Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом конкуренция на мировом рынке усиливается. Это связано и с ростом числа игроков на рынке, и с разнообразием приемов конкурентной борьбы. Для того, чтобы обеспечить устойчивое положение на рынке, компании вынуждены тщательное анализировать конкурентную среду, определять и развивать свои преимущества. Актуальность изучения вопросов конкуренции связана еще и с необходимостью выбирать оптимальные конкурентные стратегии. Реализация конкурентной стратегии позволит организации эффективно взаимодействовать с другими игроками рынка. Исходя из этого, тема конкуренции и ее влияния на деятельность организации имеет большое практическое и теоретическое значение

Цель работы – разработка мероприятий, направленных на укрепление конкурентных позиций организации на примере ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИГН РУС».

Достижению поставленной цели способствует решение трех задач.

1. Рассмотреть теоретические аспекты анализа конкуренции: понятие, виды, роль конкуренции, методологию конкурентного анализа.

2. Провести анализ конкурентного состояния «ООО ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИГН РУС»

3. Выбрать и обосновать эффективную конкурентную стратегию организации и разработать мероприятия, направленные на укрепление и развитие конкурентных преимуществ.

Объектом исследования в данной работе выступает предприятие отрасли автомобилестроения «ООО ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИГН РУС» г. Санкт-Петербург. Предмет исследования – особенности конкурентного поведения рассматриваемой организаций и пути его совершенствования.

Методологическую базу исследования составляют методы статистического анализа и анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия, общенаучные методы: классификация, сравнение, описание. В практической части использованы методы стратегического менеджмента.

Теоретическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам Базовые понятия конкуренции заложены в трудах А.С. Безносова, Н.А. Романович, М.С. Агафоновой, М.Портера, Ф. Котлера, Н.С. Носовой, А.Ю.Юданова, и других.

Практическим вопросам конкуренции, в частности, разработке конкурентной стратегии, посвящены работы Е.Г. Кузнецовой, М.В. Чебыкина, Р.Р. Хайрова, К.Фляйшер, Б.Бенсуссан и других авторов.

Специфика конкурентного поведения организаций автопромышленной отрасли рассмотрена в работах Д.А. Новосой, И.А. Сухляева, Е.В. Фроловой, А.В. Щиголева.


Наличие большого количества разноплановой литературы, посвященной изучению и разработке конкурентных стратегий, подтверждает актуальность обозначенной темы и наличие интереса теоретиков и практиков менеджмента.

Структура работы. Работа состоит из 3 глав, Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам конкурентного анализа. Вторая глава содержит комплексный анализ финансовой деятельности объекта исследования. В третьей главе представлен проект мероприятий, направленных совершенствование конкурентной стратегии предприятия.

Теоретическое значение работы связано с систематизацией подходов и методов в рассмотрении феномена конкуренции. Практическое значение работы определено разработанными рекомендациями, направленными на совершенствование деятельности организации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНЦИИ

Понятие и роль конкуренции

О сложности и многозначности понятия конкуренции свидетельствует большое количество определений данного явления.

Рассмотрение сущности конкуренции встречается уже в трудах А. Смита в XVIII веке [15, с.144]. А.Смит считал, что конкуренция – это соперничество между производителями и продавцами товаров за наиболее выгодные условия коммерческой деятельности. В качестве основного объекта конкурентной борьбы А.Смит выделял цены. Д. Риккардо продолжил анализ и обозначил тему совершенной конкуренции. Он обозначил и роль конкуренции – в развитии капиталистической экономики. Дж. С. Миль считал, что конкуренция определяет законы, которые регулируют цены на рынке. К. Маркс обозначил, что конкуренция существует только для получения более высокой прибыли от коммерческой деятельности. Роль конкуренции Маркс определил как перераспределение капитала между отраслями, поддержка технического прогресса и динамика отраслевых цен.

Представитель неоклассического направления – А. Маршалл – ввел в обиход понятие совершенной конкуренции и изучал влияние ее на достижение рыночного равновесия. В дальнейшем Дж. Кейнс и его последователи обосновал точку зрения, согласно которой развитие промышленного производства предполагает выход за рамки совершенной конкуренции.

Системный анализ несовершенной конкуренции представлен в работе Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции», где автор рассматривает такую конкурентную стратегию, как дифференциация. Работа другого автора – Дж. Робинсон - посвящена анализу такому основанию конкуренции, как концентрация производства. Позже М. Портер объединит эти подходы, создав собственную теорию конкурентных стратегий [33, с.86].


Конкуренцию с позиции функционального подхода анализировал Й. Шумпетер. Он ввод понятие «эффективная конкуренция», т.е. такая конкуренция, которая основана на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих решений [15, с 146].

Современные теории конкуренции обращаются на работу М. Портера «Конкуренция». Здесь автор придает конкуренции положительное значение, считая, что конкурентные стратегии призваны эффективно использовать преимущества компаний, и устанавливать взаимовыгодные отношения между участниками коммерческой деятельности. И все же, М. Портер считает, что конкуренция – это соперничество, но соперничество, ориентированное на результат, на достижение более высоких финансовых целей, удовлетворение запросов клиентов, всестороннее развитие бизнеса [33, с. 21].

М.Портер называет конкуренцию ключевым фактором, определяющим успех компании. В процессе конкурентной борьбы компания либо задействует свои сильные стороны и выходит на рынок действительно с ценным предложением, либо терпит крах, поглощается другими компаниями или довольствуется тем, что осталось от более удачливых и способных игроков рынка.

Основу анализа конкуренции по Портеру составляют конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество – это определенная характеристика компании, имеющая ценность для клиента. Конкурентным преимуществом может быть более низкая, по сравнению с другими аналогичными предложениями на рынке, цена, или действительно уникальное предложение, которого нет больше ни у одной компании.

В отечественной литературе встречаются оригинальные подходы к объявлению феномена конкуренции.

Так, А.Ю. Юданов дает такое определение конкуренции: конкуренция – это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса, которая ведется на определенных сегментах рынка [29, с. 131]. Автор (А.Ю. Юданов) считает, что для рыночных отношений характерна именно экономическая конкуренция, т.е. борьба за доступ к финансовым ресурсам.

Рыночная (экономическая) конкуренция имеет свои отличительные черты. Во-первых, рыночная конкуренция относится только к сфере продвижения товаров и услуг, она не является «войной всех против всех».

Во-вторых, рыночная конкуренция существует тогда, когда платежеспособный спрос ограничен. Если же спрос настолько широк, что существующие на рынке игроки не могут его удовлетворить, то в такой ситуации конкуренции не существует. В данном случае отношения между компаниями, поставляющими на рынок аналогичные товары и услуги, скорее напоминают сотрудничество, а не конкуренцию.


В-третьих, рыночная конкуренция возможна только в тех сегментах, которые доступны компаниями. Так, например, в сфере государственных монополий конкуренции нет, так как этот сегмент недоступен для других компаний. Это положение активно используют фирмы для того, чтобы уйти от конкурентной борьбы – они просто переходят в другие сегменты, там, где нет конкуренции или она не настолько сильна, и туда, куда ограничен доступ большого количества компаний.

И западные, и отечественные теоретики конкуренции сходятся во мнении, что роль конкуренции в развитии бизнеса и рынка сложно переоценить. Охарактеризуем функции конкуренции [14, с. 120].

1. Конкуренция регулирует объемы выпуска и качества продукции. Неконкурентная продукция постепенно смещается с рынка, так же как и избыточная. Для того, чтобы удерживать стабильное положение на рынке, предприятию необходимо отслеживать уровень спроса, анализировать потребности и запросы покупателей, следить за качеством выпускаемой продукции. Так реализуется функция регуляции рынка.

2. Конкуренция стимулирует поиск новых, более эффективных форм и методов работы, требует от организации постоянного совершенствования. Для того, чтобы побеждать в борьбе за потребителя, компании необходимо обладать конкурентным преимуществом, причем, это преимущество должно соответствовать запросам рынка, быть ценным и востребованным. Так реализуется мотивационная функция конкуренции.

3. Результатом конкурентной борьбы является вознаграждение в виде прибыли. Объемы прибыли определяются не только объемами произведенной и реализованной продукции, но и долей рынка, принадлежащей компании. Закрепление долей рынка происходит в процессе соперничества за потребителя. Так реализуется распределительная функция конкуренции.

4. Конкурентная борьба реализуется по своим законам, обязательным для исполнения всеми участниками рынка. Основополагающим законом конкуренции является внимание к интересам и запросам потребителей. Выигрывают в данном случае те, кто соблюдают законы и усиливают свои конкурентные преимущества. Те же, кто не обращают внимания на интересы потребителей, терпят поражение. Так реализуется контрольная функция конкуренции.

5. Конкуренция способствует развитию технологии. В поиске новых конкурентных преимуществ компании разрабатывают и внедряют достижения науки и техники, что оптимизирует процессы организации и производства, позволяет существенно экономить ресурсы, достигать более высоких показателей качества. Это технологическая функция конкуренции.


Таким образом, конкуренция является обязательным условием для развития рыночных отношений. Она способствует качественному и полноценному удовлетворению запросов клиентов, укрепляется позиции сильных игроков, создает условия для эффективного взаимодействия между организациями.

Виды конкуренции, конкурентных стратегий организаций

Конкуренция проявляется в различных видах. Наиболее широко используется такая классификация конкуренции, при которой выделяют совершению и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция предполагает, что все организации в определенной сфере или отрасли находятся в равном положении, и ни одна из них не может решающим образом повлиять на цену коммерческого предложения, которая установилась на рынке [30, с. 37].

Несовершенная конкуренция предполагает наличие определенных условий, при которых конкурентная борьба ограничена, а ситуация на рынке контролируется одним сильным игроком. Это относится в первую очередь к монополиям.

В зависимости от инструмента конкурентной борьбы выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает установление более низких цен на коммерческое предложение. Неценовая конкуренция базируется на других инструментах: качество продукции, эффективность продвижения, дополнительные и сопутствующие товары и др.

В свою очередь, ценовая конкуренция подразделяется на прямую и скрытую. Прямая ценовая конкуренция предполагает открытое сообщение о ценах на продукцию. Скрытая ценовая конкуренция реализуется за счет иных, неценовых характеристик товара. Например, производитель заявляет об улучшении технических параметров: мощности, производительности, или качественных параметров: надежности, долговечности, но при этом не говорит о том, что изменения повлияли и на цену продукции.

В зависимости от масштабов выделяют межотраслевую и отраслевую конкуренцию. Межотраслевая конкуренция характеризует борьбу за потребителя между компаниями-представителями разных отраслей, причем, у клиентов этих компаний могут быть совершено разные потребности. Отраслевая конкуренция происходит между компаниями, выпускающими аналогичные товары. В рамках отраслевой конкуренции выделяют функциональную конкуренцию между производителями аналогичных товаров.

При анализе конкуренции выделяют так же такой вид, как недобросовестная конкуренция. Инструментами данного вида являются демпинг цен, ложная реклама, промышленный шпионаж, теневые схемы коммерческой деятельности и т.д.