Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К росписи предъявляются особые требования. Холст должен быть тщательно загрунтован так, чтобы через рисунок не проступала фактура ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписыванием мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовыми красками, не отражающими блики света. Роспись может быть выполнена и на стенах. Она несет значительную психологическую нагрузку, способствует формированию эмоционального состояния покоя, отдыха. В фазе сюжетного воображения психологической тематики используются конкретные ассоциации, возникающие у людей в период восприятия картины живой природы, изображенной на стенах кабинета. Роспись композиционно представляет собой единое целое.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию расширенной перспективы, стереоскопический эффект, что очень важно при ограниченных габаритах помещений — потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины. На передней стене, несущей максимальную зрительную нагрузку, изображается спокойная тёмно-голубая гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негустой березовой рощей, изображенной на них, углубляет стереоскопический эффект пространства. Светлые стволы берез также решают психологическую задачу: подчеркивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают светлое, приподнятое настроение.

На росписи не должно быть изображения дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, например, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции.

В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Зеленая трава, кустарники выполняются с минимальным содержанием холодных тонов.

Пространство между внутренней и наружной сторонами стен — около 0,5 м. Оно служит для дополнительной звукоизоляции и размещения акустических колонок. Потолок также двойной, в виде полусферы, имитирующей лето. Настенная роспись освещается группой светильников, установленных над шторой задней стены. Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утреннее-вечерний, дневной и ночной свет.


Такой кабинет дает школьному психологу возможность для научной организации труда, повышает эффективность его работы, помогает создать обстановку доверительного, общения, психологического комфорта.
учащихся школы. 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Итак, в ходе исследования мне удалось выяснить, что основные задачи социально-психологической поддержки: Создание единой эффективно действующей системы, социально-психолого-педагогической помощи учащимся, их родителям, педагогам образовательного комплекса; Защита прав личности обучающихся, обеспечение их психологической и физической безопасности; Психолого-педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях; Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста согласно специфике учебного комплекса; Реализация программ, преодоление трудностей в обучении, участие специалистов социально-психологических служб в разработке образовательных программ и проектов деятельности комплекса, адекватных возможностям и особенностям учащегося; Участие школы в психологической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ, учебно-методических пособий и иных средств обучения; Формирование личности учащегося, владеющего психологическими методами защиты от стрессовых ситуаций, знающего свои права и обязанности и умеющего ими пользоваться; Организация профориентационной работы с учащимися и их родителями; Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения; выявление и поддержка интересов и склонностей учащегося старшей школы; Организация работы по профилактике правонарушений среди школьников с девиантным поведением совместно с органами общественного контроля.

На мой взгляд, для успешного выполнения этих задач, в каждом образовательном учреждении должен быть сформирован комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения программы реализации социально-педагогического сопровождения школьной образовательной программы. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Школа — это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.

Сейчас почти в каждой школе есть школьные психологи, однако их функции, назначение весьма размыты.


Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности.

Проблемы, с которой приходит человек на консультацию к психологу можно разделить на 3 раздела – это личные проблемы, семейные, школьные.

Часто встречаются такие запросы, связанные с умственным и учебным развитием школьников. Основные проблемы обучающегося связаны, с отставанием в учебе из-за дефектов интеллекта, мотивации, внимания. Многие родители и педагоги отмечают у многих детей устойчивое нежелание учиться. Законные представители ребёнка обращаются за консультацией по поводу трудностей в обучении и внутрисемейных конфликтов. В разделе личных проблем встречаются запросы, связанные с межличностными конфликтностью, личностным развитием, отношениями, агрессивностью, дезадаптацией, развитием творческих способностей, эмоциональными проблемами, самоопределением, самореализацией и т. д. Посетители психологического кабинета обращаются с просьбой о консультировании, за помощью при наркозависимости ребенка или наличии других вредных привычек.

В компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.


Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

По материалам анкетирования можно выделить как особо значимые следующие проблемы, заявляемые клиентами:

1) трудности в обучении, обусловленные разными причинами;

2) проявления социальной дезадаптации;

3) проблемы межличностных отношений;

4) проблемы развития личности ребенка.

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

В своей работе психолог формирует межличностные отношения не только учеников, но и коллектива, родителей.

В целом можно сказать, что варианты работы с обратившимися за помощью отличаются большим разнообразием и обусловлены как актуальными нуждами клиентов, так и личными предпочтениями и уровнем квалификации школьного психолога. При необходимости клиенты направляются для получения дополнительной помощи.

В настоящий момент школьный психолог в основном тестирует каждый год всех детей. А также осуществляет диагностику детей при приеме в школу и при делении на классы по способностям. Единственным методом работы в арсенале школьного психолога оказывается тестирование.

Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас очень широко применяются психологическими службами, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность психологов. Отмечается, что тестирование не позволяет определить перспективы развития учеников, оно дает неверные результаты при обследовании подростков из низших социальных слоев и культурно отсталых районов. Кроме того, эта методика основной акцент делает лишь на одном виде одаренности - интеллектуальном.


Подведем итог. Психолог и школьная психологическая служба заняли прочное место в российской школе. На эффективность работы психологической службы оказывает влияние взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса: учителями, учащимися, их родителями. Это взаимодействие способствует решению не только непосредственно поставленных перед психологической службой задач, но и оказывает сильнейшее влияние на деятельность учителя. По мнению Е. Василевской, методическая и психологическая службы становятся единомышленниками, работающими в тесном контакте. Это тот случай, когда использование технологии индивидуального подхода невозможно без психологической диагностики, когда учителю приходится обращаться за помощью к психологу, чтобы сделать обучение комфортным для детей и продуктивным для учителя и школы в целом. Индивидуальный подход к учащимся можно считать зоной пересечения психологической и методической служб школы. При этом очень важна согласованность их действий, общее видение обеими службами перспектив работы и путей ее реализации. 

Рассмотрев основные понятия, связанные с психологической службой, можно прийти к выводу, что данная служба необходима в школе, она является важной составляющей учебного процесса. Психологическая служба в школе обеспечивает условия, способствующие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александровская, Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: справочное пособие / Э.М. Александровская, И.Н. Гальяшева. - М.: Недра, 1993. - 268 с.
  2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: методическое пособие / Ю.Е. Алешина. - М.: Металургия, 1994. - 34-36 с.
  3. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии: учебник / В.М. Астапов. - М.: Высшая школа, 1994. - 56 с.
  4. Бажевич И.П. Материалы к спецпрактикуму по нейро - и патопсихологии: справочник / И.П. Бажевич. - М.: Недра, 1980. - 74 с.
  5. Бардиер, Г.Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей: справочник / Г.Т. Бардиер, И.К. Ромазан, Т.В. Чередникова. - СПб.: БХВ-Петербург, 1993. - 138 с.
  6. Безруких, М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму: учебник / Безруких М.М., Ефимова С.П. - М.: Металургия, 1991. - 64 с.
  7. Белянина О.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – 3 изд., допол., перераб.: - Иркутск: Вост-Сиб. гос. академ. обр, 2012. – 212 с.
  8. Берне, Р.К. Развитие Я - концепции и воспитание: учебник / Р.К. Берне. - М.: Недра, 1986. - 90-94 с.
  9. Битянова М. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. С. 53.
  10. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей: учебник / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере. - М.: Металургия, 1990. - 58 с.
  11. Василюк, Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории / Ф.Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал, №1. - 1992. - 76 с.
  12. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов: справочное пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск: Белая лошадь, 1993. - 265 с.
  13. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и;;| подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г. В. Бур-меиская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Издательский п,(штр «Академия», 2002.
  14. Возрастно-психологический подход в консультирований детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г. В. Бур-мевская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 
  15. Воробьева, Л.И. Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии / Л.И. Воробьева // Мир психологии, №1. - 1996. - 64 с.
  16. Выготский, Л.С. Избранное: справочник / Л.С. Выготский. - М.: Ш. Амонашвили, 1996. - 129 с.
  17. Гильбух, Ю.3. Учитель и психологическая служба школы: учебник / Ю.З. Гильбух. - Киев: Парус, 1993. - 54 с.
  18. Гуткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога: методический справочник / Н.И. Гуткина. - М.: Владос-М, 1991. - 87-89 с.
  19. Ингенкамп, К.Ж. Педагогическая диагностика: учебник / К.Ж. Ингенкамп. - М.: Просвет, 1991. - 258 с.
  20. Канаревич, В.Г. Диагностика школьной дезадаптации: учебник / В.Г. Канаревич. - М.: Владос-М, 1993. - 12-14 с.
  21. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника: справочник / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М.: Ориентир, 1988. - 51 с.
  22. Красило, А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении: учебный справочник / А.И. Красило, А.П. Новгородцев. - М.: Ориентир, 1995. - 189 с.
  23. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: учебник / А.Е. Личко. - СПб.: БХВ-Петербург, 1983. - 54 с.
  24. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебник / Н.Г. Лусканова. - М.: Мир, 1993. - 32-34 с.
  25. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: методическое пособие / под ред. А.Ф. Кудряшова, - Петрозаводск: ОПРС, 1992. - 67 с.
  26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: учебник / А.К. Маркова. - М.: Недра, 1983. - 17 с.
  27. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая нейропсихологическая диагностика: учебник / И.Ф. Марковская. - М.: Ориентир, 1993. - 185 с.
  28. Методы социальной психологии: учебник / под ред.Е.С. Кузьмина. - Томск: Белая лошадь, 1977. - 90-93 с.
  29. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы: справочник / В.Н. Мясищев. - СПб.: Домострой, 1960. - 137 с.
  30. Ншпянова М. Организация психологической работы в школе. М.:  1998,
  31. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
  32. Потапова А.В.«Психологическая служба»
  33. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.
  34. Растониан, К.Т. Концептуальная модель Службы помощи в регионах Чернобыльского следа / К.Т. Растониан // Государственная служба социальной, педагогической и психологической помощи. Концепции и точки зрения. - М.: Мир, 1996. - 43 с.