Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретические основы современных концепций).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы современных концепций управления человеческими ресурсами предприятия
1.1 Содержание современных подходов к управлению человеческими ресурсами предприятии
1.2. Роль эффективных персон-стратегий в развитии предприятия
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Департамент ЖКХ»
2.1. Краткая характеристика ООО «Департамент ЖКХ»
2.2. Оценка элементов системы управления человеческими ресурсами
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления человеческими ресурсами ООО «Департамент ЖКХ»
3.1. Совершенствование организационного обеспечения работников службы управления персоналом
По А. Я. Кибанову, стратегическое управление персоналом - это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выжить, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе[19].
Согласно определению О. С. Виханского, стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ. Стратегическое управление ориентируется в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей[20]. Стратегическое управление предприятием для достижения целей предприятия призвано всемерно усиливать все составляющие потенциала организации, среди которых важную роль играет человеческая компонента. Поэтому важное место в процессе стратегического управления отводится персоналу[21]. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и выбранной стратегии развития организации представлена в таблице 1.
Из таблицы видно, что персонал-стратегии носят функциональный характер. И сам процесс меняется в зависимости от выбранной организацией
стратегии[22].
Таблица 1
Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации[23]
Тип стратегии |
Требования к компетенции персонала |
Составляющие стратегии управления персоналом |
1 |
2 |
3 |
Предпринимательская стратегия (проекты с высокой степенью риска; ограниченность ресурсов; в центре внимания - быстрые осуществления ближайших мер) |
Сотрудники, обладающие высокой инициативностью, умеющие рисковать, брать на себя ответственность, способные к коммуникациям. |
Отбор, расстановка кадров характеризуются активным поиском сотрудников, обладающих требуемыми компетенциями. Оценка деятельности основывается на индивидуальных результатах, является формализованной. Вознаграждение сотрудников в форме привлечения к управлению. |
Стратегия динамичного роста (характеризуется меньшей степенью риска, все процедуры имеют документальное оформление для осуществления контроля, осуществляется сопоставление текущих целей и имеющихся ресурсов) |
Должны обладать гибкостью к изменяющимся условиям, быть проблемно-ориентированным, способными к коммуникациям. |
Осуществляется поиск мобильного и лояльного персонала. Оценка основывается на четко оговоренных критериях. Вознаграждение сотрудников: справедливое и беспристрастное. Развитие персонала предполагает индивидуальное развитие сотрудников. Внутриорганизационное перемещение - в соответствии со служебно-профессиональными схемами продвижения сотрудников. |
Стратегия прибыльности |
Ориентация на критерии количества и эффективности в области персонала; сроки - результаты – при относительно низком уровне риска; выполнение |
Чрезвычайная жесткость. Оценка сотрудников ориентирована на результат. Вознаграждение основывается на заслугах и старшинстве. Развитие сотрудников - акцент на развитии компетентности в области поставленных задач. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Ликвидационная стратегия (характеризуется продажей активов организации, сокращение сотрудников) |
Минимизация издержек, связанных с персоналом, нет особой потребности в персонале, упор на выполнение производственных |
Набор персонала - маловероятен. Оценка достаточно строгая, формализованная, основывается на субъективных критериях. Оплата в соответствии с заслугами, медленно растущая без дополнительных стимулов. Развитие сотрудников ограниченно и определяется производственной необходимостью. Продвижение сотрудников ограниченно |
Стратегия круговорота (цель - спасти предприятие. Сокращение затрат и высвобождение персонала, чтобы выжить) |
Сотрудники должны быть гибкими и ориентированными на организационные цели развития, на перспективные цели. |
Отбор предполагает разностороннее развитие сотрудников, привлечение сотрудников поливалентной квалификации. Оценка - по результатам собеседования. Оплата исходя из индивидуальных заслуг. Развитие - тщательный отбор на замещение вакансии |
Выводы
Система управления персоналом представляет собой совокупность взаимодействующих операционных подсистем управления, объединенных генеральной стратегией, выраженной через комплекс целей, задач, основных направлений деятельности и соответствующий механизм управления, функционирование которой направлено на обеспечение устойчивого роста эффективности производства, конкурентоспособности и долгосрочного развития предприятия.
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Департамент ЖКХ»
2.1. Краткая характеристика ООО «Департамент ЖКХ»
ООО «Департамент ЖКХ» - многопрофильное предприятие, которое специализируется на управлении и содержании многоквартирных жилых домов, объектов нежилого фонда, инженерной инфраструктуры, занимается благоустройством кварталов и содержанием автомобильных дорог, а также ремонтно-строительными работами. Услуги, которые компания предоставляет жителям, максимально приближены к потребителю: линейные службы по обслуживанию рассредоточены по всей территории.
Главный принцип работы управляющей компании ООО «Департамент ЖКХ» - организация жилищно-коммунального обслуживания потребителей с предоставлением широкого спектра услуг, которые соответствуют стандартам качества. Гарантией качества услуг является стратегическая ориентация на запросы потребителей, повышение уровня профессионализма, эффективные деловые отношения с партнерами, развитие новых производств, внедрение современных технологий и оборудования.
Цели управляющей компании ООО «Департамент ЖКХ»: ориентация на расширение рынка и развитие новых направлений деятельности; максимальное удовлетворение нужд потребителей с предоставлением широкого перечня качественных услуг.
На управлении «Департамента ЖКХ» находится 894 жилых дома во всех районах г. Калуги (включая 23 дома ТСЖ и ЖСК на обслуживании). Площадь обслуживаемого жилфонда составляет более 5 миллионов квадратных метров.
Система управления ООО «Департамент ЖКХ» включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей системы входят функциональные подразделения и специалисты, возглавляемые директором предприятия. В качестве управляемой системы выступают основные и вспомогательные подразделения, обеспечивающие процессы оказания услуг. Для рассматриваемого предприятия характерна линейно-функциональная система управления, когда функциональные службы или отдельные специалисты- менеджеры в зависимости от выполняемых функций разрабатывают программы работы производственных подразделений, которые согласовываются и утверждаются линейным руководителем (рис. 1).
Рисунок 1. Организационная структура ООО «Департамент ЖКХ»
Подобное сочетание делает ее достаточно эффективной. При четкой системе взаимосвязей и полной ответственности происходит высвобождение линейных руководителей от решения несвойственных им вопросов.
Для анализа основных экономических показателей деятельности предприятия было исследовано их изменение за период 2015-2017 гг. (Приложение 1). Из данных Приложения 1 видно, что в 2016 г. объем реализации услуг увеличился по сравнению с 2015 г. на 208 238 тыс.руб., или на 8,37 %. В 2017 г. темпы прироста выручки от оказания услуг несколько снизились и составили 6,59 %. В абсолютном выражении выручка от оказания услуг увеличилась в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 177 541 тыс.руб. Численность работающих на протяжении всего исследуемого периода возрастала: в 2016 г. она увеличилась по сравнению с 2015 г. на 21 чел., или на 1,7 %, а в 2017 г. еще на 5 чел., или на 0,4 %. Численность рабочих в 2016 г. она увеличилась на 2 работника (0,27 %), а в 2017 г. – на 5 чел., или на 0,66 %. Следует отметить, что в 2017 г. прирост численности работников произошел исключительно за счет приема дополнительных рабочих.
Производительность труда в 2016 г. увеличилась относительно показателя 2015 г. как в расчете по общей численности работников, так и в расчете по численности рабочих. Производительность труда одного работника в 2016 г. выше показателя 2015 г. на 6,56 %, а по рабочим – на 8,09 %. В 2017 г. темпы прироста производительности труда несколько ниже: в расчете по численности всего персонала – 6,17 %, а по рабочим – 5,89 %.
Анализируя данные Приложения 1, следует отметить, что полная себестоимость услуг в течение всего исследуемого периода превышала выручку от оказания услуг. Однако, нельзя не отметить такой положительный факт в деятельности предприятия, как снижение затрат на рубль оказанных услуг: в 2016 г. они снизились на 0,01 руб., или на 0,93 %, а в 2017 г. – на 0,02 руб., или на 1,87 % относительно 2016 г. Соответственно, снижался убыток от оказания услуг: в 2016 г. на 4,10 % относительно 2015 г., а в 2017 г. – на 18,29 % относительно 2016 г.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Департамент ЖКХ» свидетельствует о затратном механизме экономики предприятия и имеющихся значительных резервах повышения эффективности деятельности предприятия.
2.2. Оценка элементов системы управления человеческими ресурсами
Для управления персоналом в ООО «Департамент ЖКХ» создана служба управления персоналом, включающая пять работников: начальник службы управления персоналом и четыре менеджера по персоналу.
Дадим оценку системе управления персоналом на предприятии.
Для расчета коэффициента прироста оказания услуг за счет роста производительности труда применим метод цепных подстановок. Расчет проведен в таблице 2 по данным Приложения 1.
Таблица 2
Прирост оказания услуг за счет роста производительности
труда в 2017 г.
Численность персонала, чел. |
Среднегодовая выработка одного работника, тыс.руб. |
Объем оказанных услуг, тыс.руб. |
Влияние фактора, тыс.руб. |
2016 – 1256 |
2016 – 2146 |
2694988 |
|
2017 – 1261 |
2016 – 2146 |
2706106 |
11118 |
2017 – 1261 |
2017 – 2278 |
2872529 |
166423 |
Итого влияние факторов |
177541 |
В 2017 г. за счет увеличения численности работников прирост объема оказанных услуг составил 11 118 тыс.руб. (вклад фактора 6,26 %), а за счет роста производительности труда – 166 423 тыс.руб. (вклад фактора 93,74 %). Таким образом, в 2017 г. прирост объема оказания услуг также происходил преимущественно за счет роста производительности труда. Отметим, что удельный вес интенсивного фактора в увеличение объема оказанных услуг возрос (на 14,31 пункта).
В Приложении 2 представлен анализ основных показателей оценки функционирования системы управления персоналом. Для оценки качества выполнения функций управления персоналом был использован экспертный опрос. При этом оценивались следующие функции управления персоналом: планирование потребности в персонале; отбор; адаптация; стимулирование труда; развитие персонала; трудовые перемещения; регулирование социально-психологических отношений; высвобождение персонала; организация труда; оценка персонала; мотивация труда. Результаты представлены в Приложении 3. В 2016-2017 гг. качественными признано выполнение лишь трех функций: планирование потребности в персонале, трудовые перемещения и высвобождение персонала.
Расчет показателей уровня организации труда персонала представлен в таблице 3.
Таблица 3
Оценка уровня организации труда персонала
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2016/ 2015 |
Отклонение 2017/ 2016 |
Суммарные затраты времени на выполнение работниками несвойственных работ в течение рабочего дня, мин. |
105 |
109 |
111 |
4 |
2 |
Суммарные затраты времени на выполнение всех работ по нормативам в смену, мин. |
465 |
465 |
465 |
- |
- |
Коэффициент разделения труда |
0,774 |
0,766 |
0,761 |
-0,008 |
-0,005 |
Количество рабочих мест по проекту |
814 |
922 |
925 |
108 |
3 |
Количество рабочих мест всего |
1235 |
1256 |
1261 |
21 |
5 |
Коэффициент организации рабочих мест |
0,659 |
0,734 |
0,734 |
0,075 |
- |
Средний квалификационный разряд рабочих |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
-0,1 |
- |
Средний разряд выполняемых работ |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
- |
- |
Коэффициент использования квалифицированных рабочих в соответствии с присвоенным квалификационным разрядом |
0,956 |
0,933 |
0,933 |
-0,023 |
- |
Интегральный коэффициент уровня организации труда |
0,775 |
0,810 |
0,805 |
0,035 |
-0,005 |