Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Общая характеристика организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты управления поведением в конфликтной ситуации
1.1. Подходы к определению организационного конфликта
1.2. Основные концепции исследования стратегий поведения в конфликте
2. Анализ управления поведением в конфликтных ситуациях на примере ООО «Альянс СпэйрПартс»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ уровня конфликтности и управления ими на предприятии
3. Пути совершенствования управления конфликтами в ООО «Альянс СпэйрПартс»
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами на предприятии
3.2. Оценка целесообразности реализации предложенных мероприятий
Основные классификации представлены на рисунке 1, и характеризуются следующим:
1. Уход- характеризуется низким уровнем направленности на интересы как соперника, так и свои собственные. В данном случае следует учитывать ценность предмета конфликта для обеих сторон, если предмет спора не столь важен для обеих сторон, то конфликт в результате исчерпывается. Если же значение предмета конфликта занижено обеими сторонами, то в будущем конфликт несомненно возникнет вновь.
2. Уступка- полное подчинение одной из сторон и стремление уйти из конфликта. Сторона конфликта в данном случае оценивает интересы своегооппонента выше собственных. Следует обратить внимание, что сторона может принимать данную стратегию как тактику на определенном пути достижения своей главной цели в конфликте. Данная стратегия поведения оправдана только в том случае, когда не созрели условия для конструктивного урегулирования конфликта.
Высокий
Уровень направленности на собственные интересы
Уступка
Принуждение (борьба, соперничество)
Сотрудничество
Компромисс
Уход
Низкий
Средний
Уровень направленности на интересы соперника
Низкий
Средний
Высокий
Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килманна[20, c. 271]
3. Компромисс- согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе. Следует учитывать, что компромисс может и исчерпать конфликтную ситуацию, так как происходит изменения обстоятельств, послуживших началу конфликтной ситуации.
4. Сотрудничество- высокий уровень направленности как на свои интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия включает в себя все 4 предыдущих стратегий, которые выступают скорее психологическими аспектами и тактиками развития взаимоотношений между сторонами конфликта. Это одна из самых сложных стратегий, но в то же время оценивается как самая эффективная и отражает стремление субъектов конфликта к совместным усилиям по разрешения возникшей проблемы.
5. Принуждение (борьба, соперничество)- сторона, выбирающая данную стратегию поведения, исходит из высокой оценки личных интересов в конфликте и низкой оценке интересов своего соперника.
Также автор Thomasотмечает что цели управления конфликтом могут отличаться и выявляет три типа решений, определяющих данные цели:
1) Одна из сторон конфликта направлена на удовлетворение потребностей и условий другой стороны.
2) Стороны совместно пытаются удовлетворить потребности друг друга.
3) Системное решение, которое характеризуется стремлением сторон удовлетворить цели группы, организации, частью которой они являются[20, c. 271].
Российским автором Т.В. Крюковойбыла предложена схема стратегий выхода из конфликта, которая представлена на рисунке 2.
Завершение конфликта
Самостоятельно
оппонентами
Вмешательство
третьей стороны
Затухание
конфликта
Потеря
мотива к борьбе
Переориентация мотива
Истощение ресурсов, сил
Разрешение
конфликта
Урегулирование конфликта
Устранение конфликта
Увольнение одного или обеих оппонентов
Изъятие объекта конфликта
Устранение дефицита объекта конфликта
Сотрудничество
Компромисс
Уступки одной из сторон
Перерастание в другой конфликт
Переговоры
Рис. 2. Формы завершения конфликта[5, c. 46]
В рамках данной схемы есть несколько вариантов завершения конфликта:
- если оппоненты конфликта самостоятельно с ним справляются, то ожидается либо затухание- временное прекращение спора, либо разрешение конфликта- полное решение его проблемы;
- если происходит вмешательство третьих лиц, то конфликт либо устраняется- происходит ликвидация по меньшей мере одной составляющей конфликта, либо урегулируется- решается проблема конфликта посредством участия третьей стороны, добровольно или против воли сторон конфликта.
Автор также отмечает, что всего лишь 62% всех конфликтов в организации завершаются разрешением, а остальные 38% либо усугубляются, либо не подвергаются никаким изменениям[5, c. 47].
Помимо традиционной классификации стратегий поведения, Т.В. Крюковой приводится схема, показывающая каким способом следует завершить конфликт, если его стороны используют различные или одинаковые стратегии поведения. Схема проиллюстрирована на рисунке 3.
Стратегия первой стороны
Стратегия второй стороны
Стратегия разрешения конфликта
Компромисс
Компромисс
Симметричный компромисс
Соперничество
Уступка
Уступка
Компромисс
Сотрудничество
Компромисс
Уступка
Ассиметричный компромисс
Компромисс
Соперничество
Сотрудничество
Сотрудничество
Стратегия разрешения конфликта
Рис. 3. Зависимость способа разрешения конфликта от выбора стратегийТ.В. Крюковой[5, c. 51]
По данным исследованияТ.В. Крюковой, компромиссная стратегия применяется чаще всего и приводит к симметричному или ассиметричному соглашению.
Анализ стратегий поведения работников в организационном конфликте является важным этапом на пути к функциональному разрешению конфликта. Главное- решение проблемы приемлемым для обеих сторон образом, в результате чего сотрудники будут чувствовать себя причастными к этому решению и тем положительным последствиям, к которым оно приведет[7, c. 80].
Исходя из проанализированных моделей и подходов к интерпретации поведения сотрудников в конфликте, можно сделать вывод об их некоторой схожести. Каждая из стратегийможет быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время, именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между сотрудниками в организации.
Таким образом, серьезные и опасные последствия отрицательного исхода конфликтов в организации необходимо избегать еще на начальных стадиях их проявления. Конфликт может отрицательно сказаться и на микроклимате персонала компании, а иногда и нанести угрозы организации как системе. Умение правильно разрешать возникающие разногласия и выбирать наиболее приемлемую в данной конкретной ситуации стратегию поведения может привести к снижению негативного влияния конфликта на организацию, генерации новых идей и продуктов, и достижении положительных результатов. Конфликты проявляют значительные проблемы компании и при их конструктивном анализе, помогают выявить эффективный способ разрешения этих проблем.
2. Анализ управления поведением в конфликтных ситуациях на примере ООО «Альянс СпэйрПартс»
2.1. Общая характеристика организации
ООО «Альянс СпэйрПартс» зарегистрировано 26 июня 2012 года по адресу: 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 50, стр. 2, пом. XIV, комн. 11.
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная.
Компании присвоен ОГРН 1137746546266 и выдан ИНН 7722812149.
Основной целью предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для реализации экономических интересов собственника имущества предприятия и удовлетворения социальных нужд трудового коллектива.
В соответствии с целями, ООО «Альянс СпэйрПартс» осуществляет следующие виды деятельности:
- розничная торговля деталями, узлами и принадлежностями для автомобилей и мотоциклов;
- розничная торговля спортивными товарами, рыболовными принадлежностями, туристским снаряжением;
- оптовая торговля реализуемым ассортиментом товаров;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
- аренда транспорта и оборудования (кроме автомобилей легковых), офисной и вычислительной техники и др.
Основным видом деятельности ООО «Альянс СпэйрПартс» является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. ООО «Альянс СпэйрПартс» - эксклюзивный дистрибьютор и поставщик запасных частей и аксессуаров для автомобилей Hyundai, KIA, Volkswagen, AUDI, SEAT, Skoda, Porsche.
Главный принцип работы ООО «Альянс СпэйрПартс» - гарантия качества, наличие на складе и приемлемая цена для клиентов.
Управление ООО «Альянс СпэйрПартс» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом.
Численность персонала на конец 2018 года составляла 124 чел.
ООО «Альянс СпэйрПартс» имеет линейно-функциональный тип организационной структуры управления, схема которой представлена на рисунке 4.
Директор
Офис-менеджер
Финансово-экономический отдел
Отдел технического обслуживания
Исполнительный
директор
Магазин
Менеджер по снабжению
Бухгалтерия
Рис.4. Организационная структура ООО «Альянс СпэйрПартс»
Данная структура имеет такие преимущества как: разделение труда, - цепь команд, главный принцип, по которому осуществляется линейное управление – от высшего звена к низшему и единоначалие – каждый подчиненный имеет одного руководителя.
Недостатки данной организационной структуры заключаются в большой загруженности высшего руководства; малая гибкость при изменении ситуации; задержка решений, вопросов, касающихся нескольких подразделений.
Руководитель компании реализуют такие задачи:
1) осуществление полной координации задач управления;
2) согласование и увязка хозяйственных задач;
3) выбор руководства департаментов и служб;
4) построение системы управления по иерархическому принципу.
Также на директора ООО «Альянс СпэйрПартс» возлагаются определенные обязанности:
- он оперативно руководит работой организации;
- выдает распоряжения, приказы, указы, которые беспрекословно должны всеми исполняться;
- обладает правом визирования финансовой отчетности;
- осуществляет распоряжение имуществом предприятия;
- становится представителем интересов компании как в пределах страны, так и за границей.
Средние и низшие руководители компании являются организаторским звеном со следующими обязанностями:
- разработка плана деятельности;
- координация персонала;
- осуществление управления деятельностью;
- осуществление координации работы отдельных департаментов и сотрудников;
- осуществление контролирующих действий над деятельностью персонала из разных управленческих звеньев.
Использование передовых идей и подходов к ведению бизнеса создает прочную основу для долгосрочной и эффективной работы компании.
В состав исследуемой организации входят:
1. Финансово-экономический отдел, выполняет организацию финансовой деятельности с целью эффективного использования ресурсов.
2. Отдел розницы (магазин), основными задачами которого является реализация автозапчастей и услуг.
3. Отдел снабжения: обеспечение нужными товарами, работами, услугами в требуемом количестве и заданного качества в требуемые сроки структурных подразделений;
4. Отдел технического обслуживания (комплексное обслуживание легковых автомобилей).
Для ООО «Альянс СпэйрПартс» наиболее важны всесторонний учет потребностей клиентов, поиск новых партнеров и поддержание безупречного качества реализуемой продукции.
2.2. Анализ уровня конфликтности и управления ими на предприятии
Для определения уровня конфликтности и оценки сплоченности была проведена методика«Определение индекса групповой сплоченности» Сишора.
Методика направлена на определение индекса групповой сплоченности, данный индекс является показателем степени интеграции группы.