Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления психологическим климатом в коллективе
1.1 Понятие и роль психологического климата в управлении персоналом
1.2 Методы управления психологическим климатом в коллективе
2. Анализ управления психологическим климатом в ООО «Доминат»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Доминат»
2.2. Анализ психологического климата в организации
3. Рекомендации по совершенствованию методов психологической поддержки персонала в ООО «Доминат»
Отметим, что в плане организации конкретные предложения по улучшению условий труда не представлены.
2. Ввести регламентированные перерывы. Это позволит усовершенствовать режим труда и отдыха
Перерывы (микропаузы) можно ввести через 2 часа от начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью по 15 мин. каждый. Во время регламентированных перерывов рекомендуется снять усталость с помощью производственной гимнастики и прослушиванию музыки.
3.Организовать для работников комнату отдыха, оснащенную стульями, столом и чайником для комфортного проведения обеденного перерыва. Так как в организации нет возможности организовать собственную столовую или другой пункт общественного питания.
4. Для совершенствования организации труда в ООО «Доминат» предлагается рационально распределять функции и обязанности между сотрудниками, т.к. значительная доля работников не довольна распределением работ. Коэффициент значимости распределения работ можно считать положительно влияющим на климат, но незначительным (Кз= +10%).
Недовольство сотрудников выполнением работ, не входящих в их обязанности, отрицательно влияет на психологический климат, поэтому нужно рационально распределять работу между работниками. Возможно, если бы штат был более укомплектован, работникам не приходилось бы выполнять дополнительную работу.
5. Для ООО «Доминат» предлагается активнее применять делегирование полномочий - поручать высокопрофессиональным специалистам отдельную работу и поощряя (в том числе материально) ее успешное выполнение.
Перспективы карьерного роста весьма привлекательны для многих сотрудников, так что они даже готовы мириться с относительно невысокой зарплатой сегодня, чтобы получить повышение завтра.
В исследуемой организации вертикальный карьерный рост ограничен, возможен только горизонтальный, сотрудники очень этим недовольны, если у такой организации нет возможности продвигать по карьерной лестнице претендующих на повышение сотрудников, то можно компенсировать этот недостаток применением методов нематериального стимулирования - обеспечение гибкого графика работникам, красивое название должности, предоставление скидок на услуги организации.
6. Отрицательно влияет на взаимоотношения в коллективе отсутствие возможности проявить свою индивидуальность, потому что работа на предприятии требует полной сосредоточенности, строгой дисциплины. Люди работают годами, общаясь только на деловой основе, и практически не зная друг друга лично.
ООО «Доминат» предлагается организовать спортивные мероприятия, предоставлять абонементы в бассейн во внерабочее время для снятия усталости и стресса, поводить корпоративные вечеринки.
7. Проводить психологические тренинги с персоналом организации, На психологический климат влияет также взаимоотношения с коллегами, с руководителями. В процессе анализа было выяснено, что конфликты случаются и с коллегами (из-за выполнения дел, не входящих в обязанности) и с руководителями (плохие условия труда, отсутствие перспектив роста). Положительным моментом является то, что конфликты возникают не на личной почве, т.е. коллектив дружный и сплоченный.
Для улучшения климата необходимо совершенствование взаимоотношений, путем разрешение конфликтов.
Для этого предлагается проведение психологических тренингов для руководителей с целью конструктивного разрешения конфликтов.
Можно пригласить профессионального психолога, что практикуется современными зарубежными и отечественными организациями. Этот шаг диктуется простыми соображениями: если человек почувствовал себя больным, он обращается к врачу; если руководители организации пришли к выводу, что возможно задействовать социально-психологические резервы коллектива путем совершенствования психологического климата, то необходимо обратиться к специалисту.
Заключение
Хороший психологический климат характеризуется высокой степенью доверия членов коллектива, требовательностью друг к другу, сплоченностью, психологической совместимостью.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда.
Курсовая работа была выполнена на материалах ООО «Доминат». За 11 лет своей работы исследования психологического климата не проводилось. Была выявлена текучесть кадров, необходимо было выяснить с чем она связана. Исследование психологического климата ООО «Доминат» было проведено с помощью следующих методов: анкетного опроса, интервью, наблюдения и ознакомления с документацией.
Из факторов макросреды на психологический климат ООО «Доминат» влияют такие факторы, как общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе и уровень жизни населения. Из факторов микросреды, благоприятное воздействие на психологический климат оказывает медицинское обслуживание, стиль руководства, наличие премиальных выплат.
Отрицательное воздействие оказывают экономические факторы. Уровень удовлетворенности работников организацией труда, условиями труда, перспективами роста, самый низкий уровень неудовлетворенности организацией совместного отдыха равен 0,01
Анализировалась удовлетворенность работников различными элементами социально-производственной среды. Практически все, из опрошенных сотрудников, удовлетворены работой в целом, своей специальностью, взаимоотношениями: с администрацией и с непосредственным руководителем, с коллегами.
Больше всего работники неудовлетворенны организацией совместного отдыха, перспективами роста и распределением работ. Действительно, на предприятии не организовывается совместный отдых, нет перспектив роста. Работникам иногда приходится выполнять не только свои обязанности, но тех сотрудников, которые в отпусках, на больничных, или работу «вакантных» мест.
Анализировался также уровень конфликтов с коллегами, а также работников с руководителями. Уровень конфликтности с коллегами невысокий. Возникают иногда конфликты в связи с вынужденным выполнением дел, не входящих в обязанности.
По поводу заработной платы, отсутствия перспектив роста большинство работников стараются не вступать в конфликт с руководством.
Очень положительно для психологического климата коллектива является то, что конфликты возникают не на личной почве, т.е коллектив между собой дружный.
Влияние факторов социально-производственной среды на психологический климат ООО «Доминат» изучалось также с помощью коэффициента значимости. Такие элементы социально-производственной среды как взаимоотношения с коллегами, с администрацией, с непосредственным руководителем, удовлетворенность специальностью и работой в целом влияют положительно на психологический климат. Их нужно поддерживать в таком состоянии.
Что касается неудовлетворенности содержанием работы, возможно, что через повышение квалификации удастся снизить эту неудовлетворенность.
Чтобы улучшить условия труда необходимо, преимущественно усовершенствовать режим труда и отдыха - путем введения регламентированных перерывов. Перерывы (микропаузы) можно ввести через 2 часа от начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью по 15 мин. каждый. Во время регламентированных перерывов рекомендуется снять усталость с помощью производственной гимнастики и прослушиванию музыки.
Полученные коэффициенты значимости показали, что сотрудники ООО очень недовольны ограничением карьерного роста и отсутствием организации совместного отдыха. Если у предприятия нет возможности продвигать по карьерной лестнице претендующих на повышение сотрудников, то можно компенсировать этот недостаток, поручая высокопрофессиональным специалистам отдельную работу и поощряя (в том числе материально) ее успешное выполнение.
ООО «Доминат» предложены рекомендации по совершенствованию психологической поддержки:
-
- Разработать план по улучшению и оздоровлению условий труда в организации
- Ввести регламентированные перерывы
- Организовать помещение для проведения обеденного перерыва
- Рационально распределять функции и обязанности между сотрудниками, и осуществлять доплату за выполнение дополнительных обязанностей.
- Активнее применять делегирование полномочий
- Проводить корпоративные мероприятия
- Проводить психологические тренинги с персоналом организации,
Внимание к коллективу, забота о нем могут дать ощутимый эффект.
Список использованной литературы
Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/2776d76376c800a4693157045be7f028798f5046/
- Бабосов, Е. М. Социология управления / Е.М. Бабосов. − Минск: ТетраСистемс, 2014. − 640 с.
- Батяйкина, С.М. Факторы формирования сплоченности в коллективе / С.М.Батяйкина // Менеджмент. - 2017. - № 6. - С. 54-57.
- Виханский, О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – М.: Экономистъ, 2013. – 288 с.
- Даданов, С.М. Социально-психологический климат в коллективе – залог эффективности организации / С.М.Даданов // Управление персоналом. – 2014. - № 5. - С. 23-29.
- Дудакин, С.М. Управление персоналом современной организации / С.М.Дудакин. - М.: Эксмо, 2016. – 322 с.
- Жарова, М.И. Методики оценки социально-психологического климата / М.И.Жарова // Вестник КГУ. - 2016. - № 7. - С. 67-71.
- Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – с.217
- Ламова, С.С. Оптимизация социально-психологического климата / С.С.Ламова // Кадровик. – 2014. - № 7. - С. 17-22.
- Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. - М.: Радикс, 2013. – 540 с.
- Малышев, А.А. Психология менеджмента. Часть II. Социально-психологические проблемы в деятельности менеджера внешнеторговой организации. Учебное пособие для студентов ФВМ / А.А.Малышев. – М.: ВАВТ, 2015. – 298 с.
- Маркова, С.М. Социально-психологический климат в современной организации / С.М.Маркова // Вестник КГТУ. – 2016. - № 7. – С. 54-60.
- Почебут, Л.Г. Индустриальная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – Спб.: Речь, 2010. С. 94.
- Самоукина, Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах: сборник практических инструментов / Н. Самоукина. – М.: Эксмо, 2016. – с.220
- Чесноков, С.М. Кадровая политика организации / С.М.Чесноков. - М.: Эксмо, 2015. – 450 с.
- Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В.М. Шепель. - М.: Народное образование, 2012.- 432 с.
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемый сотрудник, просим Вас принять участие в исследовании проблем стимулирования трудовой активности и трудовой адаптации. Для этого необходимо заполнить настоящую анкету, отмечая выбранные Вами варианты. Полученные ответы будут использованы только в обобщенном виде. Подписываться (указывать фамилию) не требуется. Правильность наших выводов будет зависеть от точности и искренности Ваших ответов.
Заранее благодарим за участие в исследовании.
Несколько вопросов о Вас и Вашей семье:
- Ваш возраст (число полных лет):________
- Ваш пол: 1) муж. 2) жен.
- Семейное положение: 1) холост (не замужем) 2) состою в браке
- Ваш общий стаж работы:______ в том числе компании:_____
Расскажите, пожалуйста, о характере и условиях Вашей работы:
- Устаете ли Вы на работе?
- Не устаю 2) Устаю 3) Сильно устаю 4) Переутомляюсь
- Часто ли приходится работать сверхурочно?
- Да 2) Иногда 3) Не приходится
- Знакомы ли Вы с действующими в подразделении премиальными положениями?
- Знаю хорошо 2) Знаю приблизительно 3) Не знаю
- Удовлетворяют ли эти положения Вас?
- Да 2) Нет 3) Не задумывался
- Получаете ли Вы премию, и каков ее максимальный размер?
- Да, получаю _______%; 2) Нет, не получаю; 3) Затрудняюсь ответить
- Заинтересовывает ли (стимулирует) Вас премиальная система повышения качества труда?
- Да, заинтересовывает; 2) Заинтересовывает, но недостаточно; 3) Нет, не заинтересовывает 4) Затрудняюсь ответить
- Какие стимулы для Вас важнее:
- Только материальные 2)Только моральные
3) Считаю материальное вознаграждение важным, но должно быть и соответствующее моральное поощрение ; 4) Затрудняюсь ответить
- Довольны ли Вы своим заработком?
- Да 2) Нет 3) Не совсем
- В какой степени Вы удовлетворены (в выбранной Вами клеточке, поставьте «+»):
Показатели |
Вполне удовлетворен |
Не совсем удовлетворен |
Не удовлетворен |
Работой в целом |
|||
Содержанием работы |
|||
Условиями труда |
|||
Организацией труда |
|||
Своей специальностью |
|||
Распределением работ |
|||
Заработной платой |
|||
Организацией совместного отдыха |
|||
Перспективами роста |
|||
Взаимоотношения с администрацией |
|||
Взаимоотношения с непосредственным руководителем |
|||
Взаимоотношения с коллегами |