Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня образовательный процесс не мыслим без психологической службы. Актуальность школьной психологической службы повышается и в связи с появившимися новыми социальными требованиями в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование». Сегодня социальный заказ, это в первую очередь воспитание активной конкурентоспособной, стрессоустойчивой личности. В сознании родителей прочно засела мысль, что такие понятия, как самореализация, благополучие, развитие творческого потенциала не возможен без здорового сознания, что обеспечивает ему высокий процент дальнейшего построение успешно карьерной лестнице, всё это в свою очередь должны обеспечить школьное образование и школьная психологическая служба.

Школьная психологическая служба, в первую очередь это специализированное отдел в системе государственного образования. Главной задачей школьной психологической службы является предоставление условий, которые будут способствовать полноценному личностному росту ребенка, в том числе и с психологической точки зрения. Но при нарушении хоть одной из частей полноценного личностного развития учащегося несет за собой как минимум нарушение реализации его индивидуальных и возрастных возможностей, что может повлечь за собой цепную реакцию и привести к необходимости полноценной работы по психологической коррекции. А эти нарушения ведут в свою очередь к различным нервным срывам и расстройствам, особенно в период сдачи экзаменов.

На всех этапах становления и развития ребёнка как личности протекает очень динамично, поэтому работа школьного педагога-психолога актуально на сегодняшний день. Деятельность психологической службы нацелена на наблюдении школьников, на протяжении всего школьного процесса в образовательном учреждении. Перед педагогом-психологом психологической службы в образовательном учреждении стоит выявление, наблюдение и коррекционная работа со склонностями ребенка, его интересами. Также перед педагогом-психологом стоит такая задача как изучение и коррекция причин отказа или отставания ребенка в учебное процессе, ведь плохая успеваемость это всего лишь последствие, а причину должен отыскать психолог. Ещё в работу педагога-психолога школьной психологической службы включены задачи по изучению и коррекции отклонение в поведении отдельных учеников или группы учеников, разрешение конфликтных ситуаций в подобных группах и наилучшие пути их разрешения и устранения.


Вся деятельность школьной психологической службе образовательного учреждения осуществляется педагогом-психологом. Объектом данного исследования можно назвать школьную психологическую службу, а предметом их структура, взаимосвязи, закономерности протекания. Основные направления педагога-психолога это психокоррекция обучающихся, психопрофилактики и диагностика. Специалист оказывает консультативную помощь обучающимся, родителям, педагогам и администрации школы.

В своей деятельности педагог-психолог школьной психологической службы образовательного учреждения руководствуется Конституцией Российской Федерации, Декларацией прав человека, Конвенцией о правах детей, Законами России «Об образовании». У практического психолога данной службы обязательно должно быть высшее образование, что бы специалист мог квалифицированно оказать необходимую поддержку и помощь. В связи с тем, что психолог осуществляет свою работу в стенах образовательной организации, то его относят к педагогическому составу коллектива. Психологическая служба в школе старается обеспечить необходимую помощь не только в нужное время, но и на постоянной основе. Школьный психолог исследует интеллектуальные и возрастные аспекты поведения ребенка, физические и половые особенности развития, мотивы поведения и психофизическую деятельность. Всё это способствует лучшему освоением и выполнение ребёнком образовательных задач.

Если рассматривать психологическую профилактику обучающегося, то она направлена выявлении психическом развитии каждого ребёнка на протяжении всего обучающегося процесса и на каждом возрастном кризисе становления личности ребёнка, что в дальнейшем помогает в предупреждении каких-либо нарушений, отклонений от возрастной нормы и становлении интеллекта и личности ребенка как самодостаточной единицы общества. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В свою очередь диагностика, проводимая педагогом-психологом в учебном заведении, то она будет направлена на изучение и сопровождение обучающегося на протяжении всего образовательного процесса, что помогает выявить и в дальнейшем прорабатывать такие особенности ребенка как причины нарушения учебного процесса и поведения.

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Школьная психологическая служба в первую очередь направлена на помощь в развитии и психокоррекции, что обеспечивает полноценное развитие обучающегося, помощь родителям на протяжении всего взросления его ребенка, помощь и поддержка педагогического коллектива и администрации школы при обучении детей, развитии их индивидуальных способностей, становлении их как полноценной личности. Педагог-психолог в школе является связующим звеном всего процесса


Консультативная же работа педагога-психолога школьной психологической службы состоит в том, она должна помогать в решении возникших жизненных проблем и трудности в широком спектре личностных проблем родителей, учителей и подростков. В отличие от психологической коррекции и диагностики, психологическое консультирование занимается обширным кругом при ращении житейских проблем у пришедших на консультацию человека. Педагог-психолог в школе является связующим звеном всего процесса

Поэтому я пришла к выводу, что педагог-психолог очень важная веха в процессе школьного образования, которая помогает учебному процессу не только со стороны обучающихся, но и со стороны педагогов и администрации. Применяя свои знания, опыт и своевременные научные достижения педагог-психолог в своей практике помогает решать проблемы, как личностного характера, так и социального. Что в свою очередь плодотворно влияет на учебный процесс и взаимодействие в школьном коллективе, будь это отношения между учениками, педагогами или родителями. Педагог-психолог в школе является связующим звеном всего процесса обучения. Педагог-психолог в школе является связующим звеном всего процесса обучения

В своей деятельности педагог-психолог школьной психологической службы образовательного учреждения руководствуется Конституцией Российской Федерации, Декларацией прав человека, Конвенцией о правах детей, Законами России «Об образовании». У практического психолога данной службы обязательно должно быть высшее образование, что бы специалист мог квалифицированно оказать необходимую поддержку и помощь. В связи с тем, что психолог осуществляет свою работу в стенах образовательной организации, то его относят к педагогическому составу коллектива. Психологическая служба в школе старается обеспечить необходимую помощь не только в нужное время, но и на постоянной основе. Школьный психолог исследует интеллектуальные и возрастные аспекты поведения ребенка, физические и половые особенности развития, мотивы поведения и психофизическую деятельность. Всё это способствует лучшему освоением и выполнение ребёнком образовательных задач.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1. ЦЕЛИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Школьная психологическая служба появилась и стала использоваться сравнительно недавно, где-то в конце 80-ых годов прошлого столетия. Она появилась в качестве повышения, улучшения качества учебной деятельности и носила практический характер работы специалиста. Спустя почти 40 лет после образования психологической службы, ей функции не стали меньше, а наоборот расширились и теперь задевают не только сам учебный процесс, но и внутришкольное взаимодействие между людьми. Сейчас можно сказать, что в психологической помощи педагога-психолога в той или иной степени нуждаются все ученики и педагоги, находящиеся в образовательном процессе. Проблемы общения, помощь в профессиональном самоопределении, решение возникших на данный момент личностных проблем и трудностей, вот только небольшой перечень, с чем приходится работать школьному психологу. Но к психологу «на огонёк» могут заглянуть не только обучающиеся, но и их родители, которым необходимо получить совет или просто чтобы их выслушали. Иногда к психологу приходят родить с проблемой плохой неуспеваемости в школе, а на деле оказывается, что родители просто разводятся или одного из родителей нет, это частая причина в большинстве рассмотренных мною случаев. Но и не забываем про педагогический состав. Учителя, в связи с большим потоком проходящих мимо него учеников не всегда может объективно понять, что происходит с ребёнком и как создать оптимальные условия для работы в классе.

Самое главное во всём этом, работа педагога-психолога школьной психологической службы в учебном процесс должна быть не только заметной, но и полезной. И для этого необходимо при работе с группами и индивидуально с детьми и педагогами, это создавать адаптированные программы, которые помогут правильно понять и в дальнейшем действовать, не навредит психическому здоровью ребёнка.

В научно-исследовательских работах и на анализ многолетнего опыта работы психологической службы по педагогики и психологии авторы сходятся на мысли, что главная цель деятельности школьной психологической службы образовательного процесса — это психологическое здоровье детей.

Также целью психологической службы в школе можно назвать без сомнения получение ребёнком необходимых психологических условий, способствующих его максимальному психическому и личностному развитию. Организация в школе психологической службы, являющейся основным звеном здорового развития личности.


Целью психологической службы в школе является взаимодействие с одной стороны администрации школы, а с другой педагогического коллектива, при совместной их деятельности у них получается «продукт» под названием социальная ситуация развития, что позволяет каждому ученику быть индивидом и гармонично развиваться в обществе. Всё вышесказанное помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития полноценной личности ребёнка как такого, а также позволяет родителям и педагогам оставаться на уровне который необходим для предоставление детям здоровой психической обстановке в окружающем его мире. А любом случае содействие родителей и педагогического коллектива, может сказаться как положительно, так и отрицательно на понимании ребёнка. Если со стороны взрослых не будет понимания, а только напряжение в адрес ребёнка, то без сомнения, в конце концов, ребёнок выдаст острую и резкую ситуацию, что может привести к непоправимым последствиям. Поэтому на плечи психологической службы ложится формирование, у взрослых, уверенности в себе, взаимодействию без ущемления прав ребенка и свобод личности ребёнка, ответственность, милосердие не только внутри семьи, но и в отношении окружающих, взаимопомощь и главное толерантность.

Психологическая служба, работающая в процессе школьного обучения, оказывает помощь обучающимся в поиске, определении и познании своих пределах и возможностей. Естественно всё это зависит от интересов, склонностей, состояния здоровья и конечно же от способностей индивида.

В процессе работы психологическая школьная служба даёт возможность приобрести определённые психологические навыки, умения и знания. Которые так необходимы при профессиональном самоопределении и выборе профессии, а также развитии дальнейшей успешной карьеры и достижения успеха на его жизненном пути.

1.2. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Основной задачей психологической службы в школе можно считать направленность на развитие ребёнка в школьном процессе. Но также задачи школьной психологической службы можно подразделить на несколько мелких задач, которые решаются в процессе работы педагогом-психологом.

Задача школьной службы состоит в том, чтобы педагог-психолог смог раскрыть, пояснить и объяснить, и приобщить всех людей вовлечённый в школьный образовательный процесс к психологической культуре. Без этого будет не важно, как и с кем работает психолог, если все затраченные ресурсы будут уходить в пустую или попросту игнорироваться. Эту задачу школьной психологической службы я поставила бы на одну из центральных мест в работе психолога. Ведь без этой очень важной существенной задачи психологической службы не может существовать.