Файл: Статус нотариуса (Статус нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самым оптимальным представляется все же тот вариант, что устанавливает единый статус основного субъекта нотариальной деятельности – нотариуса, предполагающий ликвидацию государственных нотариальных контор, уход государства из сферы нотариального обслуживания с оставлением за собой функций жесткого контроля за его осуществлением.

Разумеется, не требуется в данной области поспешных перемен. Частный нотариат создается не в одночасье, а за долгие годы. Частных нотариусов в России можно сказать более чем достаточно, и они, по свидетельству проф. В.В.Яркова, уже выступили с жалобами на увеличение предложения над спросом на рынке нотариальных услуг[87].

Но частные нотариусы еще не образуют вместе единого частного нотариата, как бы того ни хотелось отдельным лицам, готовым видеть в российском частном нотариате воплощение классической модели латинского нотариата[88].

Перефразируя слова У.Черчилля о демократии, можно сегодня сказать о частном нотариате в России следующие слова: «Частный нотариат в России ужасен, но ничего лучше его не придумано»[89].

О высоком уровне нотариата в России, говорить пока слишком рано.

Нотариату еще нужно вложить очень много сил и времени для утверждения в России правопорядка, достойного правового государства, чтобы приобрести в глазах российской и мировой общественности авторитет ревностного защитника демократических прав и свобод, высокопрофессионального законника, уважаемого не только абстрактно как некое «доходное и престижное место», но и конкретно – как лиц, отмеченных людьми, обществом и государством за ревностное служение долгу[90].

3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА

Итак, мы имеем то что, нотариат является одним из основных инструментов обеспечения, гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов[91].

Содержание нотариальной деятельности несет за собой правовое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и других сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.

Нотариальная деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Ее предметом являются бесспорные дела[92].


Следствием проводимых в России социально-экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата 1993 года, осуществленная после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 года № 4462-1.

Рассматривая сферу общественных отношений на сегодняшний день, мы упираемся в ряд некоторых важных проблем и спорных вопросов, по поводу которых законодателю необходимо принять определенные правовые решения[93].

В настоящее время изменилась система построения бюджетных правоотношений[94]. Бюджетный кодекс РФ утверждает четкое разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, не предусматривая при этом финансирования из бюджетов субъектов РФ расходов на содержание государственных нотариальных контор. Таким образом, на сегодняшний день субъекты РФ остались без источников для финансирования их деятельности.

В связи с проводящейся сегодня работой по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ существует настоятельная необходимость урегулировать порядок финансирования государственных нотариальных контор[95].

Если взять права должностных лиц органов местного самоуправления совершать нотариальные действия, то, в соответствии с частью четвертой ст.1 Основ в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий[96].

После вступления в силу Основ была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая принципиально иной, по сравнению с существовавшим ранее, порядок организации власти. В следствии чего приведенное положение ст.1 Основ в данное время не может распространяться на должностных лиц органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления органами исполнительной власти не являются, так как в соответствии со ст.12 Конституции РФ они не входят в систему органов государственной власти[97].

Опираясь на все выше изложенное, можно сказать следующее, органы местного самоуправления (их должностные лица) могут таким образом совершать нотариальные действия лишь только в том случае наделения их указанным полномочием в порядке, установленном ст.132 Конституции РФ.


Поскольку нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (подп.«л» п.1 ст.72 Конституции РФ)[98] и ст.1 Основ предусмотрено наличие у органа исполнительной власти полномочия по совершению нотариальных действий, представляется, что указанное полномочие может быть им передано законом субъекта РФ органам местного самоуправления на территории соответствующего субъекта РФ[99].

Говоря о возможности отнесения нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, к государственным служащим, следует обратить внимание на то, что должность нотариуса не может быть отнесена к должности государственной службы по следующим основаниям[100].

Несмотря на то, что государственная служба и нотариальная деятельность относятся к институтам публичного права, а государственный служащий и нотариус являются носителями публичной должности, правовое регулирование этих институтов существенно отличается друг от друга.

Государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать общеобязательные решения. Государственная должность заключает в себе некоторую долю этих полномочий, являющуюся составной частью компетенции государственного органа. Нотариус наоборот властными полномочияи не обладает.

Другим отличительным признаком государственной службы от нотариальной деятельности является то, что она основана на принципе подчиненности. Нотариусы независимы в своей деятельности по совершению нотариальных действий[101].

Основы, в свою очередь, предусматривают особые процедуры наделения нотариуса полномочиями и лишения его права нотариальной деятельности, правила и порядок совершения им нотариальных действий, контроль со стороны органов юстиции за его профессиональной деятельностью[102].

Отдельная проблема касается практики применения п.5 Постановления Верховного Совета РФ от 11.02.93 года № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» – о порядке перехода на частную практику нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Сложность, связанная с порядком перехода на частную практику нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, обусловлена установлением территориальными органами Министерства юстиции РФ не предусмотренных законом ограничений.


В соответствии с подп.«б» п.5 Постановления № 4463-1 нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты не требуется.

Опираясь на данное положение представляется то, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, желающий заняться частной практикой, должен быть назначен на должность органом юстиции в том же нотариальном округе без каких-либо условий и ограничений.

В соответствии со ст.11 Основ законодательства о нотариате нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ, с указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы[103].

Вместе с тем, согласно ст.4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Государственный герб РФ воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, и помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

Таким образом, на нотариусов не распространяется действие ст.4 Закона «О Государственном гербе Российской Федерации».

В целях устранения коллизии в настоящее время рассматриваются пути урегулирования проблемы правового урегулирования использования Государственного герба РФ для помещения его на печатях нотариусов[104].

Вследствие четкого отсутствия правовой регламентации порядка выдачи свидетельств о праве на наследство в отношении имущества, перешедшего по праву наследования к государству, на практике возникают разногласия в отношении определения государственных органов, в компетенцию которых входит оформление от имени государства наследственных прав.

Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок учета, оценки и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, конфискованного, бесхозяйного имущества и кладов, установлено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу, на который возлагается учет, принятие мер по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству.


Однако Положением о Федеральной налоговой службе на указанное ведомство была возложена организация работы государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. На этом основании можно сделать вывод о том, что свидетельство о праве на наследство должно выдаваться территориальным органам Министерства РФ по налогам и сборам.

Регистрация права собственности наследников на основании свидетельств о праве на наследство. Коллизионная ситуация обозначена тем, что форма свидетельства о праве на наследство устарела и не содержит сведений, указание которых предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (о дате рождения и реквизитах документа, удостоверяющего личность правообладателя). Необходимы пересмотр и разработка новых форм свидетельств.

В соответствии со ст.43 Основ при удостоверении сделок нотариус обязан проверять дееспособность участвующих в сделках граждан. Однако порядок проведения такой проверки действующим законодательством не установлен.

Представляется, что в этой ситуации нотариус располагает следующими способами для выяснения дееспособности граждан.

Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия. Кроме того, в тех случаях, когда законом допускается вступление в брак в несовершеннолетнем возрасте, а именно не достижения 18 лет, гражданин, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

В этой связи для установления дееспособности гражданина, участвующего в сделке, нотариус может требовать предъявления документа, подтверждающего возраст лица, обратившегося за совершением нотариального действия, а в соответствующих случаях – свидетельства о браке.

Если у нотариуса возникли сомнения, что кто-либо из участников сделки не может понимать значения своих действий или руководить ими вследствие душевной болезни или слабоумия, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, а сведений о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным не имеется, нотариус, в соответствии с абзацем вторым ст.41 Основ, вправе отложить совершение сделки и истребовать дополнительные сведения от физических и юридических лиц. В зависимости от полученной информации нотариус либо удостоверяет сделку, либо отказывает в совершении нотариального действия.