Файл: Роль мотивации в поведении организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена огромным значением, которое мотивация персонала имеет для любой организации. Ни одна современная организация не может преуспеть без увлеченно работающих сотрудников, без приверженности персонала компании ее целям, миссии, принципам.

Поэтому руководителей предприятий и исследователи в сфере менеджмента организации придают большое значение изучению мотивов трудовой деятельности человека.

Механизм мотивации трудовой деятельности персонала признается «основным инструментом повышения эффективности деятельности любой организации». В большинстве крупных компаний основная функция службы управления персоналом состоит в том, чтобы создать условия для максимально эффективного использования человеческого фактора. Это значит, что компания должна не только подобрать необходимый персонал, но и создать такие условия, чтобы этот персонал мог полностью реализовать свой потенциал. Главная задача по управлению мотивацией персонала видится в том, чтобы, повышая степень и материального, и морального удовлетворения работника, дать ему возможность вносить максимальный личный вклад в эффективную работу всего предприятия.

В то же время мотивированный персонал, обладающий набором компетенций необходимого уровня, делает возможным развитие предприятия и обеспечивает ему конкурентное преимущество на рынке. Правильно настроенная система мотивации позволяет эффективно использовать предпринимательские ресурсы.

Таким образом, очевидна актуальность исследования вопросов, связанных с построением системы и поиском эффективных методов мотивации персонала.

Объект данного исследования – отделение Почты России в г. Стародуб.

Предмет исследования – система и методы мотивации, используемые в управлении трудовой деятельностью персонала на примере отделения Почты России в г. Стародуб.

Цель работы – спроектировать и обосновать предложения по совершенствованию системы и методов мотивации трудовой деятельности персонала на примере отделения Почты России в г. Стародуб.

Задачи исследования:

1) проанализировать понятие и концепции мотивации трудовой деятельности;

2) охарактеризовать методы мотивации трудовой деятельности;

3) обобщить современные тенденции мотивации трудовой деятельности;

4) провести анализ и оценку системы управления мотивацией трудовой деятельности;

7) разработать мероприятия по повышению эффективности управления мотивацией трудовой деятельности персонала отделения Почты России в г. Стародуб.


Методологическую основу работы составили методы исследования: анализ документов, анализ литературы, наблюдение, анкетирование, методы сравнительного анализа.

Теоретическую основу исследования составили новейшие труды современных отечественных ученых, таких как О. Берг, Д. Кравец, Р. Лахман, К. Либерман, Е. Мамонов, П. Михненко, Ю. Одегов и др. Этими учеными мотивация была определена ведущим фактором активности человека. Если рассматривать потребности человека, то они определены, как мотив к внутреннему побуждению человека к действию, которое связано с удовлетворением потребностей.

При рассмотрении теоретических, методологических и практических вопросов управления процессом формирования, развития и использования потенциала работника и коллектива предприятия мы опираемся на работы таких ученых, как Е.В. Маслова, А.Я. Кибанова и других авторов. В работах данных ученых мы так же широко освещаем вопросы кадрового планирования и пути перестройки кадровых служб в условиях рынка. Здесь же рассматриваем проблемы мотивации, особенности кадрового менеджмента и отбора персонала.

При рассмотрении зарубежных работ примечательными для нас являются труды А. Маслоу. В его теории описаны 5 уровней мотивации, которые характеризуют потребности человека.

Материалом исследования послужили технико-экономические, статистические и кадровые показатели исследуемого предприятия, позволяющие судить о системе мотивации трудовой деятельности персонала отделения Почты России в г. Стародуб.

Структура исследования представлена введением, двумя главами основной части, заключением, списком использованных источников.

Практическая значимость. В работе предложены мероприятия по совершенствованию мотивации трудовой деятельности персонала отделения Почты России в г. Стародуб.

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности

1.1. Понятие мотивации трудовой деятельности

Понятие «мотивация» применяется в разных научных сферах. В основе этого определения лежат психологические компоненты. В психологическом аспекте мотивация – это:


– «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность» [23, с. 71];

– «динамический процесс физиологического и психологического управления поведением, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость» [11, с. 48];

– «процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» [1, с. 35].

Мотивация сотрудников - это одна из самых важных составляющих управления. Обычно персонал в организациях действуют целесообразно, каждый мотивирован своей выгодой. Тем не менее, совокупность интересов каждого сотрудника предприятия не обещает нормального функционирования предприятия в целом. Объединение личностных интересов и коллективной мотивации является одним из основных вопросов руководителя организации. Каждый человек индивидуален, вместе с тем индивидуальны и его мотивы. В связи с этим задача руководителя предприятия состоит в привлечении работника удовлетворять интересы предприятия, и одновременно учесть его личные интересы. Эффективность производства является ключевым фактором в любой фирме, а она зависит от того, как работник будет выполнять свои задачи и что получать за это, поэтому грамотно выстроенная система мотивации на предприятии - это залог успешной производительности труда и получение максимальной прибыли. В условиях высокой конкуренции на рынке товаров и услуг , а также на рынке труда становится необходимым грамотно выстроить мотивационную политику в организации, практическое применение и разработка новых механизмов мотивации позволят привлечь высококвалифицированных специалистов, уменьшить текучку кадров. Имея возможность изменяющихся и часто находящихся в конфликте между собой нужд, потребностей и ожиданий, личности пытаются удовлетворить их различными способами. В теории менеджмента пытаются привести их все в определенную систему, классифицировать, найти между ними взаимосвязи, с тем, чтобы использовать эту информацию, прежде всего для повышения эффективности труда. Однако, несмотря на обилие литературы по мотивации, найти ответы на вопросы, что делать руководителю в конкретной ситуации или какие последствия может иметь введение новой системы вознаграждения, оказывается очень трудным.

Мотивация - это целесообразное воздействие на деятельность человека или организации. Поведение человека зависит как от личных побуждений, так и от внешних факторов. Внутренние побуждения человека вызваны его личными целями, нуждами, потребностями, потенциалом. Внешние воздействия на поведение человека в итоге обусловлены мотивами и ценностями семьи, коллектива, организации, общества.


Мотив к труду - представляет собой осознание ощущения недостатка, в чем либо, удовлетворение которого ведет к наименьшим моральным и материальным издержкам, посредством трудовой деятельности. Мотив к труду формируется в процессе возникновения связи потребностей с отвечающими ее удовлетворению благами. Эта связь основана на представлении о том, что требуется человеку, и понимании того, как этого добиться.

Элементарная мотивация в управлении - денежный способ. Этот способ базируется на том, что каждый человек стремится заработать для себя как можно больше денег, которые будет использовать для приобретения любых благ. Более трудная мотивация связана с внутренним интересом рабочего. Труд представляет набор внутренних сил рабочего, стремления переместить их в нужное русло. То, что персонал работает, администрация высоко ценит, и всячески поощряет. Если работа удовлетворяет администрацию компании, то работник, желая оказаться в наиболее лучшем свете, начнет работать наиболее продуктивно.

Формирование трудовой мотивации происходит в процессе усвоения человеком духовных ценностей, моральных и этических норм, правил поведения, выработки индивидуальных ценностных ориентаций и установок в сфере труда.

Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой).

Под стимулированием понимают внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущего от конкретного руководителя или органа управления и основывающегося, главным образом, на субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников. Стимулирование осуществляется администрацией организации. [1,с.85]

К какому выводу приводит нас правильная мотивация персонала? Управление включает в себя следующие главные стадии мотивационного процесса:

человек начинает чувствовать некоторые внутренние желания, которые побуждают его к выполнению определенной деятельности в течение долгого времени, есть потребность в работе;

человек начинает искать способы удовлетворения требований. «Кнут и пряник» является самыми сильными факторами мотивации прошлых лет. Сущность этого понятия, что хорошая работа поощрена, а плохая приводит к негативным последствиям. Сегодня такой подход уже неэффективен, поскольку человек привыкает, выполнять те же самые действия и не думает ни о каком самосовершенствовании вообще. Стимул к развитию отсутствует - производительность остается на одном уровне или постепенно падает. У всех нас есть некоторая определенная потребность. Их нужно рассмотреть по выбору подходящего типа мотивации. [2,с.56]


В экономическом аспекте мотивация – это:

– «активизация деятельности персонала и побуждение его к результативному и эффективному труду для достижения целей организации» [36, с. 68];

– «внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения» [23, с. 71].

Полноценное изучение понятия мотивации трудовой деятельности невозможно без исследования понятий «потребность», «ожидание», «мотив».

Потребность – это «определенное состояние индивида, испытывающего дефицит значимых факторов жизнедеятельности» [23, с. 71]. Данное состояние является внутренним психологическим или физиологическим ощущением недостаточности чего-либо. Именно наличие потребности вызывает побуждение к действию. Принято выделять первичные (заложенные генетически) и вторичные (вырабатываемые в процессе жизни) потребности [15, с. 203].

Ожидание – это «субъективно оцениваемая вероятность получения результата в случае выбора данной поведенческой альтернативы» [15, с. 203]. При этом ожидания формируются на основе прошлого опыта индивида и анализа, оценки текущей ситуации. Мотивация позволяет работникам удовлетворить свои ожидания от работы именно путем выполнения трудовых обязанностей. С этой точки зрения мотивацию можно определить как «процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в ходе выполнения выбранной ими работы, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами организации, и вместе с тем как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников» [1, с. 35].

Мотив – это «осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость» [2, с. 38]. Трудовой мотив – это «та потребность (причина), для удовлетворения которой работник осуществляет высокопроизводительную трудовую деятельность» [2, с. 38]. Мотивы, побуждающие личность к трудовой деятельности, многообразны и дифференцируются в зависимости от обусловливающих их потребностей. Также характер мотивации обусловлен ценностными ориентациями, то есть субъективной значимостью для человека тех благ, которые он получит в процессе трудовой деятельности.

Элементарная мотивация в управлении - денежный способ. Этот способ базируется на том, что каждый человек стремится заработать для себя как можно больше денег, которые будет использовать для приобретения любых благ. Более трудная мотивация связана с внутренним интересом рабочего. Труд представляет набор внутренних сил рабочего, стремления переместить их в нужное русло. То, что персонал работает, администрация высоко ценит, и всячески поощряет. Если работа удовлетворяет администрацию компании, то работник, желая оказаться в наиболее лучшем свете, начнет работать наиболее продуктивно.