры, правового обеспечение и др.
Не менее актуальным является анализ произошедших законодательных изменений, особенно касающихся расширения обязанностей нотариусов, анализа загруженности нотариата и судов, нахождение справедливого баланса в деятельности, а также анализа возможных злоупотреблений со стороны участников гражданского оборота при удостоверении сделок с последующей государственной регистрацией прав.
Таким образом, актуальность темы исследования можно сформулировать теоретическими проблемами и потребностями правоприменительной практики совершенствования института нотариата, анализа произошедших законодательных изменений.
Проблемам организации и деятельности нотариата, статусу нотариусов, посвящали свои труды как отечественные, так и зарубежные ученые. В частности, в советский период развития правовой науки, к данной теме обращались такие авторы как В.Н. Аргунов, Герасимова, М.А. Долгов, А.В. Жукова, В.В. Калинин, И.В. Москаленко, В.В. Ралько, С.В. Степашин, Л.А. Стешенко, А.Я. Сухарев, В.В. Ярков и др..
Сегодня данной проблеме также уделяется много внимания, при чем, разработка теории и практики происходит и на уровне монографических и диссертационных исследований, и на уровне рассмотрения отдельных вопросов правового регулирования в научных статьях. Среди авторов, чьи работы увидели свет в последние годы можно отметить Н.В. Демина, Е.В. Колесникова, П.А. Щекочихина, и др.
Не смотря на внимание к данной теме, многие вопросы, как теории, так и практики остаются не решенными, что требует дальнейшей разработки данной темы.
Целью работы является анализ проблем и определение перспектив правового регулирования нотариата.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие и сущность российского нотариата;
— определить статус нотариуса;
— рассмотреть особенности государственного регулирования и воздействие на нотариат;
— рассмотреть основные проблемы правового регулирования нотарата;
— рассмотреть перспективы развития статуса нотариуса.
Объектом исследования являются общественные отношения по организации и деятельности нотариата и определения статуса нотариусов в РФ.
Предмет исследования, нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере, представления современных исследователей о понятии элементах статуса нотариуса.
В основу работы положены общие и специальные методы научного познания. Диалектический метод составляет методологическую основу работы и применен при выяснении правовой природы и содержания нотариата и исследовании динамики развития теории нотариального процесса и его законодательной регламентации. Формально-логический метод использовался для выявления проблем в понятийном аппарате нотариального процесса, а также разработки предложений по его совершенствованию. Системно-структурный метод применялся для исследования структуры статуса нотариуса, его элементов.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА
Становление нотариата напрямую связано с развитием гражданского оборота, а также необходимостью содействия его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав.
Нотариат возник как институт гражданского права, который призван защищать частную собственность и обеспечивать бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота[1]. Исторически сложилось так, что нотариат - составная часть правовой системы любой страны, так как функции, которые осуществляет нотариус объективно необходимы и востребованы обществом.
Еще одной причиной возникновения нотариата в России, стало развитие товарного оборота. И в связи с этим появилась потребность в помощи при заключении договоров[2], в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав, в защите собственности. Потребность в нотариате как институте, вызванном защищать частную собственность и обеспечивать бесспорные имущественные и другие права участников сделок, увеличивалась по мере развития торгового оборота[3].
Первые письменные акты появились в 911 году, это были договора, которые заключались греками с князем Олегом, а начиная с X–XI вв. в России можно проследить зарождение нотариальной деятельности.
Нотариальная деятельность, уже как специализированное направление начало формироваться, по мнению ученых исследователей, к XVI в. Решение наследственных дел продолжительное время в России было в подчинении у церкви, поэтому при ней был образован орган, действующий в сфере закрепления и фиксации доказательств, который обеспечивал хранение документов.
В конце XVI в. в России светский нотариат структурировался в виде так называемого сословия площадных подьячих – особого класса людей, которые занимались непосредственно, составлением различных письменных актов, из этой группы писцов и развился со временем нотариат[4].
В Москве площадное письмо при царе Алексее Михайловиче стало прерогативой стрельцов, которые назывались площадные подьячие. За свою проделанную работу государство им не платило никакого жалования. За оформление актов они брали с лиц, которые обратились к их услугам, плату, называвшуюся «пошлина».
В соответствии с Соборным уложением 1649 г. Стороны обязали совершать сделки «крепость», только через площадных подьячих путем составления справки с последующей регистрацией в Поместном приказе[5]. Согласно Уложению, любая крепость закачивалась подписью лица, которое ее оформило. Акты которые составляли подьячие регистрировались в специальных книгах в госучреждениях - приказах и только после этого предъявлялись в Печатный приказ, где к ним прилагалась государственная печать.
Во времена правления императора Петра I образование, института нотариата, как его можно назвать, двигалось по пути создания правительственных органов, к полномочиям которых относилось оформление всех актов на специальной гербовой бумаге и взимание за это пошлины, а также по пути ликвидации института площадных подьячих[6].
Впервые понятие «нотариус» упоминалось в Вексельном уставе 1729 г., который заключал в себе упоминание о публичных нотариусах, записывавших протесты в неплатеже векселей[7] и отсрочки платежа.
Опираясь на все вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что формирование и деятельность российского нотариата совершенствовалась с годами. В том числе, на законодательном уровне к лицам, претендующим на должность нотариуса выдвигались строгие требования. Требования были связаны с гражданством, возрастом (превышающего возраст общей дееспособности), стажем профессиональной работы или специального образования, и даже нравственных качеств претендента.
Развивались и классифицировалисьобязанности нотариусов, к ним относились обязанности по внесению залога в обеспечение своих должностных деяний, что обеспечивало право людям, которые обратились к нотариусу на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием, а также обязанность проживать в месте, которое назначит ему правительство[8].
Сложившееся в российском праве положение, которое касалось нотариата, к середине XIX в. можно было назвать сумбурным. Так же была терминологическая неопределенность и путаница, в том числе термины "нотариус" и "маклер" практически постоянно употреблялись как равнозначные. Отсутствие детального правового регулирования организации и деятельности института нотариата приводило к разного рода нарушениям, способствовавшим дискредитации института нотариата и осложнявши государственный контроль за его деятельностью[9].
Во второй половине XIX в. развитие российского нотариата было на прямую связано с правовыми реформами Александра II[10] и, в том числе , с судебной реформой 1864 г. Статьей 11 Закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений», который закрепил нахождение нотариусов наряду с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, претендентами на должности по судебному ведомству при судебных местах[11].
В тоже время в ст. 420 Учреждения судебных установлений предусматривалось, что в столицах, губернских и уездных городах, а в случае надобности и в уездах, состоят нотариусы, которые заведуют оформлением актов и другими действиями по нотариальной части на основании особого о них Положения.
Однако, не следует оставлять без внимания то, что данное Положение имело свое действие не на всей территории России[12]. И в тех местах где оно не применялось, а к примеру, можно отнести, в губерниях и областях Сибири, работа нотариусов возлагалась на должностные лица полиции.
После принятия Положения о нотариальной части были убраны и ликвидированы все учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел и должности публичных нотариусов. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов легли на плечи младших и старших нотариусов.
Если в населенном пункте не было нотариуса, то правом совершения нотариальных действий возлагались на мировых судей, а также при наличии на городских судей, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, – уездные члены окружного суда[13].
Положение не только регулировало порядок назначения на должность нотариуса, его компетенцию, полномочия и ответственность, по и определяло сам порядок совершения отдельных нотариальныхдействий. Право по решению о количестве нотариусов, предоставлялось Минюсту России по согласованию сминистерствами финансов[14] и внутренних дел.
В соответствии с указанным Положением о нотариальной части нотариусы владели двойственным статусом. Они считались находящимися на госслужбе, но без права производства в чины и получения пенсии, а также без оплаты их труда со стороны государства. Жалование за совершение своих нотариальных действий они получали с тех граждан, которые обратились к ним за совершением таких действий. Размер платы[15] устанавливался на усмотрение обратившихся к нотариусу лиц, а если такого соглашения не было, то плата взималась по особой таксе, устанавливаемой Минюстом России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел.
Существовали требования к кандидатам на должность нотариуса. Лицо, которое претендовало на должность нотариуса, обязательно должно было состоять в русском подданстве, достигнуть совершеннолетия, а это (21 год), не имеющие судебных дел или любого общественного приговором[16] и не занимающим должность на другой государственной или общественной службе. Чтобы занять должности нотариуса требовалось внести в окружной суд определенный залог, предназначенный для обеспечения возмещения убытков, которые причинены вследствие профессиональной деятельности нотариуса. После этого нотариус должен был к залогу отдавать (прибавлять) часть платы за проводимые им нотариальные действия и сделки. Если случалось так что, залог частично либо полностью расходовался на обеспечение имущественной ответственности нотариуса[17], то он временно отстранялся от должности нотариуса до пополнения залога. При нехватке размера залога на полное или частичное возмещение причиненных убытков нотариус привлекался к ответственности всем своим имуществом. В случае же благополучного завершения своейкарьеры и выходе в отставку нотариус мог по своему усмотрению распоряжаться своим залогом.