Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Общая характеристика организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты управления поведением в конфликтной ситуации
1.1. Подходы к определению организационного конфликта
1.2. Основные концепции исследования стратегий поведения в конфликте
2. Анализ управления поведением в конфликтных ситуациях на примере ООО «Альянс СпэйрПартс»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ уровня конфликтности и управления ими на предприятии
3. Пути совершенствования управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс»
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами на предприятии
3.2. Оценка целесообразности реализации предложенных мероприятий
3. Пути совершенствования управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс»
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами на предприятии
В предыдущей главе было проведено исследование процесса управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс» и выяснено, что на предприятии используются различные методы управления конфликтами. В целях устранения выявленных слабых сторон в данном процессе предлагается проведение ниже перечисленных мероприятий.
Цели процесса управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс» перечислены на рисунке 6.
Предотвращение негативных последствий конфликтов в коллективе
Поддержание благоприятного социально-психологического климата
Устранение деструктивных конфликтов
Профилактика конфликтных ситуаций
Предотвращение конфликтов
Правильный выбор методов устранения конфликтов
Планирование мероприятий по профилактике конфликтных ситуаций
Реализация мероприятий по профилактике конфликтных ситуаций
Стимулирование конструктивного поведения работников в конфликтных ситуациях
Принятие и реализация управленческих решений на ранних стадиях зарождения конфликта
Рис. 6. Цели процесса управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс»
Функции управления производственными и социальными конфликтами должны выполняться не только руководителями, но и специалистами-конфликтологами, и специально созданными подразделениями. Предприятие ООО «Альянс СпэйрПартс» небольшое, поэтому введение специалистов и специальных подразделений, занимающихся управлением конфликтами, в штат фирмы будет весьма затратным. Следовательно, в целях повышения компетентности руководителей и специалистов Общества предлагаются следующие мероприятия:
1) Введение в штат фирмы ставки психолога для изучения социально-психологического климата в коллективе и проведения занятий и тренингов по предотвращению конфликтов и управлению эмоциями среди работников предприятия.
2) Обучение менеджера по персоналу основам психологии и конфликтологии путем посещения семинаров-тренингов.
3) Участие директора и руководителей среднего звена в семинарах-тренингах по управлению конфликтами.
В таблице 2 приводится оперпрограмма процесса управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс», реализация которой позволит определить степень ответственности руководителей и специалистов за исполнение определенных программой функций.
Осуществление данного мероприятия позволит:
- рассматривать функции по управлению конфликтами как обязательную и необходимую составляющую системы управления персоналом;
- повысить компетенцию руководителей и специалистов предприятия в области психологии и управления конфликтами;
- достигнуть целей процесса управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс»;
- реализовать основные направления по предупреждению конфликтных ситуаций в ООО «Альянс СпэйрПартс».
Таблица 2
Оперпрограмма процесса управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс»
№ |
Функции |
Исполнители |
|||
Дирек-тор |
Руково-дители сред. звена |
Менеджер по персо-налу |
Социо-лог |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 2 3 4 5 |
Проведение социологических опросов, социально-психологических исследований Проведение лекций и семинаров в подразделениях Обеспечение руководителей организации литературой по конфликтам Информирование работников об общих рекомендациях по разрешению конфликтов через СМИ фирмы (информационная доска, листовки и т.д.) Информирование работников предприятия о его социальном и экономическом положении на текущий момент |
Р Р Р Р Р |
К, П К К Р, К К, О |
О О, У О, У О, У У |
У У У, П У У, П |
Условные обозначения: О – отвечает за выполнение функции; У – участвует в выполнении функции; П – предоставляет необходимую информацию, исходные данные; К – контролирует; Р – принимает решения. |
Рекомендуемые направления профилактики конфликтных ситуаций в ООО «Альянс СпэйрПартс» перечислены на рисунке 7.
Правильный выбор стиля руководства
Выявление конфликтных личностей
Учет совместимости членов коллектива
Совершенствование организации условий труда
Учет особенностей неформальной структуры коллектива
Совершенстовование системы оплаты труда
Рис. 7.Рекомендуемые направления профилактики конфликтных ситуаций
в ООО «Альянс СпэйрПартс»
Для воплощения намеченных направлений по профилактике конфликтов в ООО «Альянс СпэйрПартс» в таблицах 3 (Стимулирование конструктивного поведения работников в конфликтных ситуациях) и 4 (Учет совместимости членов коллектива) приведены основные рекомендации и предложения руководителям для принятия быстрых и компетентных решений.
Таблица 3
Стимулирование конструктивного поведения работников ООО «Альянс СпэйрПартс» в конфликтных ситуациях
Цель стимулирования конструктивного поведения |
Вид конфликтной ситуации |
Применяемые методы воспитания |
Ожидаемый результат |
Перерастание конфликтной ситуации в конструктивный конфликт |
Организационная (деловая) |
Метод убеждения. Метод побуждения. |
Конструктинвый конфликт, способствующий повышению эффективности деятельности |
Ликвидация конфликтной ситуации |
Организационная (деловая) |
Метод вознаграждения. Метод порицания. |
Недопущение деструктивного конфликта, носящего негативные последствия |
Эмоциональная (личностная) |
Таблица 4
Учет совместимости членов коллектива ООО «Альянс СпэйрПартс»
Вид совместимости |
Характеристика вида совместимости |
Основной вопрос при профилактике конфликтных ситуаций |
Рекомендации и предложения руководителям ООО «Альянс СпэйрПартс» |
Физиологи-ческая |
Учет половозрастных особенностей взаимодействующих людей |
Вопрос возрастных особенностей членов коллектива фирмы |
Лично показывать пример уважения к старшим работникам; использовать методы убеждения и порицания в отношении молодых работников |
Психофизиологическая |
Учет темперамента людей |
Вопрос различий в личностных характеристиках членов коллектива |
Исследовать совместимость членов коллектива с помощью специальных тестов: - при выполнении совместной работы учитывать совместимость членов коллектива; - при формулирования индивидуального задания учитывать различия подчиненных в реагировании на власть и принуждение на основе результатов тестирования |
Психологическая |
Учет особенностей характера людей |
1. Формирование психологически совместимой и работоспособной команды:
- проведение психологического тестирования на конфликтность личности кандидатов при приеме на работу;
- подбор, расстановка и воспитание кадров с учетом их психофизиологических особенностей;
- проведение тренингов для персонала по обучению нормам общения при совместной работе.
Результат: создание коллектива, где люди считают себя частью одной команды, обладают духом коллективизма и совместной ответственностью за результаты работы.
В такой организации сотрудники доброжелательно относятся к любым ограничениям, связанным с функционированием организации, легче воспринимают нововведения, добровольно, с пониманием важности выполняют все требования руководства.
Таким образом, предложенные мероприятия по улучшению процесса управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс» направлены на совершенствование организационной структуры предприятия, на повышение конфликтологической компетентности руководства и специалистов, на исследование психофизиологических качеств сотрудников и воспитание в них чувства ответственности и умения работы в команде.
Признание процесса по управлению конфликтами важной и неотъемлемой составляющей системы управления персоналом ООО «Альянс СпэйрПартс» позволит эффективно управлять возникающими противоречиями. Благоприятная социально-психологическая обстановка и отсутствие напряженности в работе приведет к повышению эффективности работы персонала и увеличению производительности труда работников на предприятии.
3.2. Оценка целесообразности реализации предложенных мероприятий
Затраты на внедрение разработанных предложений представлены в таблице 5.
Таблица 5
Затраты на внедрение разработанных предложений
№ |
Мероприятия |
Стоимость, тыс. руб. |
1 |
Приглашение специалиста по эргономике для оптимизации рабочих мест менеджеров |
150 |
2 |
Издание «Памятки по организации рабочего пространства» |
50 |
3 |
Проведение корпоративных мероприятий |
1000 |
4 |
Прохождение руководителем тренинга |
70 |
5 |
Проведения для менеджеров тренинга «Тайм-менеджмент» |
230 |
6 |
Итого |
1500 |
Возможный рост выручки рассчитаем, основываясь на прогнозах экспертов. Прогнозируемое увеличение выручки составит 1% или 2308,1 тыс. руб.
Исходные данные для расчета экономической эффективности разработанных предложений представлены в таблице 6.
Таблица 6
Исходные данные для расчета экономической эффективности внедрения разработанных предложений
Показатели |
Ед. изм. |
Усл. обозначение |
Значение |
Численность персонала до внедрения предложений |
чел. |
Ч1 |
124 |
Численность персонала после внедрения предложений |
чел. |
Ч2 |
124 |
Доходы до внедрения предложений |
тыс. руб. |
О1 |
230811 |
Среднегодовая выработка одного работающего |
тыс. руб. |
П1 |
1861,4 |
Расходы до внедрения предложений |
тыс. руб. |
З |
215028 |
Единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением предложений |
тыс. руб. |
З ед. |
1500 |
Ч1 – численность персонала до внедрения разработанных предложений – 124 человек;
Ч2 – численность персонала после внедрения разработанных предложений – остается без изменений, т.е. 124 человек;
О1 – доходы – 230811 тыс. руб. (данные годового отчета ООО «Альянс СпэйрПартс» за 2018 год);
П1 – среднегодовая производительность одного работающего на предприятии (1):
П1 = О1 / Ч1 (1)
П1 = 230811 тыс. руб. / 124 чел. = 1861,4 тыс. руб. на чел.;
З – величина расходов составляет 215028 млн. руб. (данные годового отчета ООО «Альянс СпэйрПартс» за 2018 год);
З ед – единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением разработанных предложений – 1500 тыс. руб.
Расчет показателей экономической эффективности внедрения разработанных предложений представлен в таблице 7.
Таблица 7
Расчет показателей экономической эффективности внедрения разработанных предложений
Показатели |
Ед. изм. |
Метод расчета |
Расчет по практическим данным |
Увеличение доходов после внедрения предложений |
тыс. руб. |
О2 = О1+∆О |
233108,1 |
Среднегодовая производительность работника после внедрения предложений |
тыс. руб. |
П2 = О2/Ч2 |
1879,9 |
Прирост производительности труда после внедрения предложений |
% |
∆ПТ = П2/П1*100-100 |
1,0 |
Годовая экономия на затратах |
тыс. руб. |
Э.з. = З.* ∆ПТ/100 |
2150,3 |
Годовой экономический эффект |
тыс. руб. |
Эг = Э.з.-Зед |
650,3 |