Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретические основы современных концепций).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы современных концепций управления человеческими ресурсами предприятия
1.1 Содержание современных подходов к управлению человеческими ресурсами предприятии
1.2. Роль эффективных персон-стратегий в развитии предприятия
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Департамент ЖКХ»
2.1. Краткая характеристика ООО «Департамент ЖКХ»
2.2. Оценка элементов системы управления человеческими ресурсами
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления человеческими ресурсами ООО «Департамент ЖКХ»
3.1. Совершенствование организационного обеспечения работников службы управления персоналом
Продолжение таблиц 9
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Наличие базы данных о персонале |
0,10 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,40 |
Финансовая подсистема |
||||||||
Эффективность системы оплату труда |
0,10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0,30 |
Эффективность материальной мотивации персонала |
0,10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,2 |
0,32 |
Правовая подсистема |
||||||||
Уровень правовой дисциплины на предприятии |
0,10 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3,4 |
0,34 |
Наличие внутренних документов, регламентирующих управление персоналом |
0,10 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,40 |
Социально-психологическая подсистема |
||||||||
Уровень социально-психологического климата |
0,10 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3,4 |
0,34 |
Эффективность управления конфликтами |
0,10 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,40 |
Уровень развития корпоративной культуры |
0,10 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3,4 |
0,34 |
Итого |
1 |
36 |
33 |
37 |
33 |
34 |
- |
3,46 |
Максимально возможный балл – 5. Фактический балл - 3,46, то есть уровень системы управления персоналом на 1,54 балла отличается от оптимальной. Наиболее проблемными направлениями функционирования системы управления персоналом являются: организация оплаты труда и мотивация, организация документооборота по персоналу. Полученная информация о службе управления персоналом ООО «Департамент ЖКХ» представлен в Приложении 4. Отчет, составленный по результатам аудита службы управления персоналом ООО «Департамент ЖКХ», представлен в Приложении 5. По результатам анализа информации, полученной в ходе интервью с сотрудниками службы управления персоналом ООО «Департамент ЖКХ», наблюдения за их работой и анализа документации, регламентирующей работу службы, можно выделить ряд проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность работы службы управления персоналом. Основными проблемными зонами, выявленными в процессе диагностики, являются:
1. Отсутствие четкой регламентации и системы распределения обязанностей среди сотрудников службы управления персоналом, зон их персональной ответственности.
2. Недостаточное знание сотрудниками службы управления персоналом трудового законодательства и законодательства в области управления персоналом; недостаточный уровень владения специализированным программным обеспечением.
3. Неотлаженная система внутренних коммуникаций службы управления персоналом и других структурных подразделений ООО «Департамент ЖКХ».
Общий вывод: работа службы управления персоналом ООО «Департамент ЖКХ» должным образом не оптимизирована. Текущий профессиональный уровень сотрудников службы не всегда достаточен для выполнения поставленных задач. Причинами подобной ситуации являются: низкий уровень формализации работы службы управления персоналом; отсутствие системы регулярного обучения и повышения квалификации сотрудников службы.
Выводы
В курсовой работе исследовано управление персоналом в ООО «Департамент ЖКХ». В процессе анализа показателей функционирования системы управления персоналом предприятия, имеющих негативную тенденцию в 2015-2017 гг.
1) коэффициент прироста выпуска продукции за счет роста производительности труда в 2017 г. снизился до 6,20 % (на 0,50 пункта). Таким образом, имеет место снижение интенсивных факторов роста производительности труда;
2) коэффициент качества управленческих решений в сфере управления персоналом экспертами оценено в 2015-2017 гг. лишь на 27,30 %, что на 9,10 пункт ниже показателя 2015 г. Большая часть функций управления персоналом выполняется не качественно;
3) среди всех управленческих решений в сфере управления персоналом выполнено лишь 84 %, причем, это на 1 процентный пункт ниже, чем в 2015 г.;
4) структура персонала в 2017 г. ухудшилась; лишь 69 % всего персонала отвечают квалификационным требованиям (на 1 процентный пункт ниже, чем в 2015 г.);
5) коэффициент текучести кадров в целом незначительный 6 % в 2016-2017 гг., однако он возрос за исследуемый период на 1 процентный пункт.
Уровень системы управления персоналом на 1,54 балла отличается от оптимальной. Наиболее проблемными направлениями функционирования системы управления персоналом являются: организация оплаты труда и мотивация, организация документооборота по персоналу.
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления человеческими ресурсами ООО «Департамент ЖКХ»
3.1. Совершенствование организационного обеспечения работников службы управления персоналом
В целях совершенствования труда работников службы управления персоналом рекомендуется провести следующие мероприятия:
1. Разработать и ввести в действие новые должностные инструкции, отражающие реальное и рациональное распределение обязанностей между сотрудниками службы управления персоналом.
2. Формализовать взаимоотношения между службой управления персоналом и основными структурными подразделениями ООО «Департамент ЖКХ» в части запроса и предоставления информации. Составить и утвердить перечень сведений и документов, которые подразделения имеют право запрашивать у сотрудников службы управления персоналом, установить сроки для подачи запроса и ответа на запрос.
3. Формализовать сроки, отведенные руководителям структурных подразделений для визирования приказов. Обязать руководителей структурных подразделений осуществлять предоставление информации, необходимой для оформления кадровой документации (по отпускам, увольнениям, переводам, работе в выходные и праздничные дни, сверхурочной работе) заблаговременно. Привлекать юридическую службу ООО «Департамент ЖКХ» к разработке проектов кадровых документов.
Таблица 10
Мероприятия по совершенствованию организационного обеспечения работников службы управления персоналом
Мероприятие |
Результат |
1 |
2 |
Разработка новых должностных инструкций сотрудников службы управления персоналом |
Закрепление зон персональной ответственности за сотрудниками службы управления персоналом |
Продолжение таблицы 10
1 |
2 |
Формализация взаимоотношений между структурными подразделениями в части запроса и предоставления информации, подписания и визирования кадровой документации |
Перевод сотрудников службы управления персоналом из аврального режима в плановый. Ускорение сроков оформления кадровой документации и передачи ее в другие подразделения. Освобождение работников службы управления персоналом от работы, не относящейся к ее компетенции |
Формализовать сроки, отведенные руководителям структурных подразделений для визирования приказов. |
Для того, чтобы рассчитать экономический эффект от внедрения, необходимо определить возможное сокращение затрат рабочего времени. В таблице 11 представлены плановые и фактические затраты времени сотрудника отдела кадров.
Таблица 11
Фактические и плановые затраты рабочего времени сотрудника службы управления персоналом (за рабочую неделю)
Наименование работ (перечень элементов затрат) |
Индекс (шифр затрат) |
Продолжительность работ, всего |
В том числе |
||||
Сократить нельзя |
Можно сократить или исключить |
||||||
мин |
% к итого |
мин |
% к продолжительности данной работы |
мин |
% к продолжительности данной работы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Изучение текущих (нормативных, директивных и др.) документов |
01 |
60 |
2 |
30 |
50 |
30 |
50 |
Поиск и работа с правовой и экономической информацией |
02 |
30 |
1,02 |
21 |
63 |
9 |
37 |
Работа с документацией |
03 |
105 |
3,6 |
87,51 |
83 |
17,49 |
17 |
Продолжение таблицы 11
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подготовка отчетов, докладов и справок |
04 |
180 |
6,1 |
147,5 |
82 |
32,5 |
18 |
Осуществление переписки |
05 |
90 |
3,06 |
88 |
98 |
12 |
2 |
Телефонные разговоры |
06 |
210 |
7,14 |
147 |
70 |
63 |
30 |
Прием посетителей |
07 |
105 |
3,57 |
105 |
100 |
- |
- |
Участие в производственных совещаниях |
08 |
- |
- |
- |
- |
||
Участие в собраниях общественных организаций |
09 |
30 |
1,02 |
29,4 |
97 |
0,6 |
3 |
Подготовка собраний, совещаний |
10 |
120 |
4,08 |
120 |
100 |
- |
- |
Служебные разъезды |
11 |
525 |
17,85 |
294 |
56 |
231 |
44 |
Повышение квалификации |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Общественная работа |
13 |
75 |
2,55 |
75 |
100 |
- |
- |
Проведение собраний, совещаний |
14 |
195 |
6,63 |
164 |
84 |
31 |
16 |
Беседы с подчиненными |
15 |
240 |
8,16 |
235 |
98 |
5 |
2 |
Решение оперативных вопросов |
16 |
90 |
3,06 |
70 |
77 |
20 |
23 |
Решение перспективных вопросов |
17 |
75 |
2,55 |
59 |
79 |
16 |
21 |
Обход рабочих мест |
18 |
30 |
1,02 |
30 |
100 |
- |
- |
Прием по личным вопросам |
19 |
105 |
3,57 |
105 |
100 |
- |
- |
Личные дела |
20 |
195 |
6,63 |
118 |
60 |
77 |
40 |
Потери рабочего времени |
21 |
200 |
6,12 |
130 |
65 |
63 |
35 |
Продолжение таблицы 11
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Прочие затраты времени |
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
607,59 |
Данные, представленные в таблице 11, позволяют сделать вывод, что за счет реализации предлагаемых мероприятий происходит 10 часов рабочего времени в течение одной рабочей недели, или 25 % (10 * 100 % / 40).
3.2. Внедрение регламента приема персонала
Один из факторов снижения текучести кадров на предприятии является эффективный отбор персонала. В связи с этим в ООО «Департамент ЖКХ» предлагается внедрение регламента приема персонала.
В процессе проведенного анализа было выявлено, что существующий регламент приема персонала требует существенной доработки. В связи с этим в таблице 12 представлен рекомендуемый ООО «Департамент ЖКХ» регламент.
Данный регламент более полно отображает порядок приема кадров, поскольку в нем учтены все требования подбора и расстановки кадров.
Таблица 12
Рекомендуемый регламент приема персонала
Мероприятия |
Срок |
Должностные лица |
Документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Проведение анализа наличия вакантного места. Утверждение рабочего места директором |
За 2 мес. До освобождения вакантного места или введения новой штатной единицы |
Начальник службы управления персоналом, менеджер по персоналу, секретарь-референт. Утверждает директор предприятия. |
Статистические данные о численности персонала, обоснование руководителя подразделения о необходимости новой должности |
Продолжение таблицы 12
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Составление модели рабочего места |
За 1,5 мес. До освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы |
Руководитель структурного подразделения, в который необходим сотрудник, менеджер по персоналу. Утверждается модель директором. |
Данные структурного подразделения, психологический и квалификационный портрет сотрудника |
3. Подбор методов найма (выбор методов поиска работника) |
За 1,5 мес. До освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы |
||
4. Подача заявок в Кадровое агентство и Центр Занятости |
За 1 месяц до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы |
Начальник службы управления персоналом, менеджер по персоналу, секретарь-референт |
Заявления о наличии вакантных мест |
5. Объявление о наличии вакантных мест (газеты, радио, телевидение) |
За 1 месяц до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы |
Начальник службы управления персоналом, менеджер по персоналу, секретарь-референт |
Рекламные объявления, штатное расписание, расчет потребности в кадрах |
6. Предоставление документов службу по управлению персоналом |
За 3 дня до собеседования |
Менеджер по персоналу |
Личное заявление, листок по учету кадров, документ об образовании, рекомендательное письмо |
7. Собеседование |
В день проведения собеседования |
Кадровая комиссия: линейный руководитель, начальник службы управления персоналом, менеджер по персоналу |
Протокол заседания кадровой комиссии, личные дела сотрудников, отчет о проведении собеседования |
8. Анкетирование и тестирование (как профессиональное, так и психологическое) |
В день проведения собеседования |
Кадровая комиссия: линейный руководитель, начальник службы управления персоналом, менеджер по персоналу |
Личные дела сотрудников, отчет о проведении собеседования |
Оценка работников, прошедших собеседование |
В течение недели со дня проведения собеседования |
Начальник службы по управлению персоналом, руководитель, менеджер по персоналу |
Оценка работника: психологический портрет, медицинская справка, тесты на профессиональную пригодность |