Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сам процесс консультативной работы можно подразделить на несколько составляющих элементов, которые взаимодействую между собой.

  1. Первичное консультирование. На этом этапе определяются и выявляются различные вопросы, проблемы, отклонения и нарушения.
  2. Психолого-педагогическая коррекционное заключение. На основе проработки с ребёнком коррекционной программы родителям и педагогам даются, разрабатываются и составляются дальнейшие рекомендации.
  3. Воспитание. Разрабатываются, составляются и даются рекомендации, по запросу, по воспитанию ребёнка в семье. Здесь работа должна проводится совместно со специалистом по семейной психотерапии.
  4. Особенности. Разработка, составление и ориентация определённых рекомендации, не только родителей, но и педагогов, о возрастных, индивидуальных и личностных психических особенностей развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
  5. Психогигиена и психопрофилактика. Работа на предупреждение определённых психических заболеваний, к ним можно отнести психосоматику, различные нервно-психические расстройства. Такая работа проводится совместно с патопсихологм и врачами.

Третий принцип – психологическая диагностика. Составление, проведение, обработка и работа с результатами психологического исследования школьника или группы учащихся. С помощь диагностического исследования психолог получает информацию о положительное или отрицательное влияние проведенных работ, о психологическом, эмоциональном, нравственном развитии ребёнка.

Диагностика может проводиться как в группе или коллективе, так и индивидуально. Психологическое диагностическое исследование изучает причины и условия индивидуального развития ребёнка, характерные особенности развития, разновидности межличностных взаимодействий. По итогам исследования психолог получает подробную характеристику той сферы, которую он исследовал и на основании этого специалист составляет план комплексной коррекционной или консультативной работы.

Психологическая диагностика, проводимая школьной психологической службой, решает такие вопросы как:

  1. «Фронтальное» или плановое исследование – это комплексное всестороннее психолог-педагогическое исследование учащихся одной параллели, то есть учеников, к примеру, всех первых классов или на исследование берутся ученик обучающиеся только, во-вторых, классах. Подобна форма организации проведения диагностики носит характер первичной, начальной. В дальнейшем по результатам проведённого исследования можно говорить о ситуации в классе, между учащимися, кто и как прошел адаптационный период, а также многое другое. Всё это облегчает работу педагога-психолога в школе.

Любые психологические диагностическое исследования проводимые внутри школьного процесса обучения, направленно на получение определённой информации о ситуации или о взаимодействии в стенах школы. Его можно разделить на несколько этапов:

  1. психологическое диагностическое обследование самих школьников. Оно носит характер изучение для дальнейшей психологической коррекционной работы.
  2. наблюдение за обучающимися в школьной среде обитания при проведении диагностики. Позволяет выявит определённые процессы, возникающие во взаимодействии ребёнка с окружающем мире.
  3. далее проводится работа, с классным руководителем, педагогами и законными представителями ребёнка, которая направленна на получение полной картины о школьнике.
  4. и последний этап, но не по значению, это работа с документами. Изучение предыдущих срезов исследование, если такие есть. Работа, анализ и изучение рабочих тетрадей школьника.
  5. Срочное психолого-педагогическое диагностическое исследование. Оно применяется в случаях экстренной получении информации о детях. При таком обследовании применяются типовые психологические методики с минимальном количеством вопросов, но по своей сути очень информативные и главное адаптированные к тем условия и нуждам для которых проводится такое обследование. К таким методикам можно отнести беседа, анкета и экспресс-методики. Такое исследование изучает личностные и психологические особенности ребёнка, к которым мы можем отнести такие параметры как межличностное взаимодействие в группе, классе, коллективе. Также обследование ребёнка может показать нарушения познавательных процессов, личности, эмоционально-волевых способностей, которые негативно влияют на процесс обучения в целом.
  6. Полное (глубокое) психологическое обследование. Такое исследование проводится, в основном, после фронтального или первичного обследования. Такое исследование проводится при спорных, сложных, противоречивых результатов первичных исследований и носит характер индивидуальной работы с ребёнком. Иногда подобное обследование могут заказать родители школьника для получения информации о определенных трудностях ребенка, будь то обучение, общение, поведение или что-то другое. Такое обследование в последнем случает носит обязательных характер. Полное диагностическое обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком и для обеспечение более точных и правильных данных по этим исследования применяются различные методики на изучение более глубоких психологических аспектов. При такое обследовании очень важно предварительно выдвинуть гипотезу, что бы затем можно было её или подтвердить или опровергнуть.

Четвертый принцип – психологическая профилактика. Систематическая работа по предупреждению различных ситуативных случаев, а также наблюдение и контроль за возможным негативным поведение детей на фоне различных событий. Ранее и своевременное предотвращение различного вида аномалий в психическом, физическом, умственном, эмоциональном или психофизическим развитии и становлении ребёнка как личности, во взаимодействии и отношениях друг с другом. И самое главное для профилактической работы, это предупреждение конфликтов как таковых. Работа по профилактики проводится не только с детьми вовлеченных в учебный процесс, но и с их родителями, педагогами. При психологической профилактике психолог взаимодействует с различными аспектами, такими как:

  1. Психологическое обследование. Оно проводится при поступлении в первый класс, при переходе с одной образовательной ступеньки на другую.
  2. Изучение эмоционально-волевых, психологических, личностных, интеллектуальных особенности развития личности ребёнка. Исследование проводится по запросу администрации, педагога или законного представила ребёнка.
  3. Психологическое перенапряжение. В первую очередь здесь проводится профилактическое предупреждение эмоциональных, духовных, нравственных нервных стрессовых ситуаций. Полностью их избежать невозможно, но возможно предупредить. Такие ситуации возможны при длительном перенапряжении, связанном с обучением, взаимоотношении с окружающей средой или жизненной ситуацией.
  4. Адаптация. Совершенствование и изменение условий, в которые попал или находится ребёнок, а также всесторонняя помощь в приспособлении школьника к окружающей среде.
  5. Индивидуальные особенности. Работа с ребёнком по изучению его личностных и психических особенностей для дальнейшего успешного школьного обучения.
  6. Работа с родителями. Проработка и беседа с родителями по индивидуальным особенностям ребёнка для подбора и составление наиболее рабочего метода по ликвидации пробелов в подготовки и в процессе обучения.

И последний пятый принцип – психологическая коррекция. Работа с детьми у которых возникли по тем или иным причина проблемы в учебной деятельности, поведении, в эмоциональном и личностном плане.

Психологическая коррекция в рамках школьного обучения осуществляется с помощью методов и специальных разработанных программ, которые в свою очередь направлены на коррекцию, улучшение, поддержание и устранение различных индивидуальных и психофизических отклонений. К таким отклонениям можно отнести различные формы поведения: девиантные, зависимые, социально неадаптированные, склонность и сознательное и бессознательное стремление нарушение границ индивидуальных, социальных и законодательных (правонарушение).


По форме проведения психологическая коррекционная работа проводится, в основном, в двух направлениях, это групповая работа с детьми и индивидуальная работа с обучающимися.

Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Для психологической коррекционной работы необходимо иметь план и программу психокоррекционных работы с детьми. Такие планы и программы формируются всегда на основе результатов различных диагностических исследований. По окончанию коррекционной работы специалист проводит те же диагностические обследования, чтобы доказать или опровергнуть полученные в процессе коррекционной работы результаты.

В разных научно-исследовательских книгах понятие нормы у ребёнка может трактоваться по-разному. И понятие норма психического здоровья, очень часто, стоит рядом с таким понятием как психологическая коррекционная работа.

Целью коррекционной психологической работы является создание, развитие и изменение психического, эмоционального, нравственного, эмоционально-волевого состояния школьника, то есть приведение внутреннего мира ребёнка к возрастной норме его развития. Коррекционно-развивающая работа в данном случает предлагает целенаправленное воздействие на психические процессы по развитию и формированию у ребёнка полезных жизненных и социальных перспектив.

Такое направление в работе активно воздействует на личность ребёнка и в корне меняет направление его развития, что в итоге приводит к формированию, созданию и адаптированную таких качеств личности школьника как психологические и индивидуальные особенности. Такая работа очень серьёзная и важная, и в свою очередь трудоёмкая, но в итоге у ребенка формируются и затрагиваются такие качества личности, которые в последствие помогают развивать личность.

Коррекционную психологическую работу условно можно разделить на два вида:

  1. Усреднённая норма. Коррекционная психологическая работа, направленная на реализацию определённых статистических средств. Здесь мы рассматриваем «универсальные» психологические технологии. Коррекционная работа как раз и приводит к таким результатам. Иными словами, с помощью коррекции, проводимой с ребёнком, психолог старается вывести и привести школьника к определённой усреднённой норме, что бы в дальнейшем обучающийся смог догнать своих сверстников в западающих у него направлениях и продолжать развивается на ровне со всеми.
  2. Уникальность психических и личностных качеств. Коррекция и помощь направлена в данном случае на специфические, индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются по своей сути уникальным явлением его личностного развития и психического развития. Тут работа педагога-психолога заключается в том, чтобы поддержать и развить неординарные черты личности, но также и не забывать работать и с другими качествами личности, которые в большинстве данных случаев просто «проваливаются» из-за специфического развития личности ребёнка.

К примеру, если взять работу с индивидуальными и психическими отклонениями детей, находящихся в пубертатном периоде, то тут имеются несколько необычных особенностей в работе педагога-психолога в школьной психологической службе образовательного учреждения. Это связано с тем, что, каждый из нижеперечисленных условий может стать причинной психологической коррекционной работы:

  1. Развитие личности. На данном этапе становления ребёнка в подростка интенсивно развиваются его личностные особенности, а также активно развивается внутриличностные противоречия.
  2. Мотивация. В данный период взросления школьника резко снижается мотивация к обучению и появляется избирательность в учебных предметах.
  3. Эмоции. Тут на основе активного роста и периода гормонального всплеска появляется нестабильность в сфере эмоций, что приводит к сильным и ярким переживаниям в сфере новых глубоких чувств и эмоций.
  4. Межличностные взаимодействия. С приходом данного периода у подростка появляется желание изучит и исследовать окружающий мир, что приводит к расширению круга его знакомых и социальных контактов.
  5. Интеллект. Активно развивается интеллектуальная сфера учащихся, это связанно с формированием словесных, теоретических и логических образов мышления.
  6. Выбор профессии. Очень важный этап становления личности, который в последствии влияет на всю дальнейшую жизнь, это профессиональное самоопределения школьника.

Таким образом, мы пришли к выводам, что коррекционная работа в рамках школьной психологической службы в образовательной организации направлена на несколько путей развития данной работы. Такая работа связана с несоответствием умственного и психического уровня в рамках возрастной нормы развития, также может быть связанна с внутриличностными взаимодействиями в процессе общения с людьми, развитие низкой мотивационной сферы к обучающему направлению, негативное, неправильное или завышенное оценивание себя как личности, своего «Я», своих действий.

Всегда надо обращать внимание при психологической коррекционной работе в школьной психологической службе в образовательной организации при работе с детьми вошедших в период взросления и находящиеся на стадии школьного подростка на его окружение и взаимодействия с окружающим его людьми.

Главное при коррекционной работе, это взаимодействие педагога-психолога и законными представителями подростка. Только родители могут дать понимание сути проблемы в целом. Так как любое диагностическое исследование дает одностороннюю информацию о поведении и развитии ребёнка.