Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из самых важных задач, психологической службы — это психическое и душевное развитие будущей личности и создание благоприятного климата, в котором ребёнок бы чувствовал себя спокойно, комфортно и безопасно. Создать такой климат для каждого ребёнка в классе очень тяжело, ведь некоторые дети могут быть более чувствительные к словам, действия или поступкам. И на этом этапе важно, что бы взрослый человек, будь то учитель, родитель или ребёнок того же возраста (или старше) нашли общий, комфортный язык взаимодействия с ребёнком. В любом возрасте для человека важны его успех и неудачи. Такие ситуации очень активно влияют на развитее личности как таковой. Это всё закладывает и формирует жизненную позицию, нравственность, достоинство, смысл жизни. В данном случае как взрослые и ровесники реагируют на удачи и неудачи ребёнка формируют психологический климат и в последствии закладывается самооценка школьника.

Следующая задача, которую решает психологическая служба в школе – это индивидуальные особенности ребёнка. Как развить увлечение, чем либо, найти склонность, интерес и развить в этом направлении способности, помочь разобраться, что такое отношение и характер и как можно справится с чувствами. Все это огромный и важный пласт в работе школьной психологической службы в образовательном процессе. Ведь если не обращать внимание или упустить из виду такой сложный комплекс чувств, эмоций и переживаний, то это может привести к различным нарушениям личностного восприятия окружающей его действительности.

Еще одна из подзадач психологической службы – это, естественно, выявление, наблюдение и профилактическая работа по социальному развитию и адаптации школьников. Здесь главное вовремя увидеть, понаблюдать и при необходимости провести коррекционную работу, потому что если мы видим какие-либо повторяющиеся отклонения в поведении детей, то можно судить о нарушении личностного развития ребёнка. А этом может привести к тому, что дети с такими отклонениями и не прошедшие коррекционную работу сначала будут отставать в учёбе, что с каждым готом будет только усугубляться, а затем в дальнейшем и вовсе может привести к том, что ребёнка необходимо будет оставить на второй годи или даже перевести в коррекционную школу.

Следующей задачей можно назвать работу педагога-психолога над индивидуальными особенностями детей. Сюда можно отнести работу с глубинными процессами и развитием ребёнка. Ведь очень важно понять и разобраться на что способен школьник, есть ли у него силы и резервы для дальнейшего обучения, а также творческие способности. На каждом этапе взросления детей их индивидуальные способности и возможности подвергаются постоянным изменениям.


Так же важной ступенью задач психологического кабинета является своевременное оказание, как поддержки, так и психологической помощи не только самим детям, но и родителям, педагогам.

Следующая задача школьной психологической службы очень тесно связанна с предыдущей вышеупомянутой задачей. Это создание и подготовка необходимых условий при работе психолого-педагогического кабинета, что бы полноценно и всесторонне оказать своевременную и адекватную психологическую помощь.

Создание преемственности при переходе ребёнка с одного уровня образования на другой. При переходе ребенка с младшей ступени образования на среднюю или с средней на выпускную у ребёнка неизбежно этот процесс вызывает тревогу и иногда дезориентацию. Это связанно с тем, что переходя с одного уровня образовательного процесса на другой меняются условия обучения, окружающие люди (педагоги). Теперь ребёнку надо самому приходить в нужную аудиторию или кабинете, в которой находиться преподаватель. Этот процесс закладывает такие качества как пунктуальность, самоорганизацию, самостоятельность.

К задачам школьной психологической службы относится границы, которые должен всегда ставить психолог между собой и своими клиентами, будь то дети, их родители, педагоги или администрация. Специалист должен четко понимать, что он находится на работе и все взаимодействия, которые он производит, это всего лишь его прямые непосредственные обязанности, кабы жестко это не звучало.

И последняя задача психологического кабинета в школе, но важная – это работа с клиентами разного возраста, начиная с первоклассников и заканчивая выпускниками школы, их родителями, педагогическим коллективом.

Помимо всего прочего основные средства решения задач школьной психологической службы, это конечно, достижение главной цели всей работы педагога-психолога и решение задач, которые ставит психологическая служба школьного образования. Эта служба помогает, обеспечивает в соблюдении и создании в рамках школьного процесса в образовательной организации таких условий, которые помогут обеспечить личностное и психическое развитие любого школьник, это и психолого-педагогические условия, психологические условия, социально-психологические условия. Вместе они дают возможность ребёнку разеваться полноценно.

Разработанная программа обучения педагогом-психологом в рамках процесса обучения в образовательной организации помогает разить у детей не только способы освоение личностных и интеллектуальных особенностей и возможностей, но и дает школьникам разного возраста работать над своими способностями, узнать о их существовании и раскрыть. Помимо этого, психологу необходимо иногда проводить анализ своих рабочих программ, с целью адаптировать их на современные нужды. Такая задача решает вопрос о развитии, сформированности и понятии детей не только о школьных предметах, но и качества, особенностях и свойствах психического характера. Рассматривая эти аспекты с одной стороны мы видим, что они хорошо характеризуются на различных возрастных этапах развития личности, а с другой стороны они просто и закономерно подготавливаю ребёнка к переходу на следующий возрастной этап, что в последствии формирует ещё более высокий уровень развития в личностной и психической сфере.


Ребёнку на каждом возрастом этапе взросления необходимо создавать такие условия развития, что бы они были на текущем этапе самыми оптимальных условиях. Ранее уже говорилось о том, что в разный период взросления у ребёнка может появится высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности к развитию определенных психических свойств и процессов, а потому и к определенному типу воздействий. Каждый возрастной этап может провялятся различными адаптационными процессами, с помощью которых школьник справляется со своим психологическими и личностными вопросами и проблемами. И потому он является наилучшим для освоение своего психического образования. Всё это служит опорой для будущего развития личности школьника.

Возрастные особенности являются самыми главными при учёте работы педагогом-психологом в школьной психологической службе. Ведь от возрастных особенностей зависит какие задачи и цели мы ставим перед детьми. И на всех этапах взросление ребёнка должна быть наполнена особым содержанием:

  1. Познания окружающего мира и его особенностями;
  2. Познание и осознания себя прошлом, настоящем и будущем;
  3. Взаимодействие с окружающим его миром;
  4. Права и обязанности, которые он должен не только выполнять и знать на зубок, но и понимать их;
  5. Общение, учеба и игра – эти три ведущие деятельности помогают ребенку стать полноценно развитым организмом.

Человек по своей сути уникален. И внутренний мир каждого индивида на земле отличается друг от друга своей неповторимостью, своим накопленным опытом, своими особенностями окружающей среды, условиями восприятия, типом нервной системы. Поэтому педагогу-психологу необходимо уметь распознавать и учитывать индивидуальные варианты возрастного развития, индивидуальные пути и темпы взросления ребенка.

Но не смотря на возрастные ступени, определяющие личностное и психическое развитие для каждой стадии, каждый ребёнок, с психической очки зрения, развивается индивидуально. Как раз это и оказывает различие между нами. На определённом этапе взросления кто-то преуспевает, а кому-то требуется время на осознание себя как личности в этом мире. И естественно этапы взросления неотъемлемо связаны с индивидуальными особенностями. Поэтому при работе с ребёнком педагог-психолог подпирает программу, где оптимально складываются психологические и индивидуальные качества.

При ситуации, когда нарушаются те или иные условия развития личности ребёнка, то это ведет к торможению и застою в развитии индивидуальных особенностях. Последствие нарушения индивидуальных особенностей развития детей ведёт к ухудшению психического здоровья. В свою очередь нарушение правильного психического развития требует специальной развивающей работы – коррекционной психической работы.


И так, школьная психологическая служба в образовательном учреждении работает в условиях возрастных особенностей и возрастных задач, которые ставит перед ним школьный образовательный процесс, на основе этого педагог-психолог производит психологическую коррекционную работу. Дети обязательно входят в культурное взаимодействие с родителями, учителями и своими сверстниками, это и формирует большую часть для нормального развития ребёнка как личности. Но главным условием при это должно быть не школьная успеваемость, поведение или дисциплина на уроках, а развитие такой тенденции как психологическая и нравственная культура, показанная на примере взаимодействия взрослых людей.

Дети с рождения смотрят на родителей, близких и окружающих его детей и образ взаимодействия взрослых друг с другом и образ их жизни формируют и предопределяют психологическую, культурную, нравственную позицию будущей личности. Вот почему очень важно педагогу-психологу школьной психологической службы в образовательной организации быть культурным, образованным и самое главное профессионалом, что в последствии, на примере психолога, сформирует положительную динамику личностных качеств и способностей школьников.

1.3. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Основная идея школьной психологической службы в рамках образовательного процесса – это идея сопровождения и развитие детей, может быть устремлена на создание таких психологических условий, которые помогут успешному обучению и позитивному психологического развития.

Главный принцип организации школьной психологической службы, конечно, является системность, другими словами, педагог-психолог должен осуществить в своей работе все принципы необходимые для позитивного и правильного развития личности ребенка и делать он это должен систематически. Для этого психологом школы составляется план работы кабинета. И в плане необходимо раскрыть пять нижеперечисленных принципов.

Первый принцип – это психологическое просвещение. Объяснение, рассказ и просвещение детей, их родителей и педагогического коллектива о работе психолога, о его функция и функционале, знакомство с различными аспектами деятельности и взаимодействия педагога-психолога.

Данный вид деятельности проходит в рамках лекций, бесед, классных собраниях, семинарах.


Просветительская работа в учебном заведении педагогом-психологом образовательного учреждения сопровождается по направлениям:

  1. просвещение школьников;
  2. просвещение родителей;
  3. просвещение педагогов.

Просветительская форма работы проводится в виде группового собрания с классом или педагогическим коллективом. Работа в просветительском направлении направлена на знакомство родителей и педагогов с актуальными и острыми проблемами связанные с детьми, трудностями и нерешёнными вопросами, постоянно возникающими в процессе обучения.

Психологическое просвещение в первую очередь направленно на создание условий, при которых каждый смог бы получить необходимую помощь, навыки в различных областях и знания, которые помогли бы в дальнейшем при работе и общении.

Второй принцип – консультирование. На этом этапе психолог индивидуально работает с ребёнком, родителем или педагогом, решая насущные и жизненные вопросы, с которыми пришел клиент.

Психологическое консультирование работает на объяснение и интерпретацию индивидуальных жизненных ситуаций, проблем, трудностей, состояний и настроений.

Консультативное направление работает с обучающимися всех возрастов, их родителями, педагогическим коллективном и администрацией. Такая работа всегда проводится в индивидуальной форме. На консультации обычно присутствует или сам клиент, или ребёнок и родитель, также бывают ситуации, когда на консультацию приходит классный руководитель с одним из детей класса.

У работы в консультативном направление есть свои специфические особенности, в первую очередь, это то, что по итогам проведения консультации результаты могут быть не достигнуты, так как причина проблемы или трудности заключается не в клиенте (к примеру, ребёнок), а в другом человеке, который непосредственно влияет на жизнь ребёнка и играть важную для него роль, это может быть родители или один из педагогов. В некоторых случаях, это зависит от возрастной идентификации, чаще всего это старшеклассники, школьник может сам обратится за помощью к специалисту для решения возникших у него сомнений или вопросов.

Педагог-психолог школьной психологической службе должен быть универсальных специалистом и разбираться сразу в нескольких направления психологии, таких как возрастная психология, педагогическая психология, психология консультирования, семейная психология, кризисная психология, социальная психология и т. д.

Консультативное направление в работы психолога является самым главным и важным. На данном виде работы строится и зависит вся остальная деятельность психологической службы. Очень важно педагогу-психологу в процессе консультативной работы наладить взаимодействие со всеми участниками школьного процесса.