Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА 1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА
1.2 РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.3 НОТАРИАТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА 2.1 ПРАВА НОТАРИУСА
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАТА
3.1. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лицо, которое претендующее на занятие должности нотариуса, должно было пройти обязательное, так сказать, испытание на предмет умения излагать нотариальные акты, на знания форм нотариального производства, гражданских законов и различных уставов, требуемых для совершения нотариальных действий. Испытание проводилось председателем окружного суда, старшим нотариусом и прокурором[18].
Нотариусы назначались на должность и увольнялись с нее, старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружногосуда. При занятии должности нотариус приносил присягу в заседании окружного суда, а именно в публичном заседании. Решение об увольнении с должности нотариуса, принимал, за исключением случаев, когда он прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию[19].
Область деятельности нотариуса заканчивалась пределами округа того суда, в ведомстве которого он состоял. Акты, совершенные нотариусами за пределами округа, нотариальной силы не имели. В течении совершения любого акта, в обязательном порядке должны быть два свидетеля, а при совершении купчих на недвижимое имущество – три. Все совершенные им акты он заверял своей личной печатью с изображением губернского герба, а
совершенные нотариусом акты о недвижимом имуществе отдавались на утверждение старшому нотариусу. В конце каждого года своей работы нотариусы сдавали все документы в местный нотариальный архив, который велся старшим нотариусом[20].
Круг полномочий нотариуса и старшего нотариуса имел некоторые различия. К ведению нотариусов относились следующие операции[21]: совершение всякого рода актов, выдача выписей из актовых книг и копий актов, засвидетельствование явки разного рода актов и протестов, принятие на хранение от частных лиц документов и составление проекта раздела наследства.
Полномочия старших нотариусов были утверждать нотариальные акты о недвижимом имуществе, а также они управляли нотариальным архивом и выдавали выписи из актовых записей и копии документов, которые хранились архиве, выдавали свидетельства на имения, представляемые в залог, и составляли запретительные и разрешительные статьи.
Можно предположить, что именно поэтому, русский нотариат не занимал высокого, достойного положения в силу ненадлежащего устройства, так как не был организован на корпоративных началах, и представлен под контроль суда, разделен на младших и старших нотариусов, организованный на специальном знании своего дела без необходимого общего образования.
Развитие нотариата в России можно разделить на несколько этапов[22]:
- первый этап начинается в XVI веке и заканчивается Соборным уложением 1649 года. Этот период можно охарактеризовать тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.
- второй этап[23] охватывает период с 1649 года по 1866-й. Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом, впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.
- дальнейший период начинается 14 апреля 1866 года и заканчивается 29 октября 1917 года принятием ленинского «Декрета о земле», который в свою очередь ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.
Положение о нотариальной части регулировало порядок нотариальной деятельности практически до Октябрьской революции 1917 г.
1.2 РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Организовавшийся к первому десятилетию XX в. институт нотариата, был полностью перевернут в результате Октябрьской революции 1917 года, которая в корне изменила ходразвития российского нотариата[24].
Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. № 1, принятый ВЦИК и СНК РСФСР, устранил устаревшие государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Чуть позже, в 1918 г. Признали недействительным и нотариат, лишь только через некоторое время, а именно 4 октября 1922 г. принимается самый первый законодательный нотариальный акт советского периода — Положение о государственном нотариате РСФСР[25]. В советское время нотариат был сразу же организован, как государственный орган и в разные периоды своего существования входил в систему либо судов[26], либо органов юстиции.
По Положению от 4 октября 1922 г. исполкомы местных органов власти открывали государственные нотариальные конторы во всех городах республики. Им разрешалось учреждать конторы также и в сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.д. Общее число государственных нотариальных контор приниалось Народным комиссариатом юстиции.
14 мая 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата». В качестве общих начал деятельности государственного нотариата были : недопустимость занятия государственными нотариусами иных государственных должностей[27]; запрет, являться членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, участвовать в торговых и промышленных предприятиях; получение нотариусами и прочими сотрудниками государственных нотариальных контор вознаграждения за свой труд только от государства[28]; необходимость соблюдения государственными нотариусами и всеми сотрудниками государственных нотариальных контор тайны выполняемых ими нотариальных действий[29].
Сразу после этого, уже в Положении о государственном нотариате от 4 октября 1926 г., была закреплена обязанность нотариусов, в которых они должны были сообщать в органы торговой регистрации сведения, подлежащие согласно законам о торговой регистрации внесению в торговый реестр; в кредитные и другие учреждения, по указанию Народного комиссариата юстиции, сведения о «протестованных» векселях[30].
Председателям губернских и окружных судов дали право разрешать получение справок у нотариусов и иным, кроме вышеперечисленных, правительственным учреждениям, если эти сведения были нужны им в государственных интересах. Кроме этого, нотариусы согласно Положению о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, обязаны были направлять в финансовыеорганы «копии нотариально удостоверенных актов дарения».[31].
В самом начале государственные нотариальные конторы в соответствии с п. 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. состояли в ведении губернских и им соответствующих судов и действовали, как и в дореволюционной России, под их руководством и наблюдением[32]. В послевоенное время руководство всей деятельностью нотариальных органов осуществлял Минюст, а с середины 60-х гг. - снова суды. В начале 70-х гг. руководство деятельностью государственных нотариальных контор заново перешло к органам юстиции[33].
В советское время определенные нотариальные действия стали совершать не только государственные нотариальные конторы, но и районные исполкомы, городские, поселковые и сельские советы. Еще по Положению от 4 октября 1922 г. в местностях, где не были основаны нотариальные конторы, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей с оплатой нотариальных действий по существующей таксе[34].
После того как ввели в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. Определенные функции государственных нотариальных контор могли возлагаться и на иные государственные органы.[35].
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1937 г. № 99/898 воинские части и учреждения вправе были свидетельствовать копии с документов, исходящих от них. По постановлению СНК СССР от 15 сентября 1942 г. № 1536 всякого родадоверенности, а также завещания военнослужащих могли быть удостоверены и командованием отдельных воинских частей, а доверенности и завещания военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях, начальниками госпиталей[36].
В конце 20-х гг. в крупных городах и поселениях, где было несколько нотариальных контор, с разрешения Народного комиссариата юстиции позвонилось открытие специальной вексельной конторы. В том месте, где было две и больше государственных нотариальных контор, одна из них стала именоваться первой, ее компетенцияотличалась от компетенции всех других контор в данной местности[37].
Принятый 2 августа 1974 г. Закон РСФСР «О государственном нотариате» развил положения союзного закона, согласно которому, нотариат действовал в рамках одной организационной системы и был государственным, а он признавался должностным лицом[38]. Опираясь на это для того чтобы назначили на должность нотариуса не так важно было иметь высшее юридическое образование, а достаточно было наличия определенного опыта работы.
В советское время нотариус не был заинтересован в конечных результатах своей работы. Причины не были связаны с конкретной личностьюнотариуса, а были в силу сложившихся условий. Государство уделяло очень мало внимания обустройству и содержанию государственных нотариальных контор, и довольно часто нотариальные конторы находились в малопригодных для приема населения помещениях. Из-за недостатка пишущих машинок и полного отсутствия копировальной техники большинствонотариальных документов оформлялось письменно от руки, из-за чего скапливались огромные многочасовые очереди.
Взысканная госпошлина поступала в доход государства, а сам нотариус получал за свою проделанную работу очень низкую заработную плату. Он не нес никакой имущественной ответственности за неправомерное совершение нотариальных действий. В 1980-х гг. государство произвело попытку перевести деятельность государственных нотариальных контор на хозяйственный расчет, но и этой мерой улучшить положение контор и нотариусов так и не удалось. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1993 г[39].
1.3 НОТАРИАТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Организация и деятельность российского нотариата определяются правовыми документами, к которым в первую очередь относится Конституция РФ[40], которые являются основным источником любого российского законодательства. Наиболее важными для организации и деятельности нотариата являются: ст. 48 Конституции РФ, гарантирующая право граждан на получение квалифицированной юридической помощи[41]; ст. 72, относящая нотариат к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; и во взаимосвязи ст. 45, 48, 78 и 132 этого акта, предусматривающие возможность наделения отдельными государственными полномочиями негосударственных органов, участвующих в выполнении функций публичной власти.
К началу 90-х гг. в России насчитывалось около 4,5 тыс. государственных нотариусов. В 1992 г. Их число возросло еще на 6001. Но проблема обслуживания населения нотариальными конторами без многочисленных очередей так и не разрешилась до реформы нотариата, которая была осуществлена после введения в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации Основ законодательства о нотариате[42].
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате были приняты 11 февраля 1993 г. и без каких-либо изменений и дополнений действуют по настоящеевремя. Нормы Основ подразделяются на два раздела: «Организационные основы деятельности нотариата» (ст. 1-34) и «Нотариальные действия и правила их совершения» (ст. 35-109). И если нормы раздела II (ст. 35-109) потерпели небольшие изменения в отличие от норм ранее действовавшего Закона, посвященными непосредственно нотариальным действиям и правилам их совершения, то в нормах раздела I Основ (ст. 1-34) закреплены совершенно новые принципы организации нотариата в России[43].
Главное изменение заключалось в появлении негосударственного, или, как его называют в России, частного (свободного) нотариата[44]: наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия в Российской Федерации стали совершать и нотариусы, занимающиеся частной практикой. С данного времени все общий общественный интерес к профессии нотариуса чрезвычайно возрос. Сразу же после введения в действие Основ многие бывшие государственные нотариусы перешли на частную практику. Для этого нотариусу достаточно было подать в орган юстиции лишь заявление. Не позднее чем через две недели после подачи данного заявления государственный нотариус в соответствии с подп. «б» п. 5. Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» назначался на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, в том же нотариальном округе, где находилась государственная нотариальная контора, в ведомстве которого он состоял[45].