Файл: Статус нотариуса (Статус нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицо, которое претендующее на занятие должности нотариуса, должно было пройти обязательное, так сказать, испытание на предмет умения излагать нотариальные акты, на знания форм нотариального производства, гражданских законов и различных уставов, требуемых для совершения нотариальных действий. Испытание проводилось председателем окружного суда, старшим нотариусом и прокурором[18].

Нотариусы назначались на должность и увольнялись с нее, старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружногосуда. При занятии должности нотариус приносил присягу в заседании окружного суда, а именно в публичном заседании. Решение об увольнении с должности нотариуса, принимал, за исключением случаев, когда он прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию[19].

Область деятельности нотариуса заканчивалась пределами округа того суда, в ведомстве которого он состоял. Акты, совершенные нотариусами за пределами округа, нотариальной силы не имели. В течении совершения любого акта, в обязательном порядке должны быть два свидетеля, а при совершении купчих на недвижимое имущество – три. Все совершенные им акты он заверял своей личной печатью с изображением губернского герба, а

совершенные нотариусом акты о недвижимом имуществе отдавались на утверждение старшому нотариусу. В конце каждого года своей работы нотариусы сдавали все документы в местный нотариальный архив, который велся старшим нотариусом[20].

Круг полномочий нотариуса и старшего нотариуса имел некоторые различия. К ведению нотариусов относились следующие операции[21]: совершение всякого рода актов, выдача выписей из актовых книг и копий актов, засвидетельствование явки разного рода актов и протестов, принятие на хранение от частных лиц документов и составление проекта раздела наследства.

Полномочия старших нотариусов были утверждать нотариальные акты о недвижимом имуществе, а также они управляли нотариальным архивом и выдавали выписи из актовых записей и копии документов, которые хранились архиве, выдавали свидетельства на имения, представляемые в залог, и составляли запретительные и разрешительные статьи.

Можно предположить, что именно поэтому, русский нотариат не занимал высокого, достойного положения в силу ненадлежащего устройства, так как не был организован на корпоративных началах, и представлен под контроль суда, разделен на младших и старших нотариусов, организованный на специальном знании своего дела без необходимого общего образования.


Развитие нотариата в России можно разделить на несколько этапов[22]:

- первый этап начинается в XVI веке и заканчивается Соборным уложением 1649 года. Этот период можно охарактеризовать тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.

- второй этап[23] охватывает период с 1649 года по 1866-й. Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом, впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.

- дальнейший период начинается 14 апреля 1866 года и заканчивается 29 октября 1917 года принятием ленинского «Декрета о земле», который в свою очередь ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.

Положение о нотариальной части регулировало порядок нотариальной деятельности практически до Октябрьской революции 1917 г.

1.2 РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Организовавшийся к первому десятилетию XX в. институт нотариата, был полностью перевернут в результате Октябрьской революции 1917 года, которая в корне изменила ходразвития российского нотариата[24].

Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. № 1, принятый ВЦИК и СНК РСФСР, устранил устаревшие государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Чуть позже, в 1918 г. Признали недействительным и нотариат, лишь только через некоторое время, а именно 4 октября 1922 г. принимается самый первый законодательный нотариальный акт советского периода — Положение о государственном нотариате РСФСР[25]. В советское время нотариат был сразу же организован, как государственный орган и в разные периоды своего существования входил в систему либо судов[26], либо органов юстиции.

По Положению от 4 октября 1922 г. исполкомы местных органов власти открывали государственные нотариальные конторы во всех городах республики. Им разрешалось учреждать конторы также и в сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.д. Общее число государственных нотариальных контор приниалось Народным комиссариатом юстиции.


14 мая 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата». В качестве общих начал деятельности государственного нотариата были : недопустимость занятия государственными нотариусами иных государственных должностей[27]; запрет, являться членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, участвовать в торговых и промышленных предприятиях; получение нотариусами и прочими сотрудниками государственных нотариальных контор вознаграждения за свой труд только от государства[28]; необходимость соблюдения государственными нотариусами и всеми сотрудниками государственных нотариальных контор тайны выполняемых ими нотариальных действий[29].

Сразу после этого, уже в Положении о государственном нотариате от 4 октября 1926 г., была закреплена обязанность нотариусов, в которых они должны были сообщать в органы торговой регистрации сведения, подлежащие согласно законам о торговой регистрации внесению в торговый реестр; в кредитные и другие учреждения, по указанию Народного комиссариата юстиции, сведения о «протестованных» векселях[30].

Председателям губернских и окружных судов дали право разрешать получение справок у нотариусов и иным, кроме вышеперечисленных, правительственным учреждениям, если эти сведения были нужны им в государственных интересах. Кроме этого, нотариусы согласно Положению о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, обязаны были направлять в финансовыеорганы «копии нотариально удостоверенных актов дарения».[31].

В самом начале государственные нотариальные конторы в соответствии с п. 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. состояли в ведении губернских и им соответствующих судов и действовали, как и в дореволюционной России, под их руководством и наблюдением[32]. В послевоенное время руководство всей деятельностью нотариальных органов осуществлял Минюст, а с середины 60-х гг. - снова суды. В начале 70-х гг. руководство деятельностью государственных нотариальных контор заново перешло к органам юстиции[33].

В советское время определенные нотариальные действия стали совершать не только государственные нотариальные конторы, но и районные исполкомы, городские, поселковые и сельские советы. Еще по Положению от 4 октября 1922 г. в местностях, где не были основаны нотариальные конторы, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей с оплатой нотариальных действий по существующей таксе[34].


После того как ввели в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. Определенные функции государственных нотариальных контор могли возлагаться и на иные государственные органы.[35].

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1937 г. № 99/898 воинские части и учреждения вправе были свидетельствовать копии с документов, исходящих от них. По постановлению СНК СССР от 15 сентября 1942 г. № 1536 всякого родадоверенности, а также завещания военнослужащих могли быть удостоверены и командованием отдельных воинских частей, а доверенности и завещания военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях, начальниками госпиталей[36].

В конце 20-х гг. в крупных городах и поселениях, где было несколько нотариальных контор, с разрешения Народного комиссариата юстиции позвонилось открытие специальной вексельной конторы. В том месте, где было две и больше государственных нотариальных контор, одна из них стала именоваться первой, ее компетенцияотличалась от компетенции всех других контор в данной местности[37].

Принятый 2 августа 1974 г. Закон РСФСР «О государственном нотариате» развил положения союзного закона, согласно которому, нотариат действовал в рамках одной организационной системы и был государственным, а он признавался должностным лицом[38]. Опираясь на это для того чтобы назначили на должность нотариуса не так важно было иметь высшее юридическое образование, а достаточно было наличия определенного опыта работы.

В советское время нотариус не был заинтересован в конечных результатах своей работы. Причины не были связаны с конкретной личностьюнотариуса, а были в силу сложившихся условий. Государство уделяло очень мало внимания обустройству и содержанию государственных нотариальных контор, и довольно часто нотариальные конторы находились в малопригодных для приема населения помещениях. Из-за недостатка пишущих машинок и полного отсутствия копировальной техники большинствонотариальных документов оформлялось письменно от руки, из-за чего скапливались огромные многочасовые очереди.

Взысканная госпошлина поступала в доход государства, а сам нотариус получал за свою проделанную работу очень низкую заработную плату. Он не нес никакой имущественной ответственности за неправомерное совершение нотариальных действий. В 1980-х гг. государство произвело попытку перевести деятельность государственных нотариальных контор на хозяйственный расчет, но и этой мерой улучшить положение контор и нотариусов так и не удалось. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1993 г[39].


1.3 НОТАРИАТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Организация и деятельность российского нотариата определяются правовыми документами, к которым в первую очередь относится Конституция РФ[40], которые являются основным источником любого российского законодательства. Наиболее важными для организации и деятельности нотариата являются: ст. 48 Конституции РФ, гарантирующая право граждан на получение квалифицированной юридической помощи[41]; ст. 72, относящая нотариат к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; и во взаимосвязи ст. 45, 48, 78 и 132 этого акта, предусматривающие возможность наделения отдельными государственными полномочиями негосударственных органов, участвующих в выполнении функций публичной власти.

К началу 90-х гг. в России насчитывалось около 4,5 тыс. государственных нотариусов. В 1992 г. Их число возросло еще на 6001. Но проблема обслуживания населения нотариальными конторами без многочисленных очередей так и не разрешилась до реформы нотариата, которая была осуществлена после введения в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации Основ законодательства о нотариате[42].

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате были приняты 11 февраля 1993 г. и без каких-либо изменений и дополнений действуют по настоящеевремя. Нормы Основ подразделяются на два раздела: «Организационные основы деятельности нотариата» (ст. 1-34) и «Нотариальные действия и правила их совершения» (ст. 35-109). И если нормы раздела II (ст. 35-109) потерпели небольшие изменения в отличие от норм ранее действовавшего Закона, посвященными непосредственно нотариальным действиям и правилам их совершения, то в нормах раздела I Основ (ст. 1-34) закреплены совершенно новые принципы организации нотариата в России[43].

Главное изменение заключалось в появлении негосударственного, или, как его называют в России, частного (свободного) нотариата[44]: наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия в Российской Федерации стали совершать и нотариусы, занимающиеся частной практикой. С данного времени все общий общественный интерес к профессии нотариуса чрезвычайно возрос. Сразу же после введения в действие Основ многие бывшие государственные нотариусы перешли на частную практику. Для этого нотариусу достаточно было подать в орган юстиции лишь заявление. Не позднее чем через две недели после подачи данного заявления государственный нотариус в соответствии с подп. «б» п. 5. Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» назначался на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, в том же нотариальном округе, где находилась государственная нотариальная контора, в ведомстве которого он состоял[45].