Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления психологическим климатом в коллективе
1.1 Понятие и роль психологического климата в управлении персоналом
1.2 Методы управления психологическим климатом в коллективе
2. Анализ управления психологическим климатом в ООО «Доминат»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Доминат»
2.2. Анализ психологического климата в организации
3. Рекомендации по совершенствованию методов психологической поддержки персонала в ООО «Доминат»
2. Анализ управления психологическим климатом в ООО «Доминат»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Доминат»
ООО «Доминат» является одним из лидеров российского рынка ламинированной ДСП прежде всего по качественным характеристикам. Предприятие является крупнейшим российским партнером немецкой фирмы «Interprint» – производителя декоративной бумаги. «Доминат» является единственным в России производителем, которое изготавливает пленки для ламинирования в Германии.
Поверхность ламинированной ДСП предприятия «Доминат» имеет повышенные качественные характеристики. Организационная структура ООО «Доминат» на 6 июня представлена на рисунке 4. На сегодняшний день запущены две линии по ламинированию ДСП немецкой фирмы BURKLE. Таким образом, ООО «Доминат» обладает большой производственной мощностью и обеспечивает широкий ассортимент выпускаемой ЛДСП. Форматы выпускаемой ЛДСП: 2750х1830 и 2440х1830 мм; толщины: 10, 16, 18, 22, 26 мм.
Организационная структура ООО «Доминат» имеет линейно-функциональную структуру. Генеральный директор имеет двух заместителей – по торговле и по производству, в ведомстве которых находится отдел маркетинга и рекламы, коммерческий отдел, отдел материально – технического снабжения, производственный отдел. Так же Ген.директору напрямую подчиняются отдел кадров и бухгалтерия.
Генеральный директор
Зам. директора по торговле
Зам. директора по производству
Отдел маркетинга и рекламы
Коммерческий отдел
Отдел материального снабжения
Производственный отдел
Отдел кадров
Бухгалтерия
Рисунок 4. Организационная структура ООО «Доминат»
Основу линейно-функциональных структур составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый, производство. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, так называемая «шахта», которая пронизывает всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Анализ структуры персонала по категориям рабочих проведен по фактической численности на 1 декабря 2017 г. и представлен в таблице 1.
Таблица 1
Структура персонала ООО «Доминат» по укрупненным категориям на 1.12.2017 г.
Категория персонала |
Кол-во, чел. |
Удельный вес, % |
Начальники |
13 |
15.6 |
Специалисты |
18 |
21.2 |
Служащие |
51 |
66.2 |
ИТОГО |
82 |
100 |
Анализируя структуру работников по укрупненным категориям, видно, что наибольший удельный вес (41.88%) имеют специалисты, начальники занимают средний удельный вес - составляют треть работников, а служащие 1/5,что составляет (23.07%). Можно сделать вывод, что достаточно квалифицированные работники работают на предприятии. Кроме функционального разделения выделяют также технологическое. Численность, состав персонала ООО «Доминат» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Численность и состав персонала ООО «Доминат»
Отделы |
Количество (чел.) |
|
План |
факт |
|
Отдел Кадров |
4 |
3 |
Бухгалтерия |
6 |
6 |
Отдел Материально – технического снабжения |
7 |
5 |
Отдел производства |
19 |
15 |
Отдел маркетинга и рекламы |
15 |
11 |
Коммерческий отдел |
31 |
29 |
Как видно из таблицы 2, самые большие отделы (по количеству работников) – Отдел маркетинга и рекламы, Отдел производства, а также Коммерческий отдел.
Фактическая численность работников предприятия составляет 95 чел. на 9 января 2018 г. не соответствует плановой (82 чел), на (86%), это говорит о не укомплектованности штата.
Для персонала «Доминат» устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с 2 выходными днями (суббота и воскресенье). Начало ежедневной работы в 8-30 часов, обеденный перерыв с 12-30 до 13-18, окончание рабочего дня в 17-30 часов. По пятницам окончание работы в 16-30 часов (за счет каждодневного сокращения перерыва на 12 минут). Нужно отметить, что в организации нет специально отведенной комнаты для приема пищи.
Для отдельных сотрудников предприятия режим рабочего времени и времени отдыха с учетом специфики их трудовой деятельности (трудовых обязанностей) определяется при заключении трудового договора (контракта).
При совпадении выходного и праздничного дней, выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Накануне праздничных дней, продолжительность работы сотрудников сокращается на 1 (один) час. Если праздничному дню предшествует выходной день, то сокращения продолжительности рабочего дня не производится.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. Режим работы в предпраздничные и праздничные дни устанавливается приказом Генерального директора ООО «Доминат».
Условия труда - это совокупность элементов (факторов) производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека - здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом и его эффективность.
Анализируя условия труда, необходимо обратить внимание на планировку и оснащение рабочих мест. Планировка рабочих мест сотрудников в такой организации как ООО «Доминат» обеспечивает удобства при выполнении возложенных на них обязанностей, отвечает требованиям экономии площади помещения (приложение 2).
В связи с тем, что мебель расположена компактно, у сотрудников имеется по 2 стола. Один стол предназначен непосредственно для ПК, что положительно влияет на работу, не нагружая стол ничем лишним.
Достоинством планировки можно назвать то, что все документы в процессе работы лежат в зависимости от надобности:
- поступившие и нужные постоянно - на рабочих столах или на полках
- используемые периодически – в шкафах, используемые редко - в металлических сейфах.
Одним из благоприятных условий микроклимата на рабочем месте является оптимальное освещение, а также температура и относительная влажность.
В нашем случае, свет падает на рабочую поверхность стола с левой стороны, что соответствует норме. Имеются естественные источники освещения - окна, что положительно влияет на работу, т.к. работникам предприятия по роду своих обязанностей приходится много работать с документами, а также присутствуют искусственные источники - настольные лампы. Распределение яркости света имеет важное значение, так как большинство документационных операций связанно с использованием зрения (изучение документов, работа на компьютере и т.д.).
На работоспособность оказывает влияние температура, относительная влажность, шум, вибрация, чистота воздуха. Что касается шума, то шумовой фон не должен превышать 60дБА., промышленная пыль до 2 мг/м. Микроклимат соответствует санитарным нормам, т.е. позволяет «спокойно» выполнять трудовую деятельность, не вызывая сонливости, усталости, не рассеивая внимание работников (что важно, для людей занятых умственным трудом), не снижая работоспособность.
Для проветривания помещения используется окно, а также кондиционер. Для снижения нервно-психического и зрительного утомления работников в помещении размещены цветы и аквариум. Положительно на работоспособность влияет окраска помещения, в данной организации – это светлые оттенки. Светлые тона способствуют повышению производительности труда, сокращает утомляемость, оказывает на сотрудников соответствующие психологическое влияние.
Как говорилось выше, важным фактором микросреды является оплата и стимулирование труда.
В ООО «Доминат» система оплаты труда включает в себя элементы, представленные на рисунке 5. Что касается доплат (надбавок), они предусмотрены трудовым законодательством за особые условия труда (вредные, опасные, тяжелые работы и иные особые условия труда), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других); вознаграждение по итогам работы за год.
Условия оплаты труда работников определяются трудовым договором и штатным расписанием. Должностные оклады устанавливаются Генеральным директором в соответствии с должностью и квалификацией работника. ООО самостоятельно определяет общую численность работников, организационную структуру штатного расписания. Заработная плата сотрудникам устанавливается в соответствии с занимаемой должностью согласно штатному расписанию. Заработная плата выплачивается два раза в месяц.
Аванс выплачивается 15-го числа текущего месяца в размере не более 40% от должностного оклада за отработанное время, окончательный расчет - в последний рабочий день месяца. Оплата отпуска производится не позднее, чем за 3 дня до его начала. При этом сотрудник обязан не позднее, чем за 7 календарных дней до его начала предоставить инспектору по кадрам заявление на отпуск, согласованное с руководителем структурного подразделения.
При получении заявления оформляется приказ в двух экземплярах, один из которых отдается в бухгалтерию, другой остается у инспектора по кадрам и подшивается в папку.
Рисунок 5. Элементы системы оплаты труда
Размер и порядок других выплат сотруднику устанавливаются в зависимости от качества труда и конечных результатов и регулируются Положением о премировании и другими локальными актами.
При привлечении к работе в праздничные и выходные дни, составляется служебная записка с просьбой разрешения работы, после чего составляется приказ №196 «О работе в выходной день» и информируют непосредственно работника. Работник привлекается к работе со своего согласия. Оплата за работу в выходной день производится в двойном размере.
На период действия трудового договора (контракта) на сотрудника распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством.
Сотрудники имеют право на возмещение и получение
компенсаций в связи со служебными командировками. Размеры
компенсаций, порядок их предоставления и выплаты сотрудникам
устанавливаются локальным нормативным актом Банка. При этом размеры
компенсаций не могут быть ниже размеров, установленных
Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых
из федерального бюджета.
В «Доминат» применяется повременная оплата труда, которая предусматривает, что величина заработной платы зависит от оклада и фактически отработанного времени в соответствии с документами учета рабочего времени (табелями).
Работникам предприятия предусмотрена доплата к окладу в следующих случаях:
-расширение зон обслуживания или увеличение объёма выполняемых работ; выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников;
-работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа).
Все эти виды работ допускаются с согласия работника в установленной законодательством продолжительности рабочего дня, если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемых работ, обслуживания клиентов. Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
Под сверхурочной работой понимается работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов и течение двух дней подряд и 120 часов в год. Это требование в ООО «Доминат» выполняется.
Расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ оформляются приказом руководителя с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительно выполняемых функций или работ и размера доплаты.
Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. Расчет зарплаты производится в последний день месяца.
Система премирования сотрудников включает в себя элементы, представленные на рисунке: