Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА 1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА
1.2 РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.3 НОТАРИАТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА 2.1 ПРАВА НОТАРИУСА
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАТА
3.1. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пример 1
Нотариуса к подобной ответственности можно привлечь согласно статье 1123 Гражданского Кодекса РФ. Исходя из нее, завещатель может требовать компенсацию нанесенного морального вреда при разглашении тайны завещания.
Прочие виды ответственности нотариусов
Также нотариусы могут нести ответственность за нарушение налогового законодательства (статья 121.1 Налогового Кодекса Российской Федерации) — в частности, за неправомерное несообщение информации налоговым органам. Дополнительно частные нотариусы могут нести ответственность (в качестве налогоплательщика и работодателя) за:
- отказ от предоставления налоговой декларации;
- нарушение правил ведения учета доходов/расходов объекта налогообложения;
- неуплату налогов (а также неполную уплату налоговых сумм) на доходы с физлица;
- отказ в предоставлении информации для налогового органа, которая необходима для налогового контроля.
Уголовную ответственность нотариусы могут понести за злоупотребление своими полномочиями согласно статье 202 Уголовного Кодекса РФ.
Пример 2
Согласно данным ФНП, за 2009 год было возбуждено 9 уголовных дел, в которых фигурировали нотариусы, ведущие частную практику. 7 из них были прекращены по разным процессуальным основаниям. По двум оставшимся были вынесены приговоры (согласно аналитической записке к статистическому отчету «О деятельности нотариальных палат субъектов РФ и нотариусов, занимающихся частной практикой, в 2009 году»).
Уголовную ответственность также несут те частные нотариусы, которые пользовались своими полномочиями противореча основным задачам своей деятельности и ради извлечения выгоды для себя/иных лиц, а также для нанесения вреда кому-либо. Эти цели могут нести следующие мотивы:
- родственные чувства;
- месть;
- корысть;
- угроза.
В то же время может присутствовать и другая мотивация, однако, использование нотариусом своих полномочий ради такого будет являться уголовно наказуемым действием только если это повлекло за собой нанесение существенного вреда правам/законным интересам физических или юридических лиц, а также интересам общества/государства, которые охраняются законом. Также частнопрактикующий нотариус несет уголовную ответственность только если таким образом он использовал свои полномочия умышленно. Если же причиной этому было небрежное отношение к своим обязанностям, то таковое деяние не является основанием для уголовной ответственности.
Замечание 2
Статья 202 Уголовного Кодекса РФ к нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах, не применяется. Они несут ответственность согласно статьям, прописанным в главе 30 Уголовного Кодекса РФ, так как относятся к служащим госучреждения, которые имеют право выполнять действия, имеющие юридическое значение.
Помимо этого обе категории нотариусов могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Государственные несут ее за профессиональные поступки согласно трудовому законодательству. Для частных предусматривается наказание согласно статье 12 Основ о нотариате — в ней значится только взыскание за дисциплинарные проступки, предусматривающее лишение прав на ведение нотариальной деятельности (для этого требуется решение суда и ходатайство нотариальной палаты). Однако при этом в Основах не приписаны определение понятия дисциплинарного проступка и порядок привлечение нотариуса, ведущего частную практику.
Указанные положения, перечень проступков и меры воздействия устанавливаются Профессиональным кодексом нотариусов РФ и профессиональными кодексами нотариусов, которые утверждены региональными нотариальными палатами.
Пример 3
В течение 2012 года дисциплинарная ответственность была возложена на 285 нотариусов, в результате чего 10 из них были лишены полномочий нотариуса по решению суда.
При этом среди судов нет однозначного мнения по поводу правомерности применения мер воздействия за дисциплинарные проступки к частным нотариусам. Сейчас по этому поводу сложилась следующая судебная практика: некоторые суды признают правомерность таких взысканий, другие — нет. Такая ситуация говорит о том, что необходимо четко регулировать этот вопрос на законодательном уровне.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАТА
3.1. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С момента введения в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации о нотариате остаются неразрешенными многие вопросы, произошедшие не только из-за пробелов, но и коллизий между нормами основного закона о нотариате[75].
В течении различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции совершенствования законодательства о нотариате было предложено идти по пути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате.
В ее основе – положения о необходимости четкого определения публично-правового статуса нотариуса;
- регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты;
- разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата;
- обеспечении доступности нотариальной помощи;
- закреплении функций по государственному контролю в сфере нотариата[76].
Вопросы, безусловно, затронуты принципиально необходимые и устранят целый ряд разногласий, возникающих при толковании отдельных норм закона. Но все же, хотелось бы обратить внимание и на другие существенные моменты.
Таким образом, у нотариальных органов в отличие от остальных, нет четкого законодательного определения своей же системы.
Большинство авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично-правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных лиц. При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности, рассматриваются как публично-властные, а функции нотариата, обеспечивающие законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов[77].
Нормы законодательства[78], предоставляющие нотариусам право совершать исполнительные надписи, обеспечивать доказательства путем допроса свидетелей, осмотра письменных и вещественных доказательств, назначения экспертизы, налагать запреты на отчуждение имущества, взыскивать имущество, алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения, позволяют заявить о соотношении указанных нотариальных действий с функциями правосудия. Совершая указанные нотариальные действия, нотариусы не осуществляют предупредительное правосудие, а подменяют его.
Будет ли оставлено указанное право нотариусам – решать законодателю. Период судебной реформы так и не закончен.
Метод правового регулирования нотариатом пока еще зависит от влияния надстроечных факторов общества на организацию нотариальной деятельности. Принимая основы о нотариате, законодатель утвердил элементы нотариата латинского типа, руководствуясь старыми традициями государственного нотариата – системы государственных учреждений и уполномоченных должностных лиц.
Так же не стоит оставлять без внимания то, что реализация этих положений приводит к нарушению конституционных прав граждан. К примеру, взыскание неуплаченного физическим лицом в срок налога, уплата которого является конституционной обязанностью каждого гражданинаРФ, производится в судебном порядке. Правоотношения же, возникающие между субъектами в результате нотариального удостоверения соглашений об исполнении обязательств, относятся к гражданско-правовым и должны разрешаться в порядке гражданского судопроизводства.
Представляется, что при наличии письменного согласия должника погасить долговые обязательства совершенные нотариальные действия следует воспринимать как свидетельство признания должником своей неправоты. В связи с этим следует внести в перечень видов нотариальных действий соответствующие изменения[79].
Правильная оценка природы и механизма публично-правового регулирования во многом зависит от формирования современного право понимания. Сравнивая нормы законодательства на стыкереформ, происходящих в России, следует отметить то, что метод государственного регулирования нотариатом по своему воздействию на управляемые объекты очень сильно отличается от жесткого административного регулирования времен командно - административной системы.
Нотариат не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, но презюмируется в системе Минюста России как «иные органы и учреждения юстиции». Опираясь на основы действующих норм сформулировать определение нотариата как службы, органа или учреждения достаточно нелегко. Вероятно, в процессе нормотворчества положение нотариата будет конкретизировано[80].
С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, придется пересмотреть отношение на статус нотариуса как законного представителя власти. Ранее сомнения на этот счет уже затрагивались. В примечании к статье 2.4 КоАП, в отличие от Уголовного кодекса РФ, не раскрывшего данное понятие, представитель власти определен как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. По уголовному и административному законодательству нотариус не является должностным лицом, из этого следует что, он не является представителем власти[81].
В силу публично-правового предназначения нотариат действительно имеет ряд отдельных признаков, которые можно сравнить с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных структур. Но систематизация (группировка) по отдельным элементам не должна носить абсолютный характер. Нотариат как правозащитный институт имеет принципиально отличительные от иных правоохранительных органов черты, не позволяющие ему находиться (условно) в их общей системе. Прежде всего, по способу организации, финансированию и роду деятельности. Публичность, корпоративность по профессиональному признаку, самоуправление и самофинансирование органов нотариата, оказание квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, наиболее характерны для нотариата и адвокатуры. Обязанность нотариуса соблюдать тайну (нотариальную или адвокатскую) в целях защиты прав и законных интересов обратившихся за помощью граждан, а не публичных интересов (к примеру, тайна следственных действий) также характерны для правозащитных институтов[82].
У правозащитных органов, если взять в сравнение правоохранительные, основной признак государственного органа власти – это метод принуждения – отсутствует[83]. Вступая в публично-правовые отношения с обратившимся за помощью гражданином, нотариус не имеет права применять к данному лицу уголовные, административные или дисциплинарные меры воздействия. Отказ от произведения нотариального действия имеет отдельные специальные признаки и не является методом принуждения в известном смысле[84].
В каком направлении будет развиваться российское законодательство о нотариальной деятельности, покажет только длительное время. Хотелось бы надеяться конечно на то, что это будет скорее всего движение в направлении укрепления демократических ценностей и развития частной инициативы, ликвидации мелочной опеки и подозрительности, предоставления надежных гарантий всем участникам нотариальной деятельности и повышения их ответственности[85].
Конечно, можно сказать то, что нотариальная деятельность является неотъемлемой важной частью механизма правореализации и правовой охраны в любом государстве, и в этом самом отношении ее значение действительно велико и важно для всех, но отнюдь не исключительно[86].
Россия представляет собой смешанный вариант ее организации. И эту двойственность невозможно оценивать однозначно. Огромное количество угроз лежит в ее основе, затрудняющих развитие законодательства о нотариате элементами конкуренции и монополизма, ненужными для нотариальной деятельности.