Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретические основы современных концепций).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы современных концепций управления человеческими ресурсами предприятия
1.1 Содержание современных подходов к управлению человеческими ресурсами предприятии
1.2. Роль эффективных персон-стратегий в развитии предприятия
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Департамент ЖКХ»
2.1. Краткая характеристика ООО «Департамент ЖКХ»
2.2. Оценка элементов системы управления человеческими ресурсами
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления человеческими ресурсами ООО «Департамент ЖКХ»
3.1. Совершенствование организационного обеспечения работников службы управления персоналом
Введение
Актуальность. Управление человеческими ресурсами признано в России и за рубежом основной задачей менеджмента. Это обусловлено изменением роли и сущности управления персоналом в условиях перехода к информационному обществу, когда работник из объекта управления становится объектом-субъектом управления. Кроме изменения работника и характера его труда, происходит глобализация экономики, когда выравниваются технологические условия производства, сближается уровень заработной платы, так что только благодаря развитию человеческих ресурсов можно выиграть конкурентную борьбу на рынке.
В то же время управление человеческими ресурсами продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления предприятиями. Экономическое мышление и общественное сознание в данной области перестраиваются крайне медленно. Сохраняются сложившиеся за годы административно-командных методов управления стереотипные подходы к решению кадровых вопросов. Не отработаны многие теоретические и методологические аспекты управления человеческими ресурсами как части общей системы эффективного управления предприятием. Недооценка управления человеческими ресурсами, реализация необоснованных кадровых решений сдерживает внедрение в практику нововведений в других сферах управления, не позволяет организовать эффективную систему управления предприятием в целом, поскольку все сферы управления тесно взаимосвязаны между собой и дают полную отдачу лишь во взаимодействии друг с другом.
В современных условиях эффективность работы организации во многом предопределяется не только численностью и квалификацией персонала, но и качеством реализации основных процессов управления человеческими ресурсами. В этих условиях переход к кадровому менеджменту с применением новых технологий трудовой мотивации, оценки персонала, подбора и адаптации на системной основе представляется своевременным и правомерным.
Применение современных концепций позволяет обоснованно подходить к определению степени эффективности управления персоналом в организациях, определять недостатки и разрабатывать мероприятия по их устранению.
Цель курсовой работы – исследование подходов к управлению человеческими ресурсами и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы управления человеческими ресурсами в ООО «Департамент ЖКХ».
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- изучить современные подходы к управлению человеческими ресурсами на предприятии;
- провести анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Департамент ЖКХ»;
- разработать рекомендации, направленных на совершенствование управления человеческими ресурсами в ООО «Департамент ЖКХ».
Объект исследования – ООО «Департамент ЖКХ».
Предмет исследования – подходы к управлению человеческими ресурсами предприятия.
В ходе анализа деятельности предприятия были использованы следующие методы исследования: метод сравнения абсолютных и относительных величин; методы опроса; метод экспертных оценок.
В качестве источников исследования использованы специальная и методическая литература; справочная литература; публикации в периодической печати и Интернет.
Структура работы. Работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы современных концепций управления человеческими ресурсами предприятия
1.1 Содержание современных подходов к управлению человеческими ресурсами предприятии
Управление предприятием осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Но и сами работники являются объектом управления. Это касается, прежде всего, количества и качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений[1].
В результате критического анализа литературы выявлено, что не существует точного определения понятия «система управления персоналом». Одни авторы оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, то есть акцентируют внимание на организационной стороне управления[2]. Другие делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Учитывая оба подхода, может быть дано определение системы управления персоналом, суть которого заключается в том, что система управления персоналом представляет собой совокупность взаимодействующих операционных подсистем управления, объединенных генеральной стратегией, выраженной через комплекс целей, задач, основных направлений деятельности и соответствующий механизм управления, функционирование которой направлено на обеспечение устойчивого роста эффективности производства, конкурентоспособности и долгосрочного развития предприятия[3].
Концепция – это система взглядов, то или иное понимание процессов и явлений, единый определенный замысел[4]. При выборе концепции управления персоналом следует ориентироваться на конкретные представления об управляемом коллективе со стороны руководства фирмой. Наиболее распространенны три концепции:
1. Management by exception MBE – управление путем контроля отклонений и вмешательство руководителя в исключительных случаях. Это одна из самых старых концепций, она исключает правило разделения труда между сотрудниками и руководителями. Цель этого разделения – это снятие нагрузок с руководителя, поэтому сотрудники принимают решения самостоятельно до тех пор, пока они не превысят своих полномочий или же не появятся отклонения от ожидаемых результатов, только тогда руководитель вмешивается[5]. Недостатки данной концепции:
- не всегда поддерживается личная инициатива по принятию ответственности;
- тенденция передачи задачи наверх;
- возможна отрицательная мотивация поведения (сокрытие неудач, отсутствие обучения и передачи опыта в процессе работы);
- руководитель оставляет за собой право решать более интересные проблемы[6].
2. Вторая концепция.
Management by delegation – MBD – это управление на основе делегирования ответственности. Её суть в том, что решения принимаются на тех иерархических ступенях, где для этого имеется достаточный уровень компетенции. Для успешного применения этой концепции важно последовательное делегирование самой задачи, соответствующих полномочий и ответственности за результат её решения[7].
Недостатки MBD:
- иерархическая структура не меняется;
- работа основана на статичном образе мышления, ориентированном на задачу, а не на постановку целей;
- недостаточное внимание мотивации;
- руководитель может делегировать монотонные неинтересные задачи;
- учитываются только вертикальные иерархические связи, и не обращается внимание на горизонтальную координацию согласование целей[8].
3. Management by objectives – MBO – это управление с помощью согласования целей.
Это наиболее современная концепция. Её основополагающий принцип состоит в том, что цели фирмы могут быть достигнуты лишь тогда, когда они распределены между всеми иерархическими уровнями и между работниками этих уровней[9]. Основные положения MBO:
- ориентация на цель, а не на метод её достижения, то есть сотрудник сам выбирает пути достижения целей;
- регулярная проверка и согласование целей с изменяющимися обстоятельствами, что необходимо для гибкого реагирования на изменение ситуации;
- участие сотрудников в процессе формирования целей для того, чтобы поставленные цели были реалистичными, при этом используются мнения и оценки каждого, что является инструментом повышения мотивации;
- регулярный контроль и оценка результатов труда на основе сравнения реальных достижений и запланированных ранее целей с использованием анализа причин возможных отклонений[10].
Недостатки MBO: процессы по планированию и внедрению требуют значительного времени; определение целей не всегда возможно; тенденция концентрации на количественных целях, а не на качественных; достаточно высокие затраты на внедрение концепции[11].
Блок схема управления персоналом (трудовыми ресурсами) выглядит следующим образом:
- планирование потребности в трудовых ресурсах, то есть разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах;
- набор персонала - это создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
- отбор персонала – это оценка каждого из кандидатов на рабочее место и отбор лучших из резервов;
- определение заработной платы и льгот – это разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения найма на работу и сохранения персонала[12];
- профориентация и адаптация – это введение нанятых работников в организацию, развитие у них понимания того, что ожидает от каждого организация и какой труд в ней получает высокую оценку;
- обучение – это разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы;
- оценка трудовой деятельности – это разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение их до работников;
- повышение (понижение), перевод, увольнение - это разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а так же разработка процедур прекращения договора найма;
- подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе – это разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров[13].
1.2. Роль эффективных персон-стратегий в развитии предприятия
В современных условиях глобальной конкуренции и ускорения научно-
технического прогресса организации испытывают постоянное давление конкурентов, заставляющее непрерывно совершенствовать выпускаемую продукцию, расширять ассортимент оказываемых услуг, оптимизировать производственные и управленческие процессы[14].
В тоже время, продукты, технологии, операционные методы и даже организационные структуры устаревают с небывалой скоростью, а знания и навыки сотрудников компании становятся главным источником долгосрочного процветания любой компании[15]. Деловые и личностные качества сотрудников являются основополагающим фактором, влияющим на общий успех предприятия в условиях современных рыночных отношений[16].
Как известно, люди играют особую роль в развитии организаций. С одной стороны, они являются создателями предприятия, определяют его цели, выбирают методы их достижения. С другой стороны, люди - важнейший ресурс, используемый всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. В этом качестве - как персонал предприятия - они нуждаются в управлении.
Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Иначе говоря, созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношении в организации: каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки; каждый имеет возможность играть активную роль в принятии важных производственных решений; работники пользуются адекватными и справедливыми компенсациями; созданы безопасные условия труда[17]. Такой ценой администрация завоевывает преданность персонала организации и затраты на создание таких условий непременно окупаются. На предприятии, где администрация не заботится о повышении качества трудовой жизни, она не способна управлять своим персоналом, в таком случае управление персоналом выступает, как стратегическая категория[18].