Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По окончании развивающего этапа (через 3 недели) нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния развивающих занятий на динамику развития внимания и воображения дошкольников в экспериментальной группе. Разработанные нами занятия формирующего этапа исследования были направлены на повышение уровня внимания и воображения дошкольников, на развитие умения общаться с другими детьми. Оценка результатов внимания и воображения после проведенных занятий производилась с учетом сопоставления результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах. Повторное диагностическое обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе по некоторым показателям. Представим результаты контрольного эксперимента.

Задачи контрольного эксперимента:

  1. определить динамику в развитии внимания детей среднего дошкольного возраста;
  2. определить динамику в развитии внимания детей среднего дошкольного возраста;
  3. проанализировать результаты опытно – экспериментальной работы.

Для проведения контрольного эксперимента нами была взята та же методология исследования, что и для проведения констатирующего, но проведена она была только с детьми экспериментальной группы.

Таблица 11

Уровень развития переключения и распределения внимания в экспериментальной группе (контрольный этап)

Фамилия, имя детей

N

n

S

Количество баллов

Уровень развития

Имен А.

100

2

0,90

9 баллов

высокий

Женя Б.

100

5

0,75

7,5 баллов.

выше среднего.

Валерия Б.

70

5

0,70

7 баллов.

средний.

Коля Г.

95

5

0,70

7 баллов

средний

Рита Д.

95

5

0,70

7 баллов

средний

Матвей М.

95

4

0,70

7 баллов.

средний.

Олег М.

70

5

0,70

7 баллов.

средний.

Архип С.

70

5

0,70

7 баллов.

средний.

Соня Ч.

70

5

0,70

7 баллов.

средний.

Оля С.

100

2

0,90

9 баллов

высокий

Соня П.

100

5

0,75

7,5 баллов.

выше среднего.

Ваня Ч

95

5

0,70

7 баллов

средний


Анализируя данные этого этапа исследования, можно отметить, что дети имеют представления о правилах взаимодействия с другими людьми, умеют сосредоточить свое внимание, однако у них лучше развито непроизвольное внимание. В ходе работы с педагогом и родителями дети стали более раскрепощенными, их внимание стало развиваться, улучшилась сосредоточенность переключение внимания

Ваня ответственно относится к игровым задания, стал более внимательным, лучше сосредоточивается. Валерия перестала часто отвлекаться, стала сосредоточенной. Архип научился распределять свое внимание, удерживать его на одной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети улучшили уровень своего внимания средствами сюжетно-ролевой игры, получили представления о взаимодействии детей, о правилах общения, о своем месте в группе.

Для наглядности результаты представим в виде столбчатой диаграммы.

Первый столбик - констатирующий эксперимент, 2- контрольный эксперимент.

Рисуно 11 – Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапа для экспериментальной группы (переключения и распределения внимания)

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной группы (после формирующего этапа) представим графически на рис. 12:

Рисунок 12– Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп (после формирующего этапа) по уровню переключения и распределения внимания

Анализ данных диаграммы позволяет констатировать положительную динамику в развитии основных свойств внимания средних дошкольников экспериментальной группы. Лишь у Коли Г. Нет изменений, этот ребенок долго болел и не посещал детский сад.

Таким образом, мы можем говорить о том, уровень переключения и распределения внимания повысился. Обобщая результаты исследования представленные выше, можно сделать следующие выводы:

  1. Разработанная и использованная в исследовании методика позволила провести качественный анализ внимания средних дошкольников.
  2. Проведенное нами исследование выявило:
  • 0 % дошкольников имеют низкий уровень переключения и распределения внимания.
  • 66% дошкольников имеют средний уровень переключения и распределения внимания
  • 32% дошкольников имеют выше среднего и высокий уровень переключения и распределения внимания.

Затем мы вновь провели диагностическую методику 2. «Запомни и расставь точки».

Таблица 12

Уровень развития объема внимания в экспериментальной группе


(контрольный этап)

Фамилия, имя детей

Количество точек

Количество баллов

Уровень развития

Имен А.

5

9 баллов.

высокий.

Женя Б.

4

8 баллов.

высокий.

Валерия Б.

3

6 баллов

средний.

Коля Г.

3

7 баллов.

средний.

Рита Д.

3

7 баллов.

средний.

Матвей М.

3

7 баллов

средний.

Олег М.

3

6 баллов

средний.

Архип С.

3

7 баллов.

средний.

Соня Ч.

3

7 баллов.

средний.

Оля С.

4

8 баллов.

высокий.

Соня П.

4

8 баллов.

высокий.

Ваня Ч

4

8 баллов.

высокий.

Анализируя данные этого этапа исследования, можно отметить, что уровень объема внимания у детей значительно вырос.

В ходе работы с педагогом и родителями дети стали более раскрепощенными, их внимание стало развиваться, улучшилась сосредоточенность переключение внимания

Имен А. ответственно относится к игровым задания, стал более внимательным, лучше сосредоточивается. Соня перестала часто отвлекаться, стала сосредоточенной. Олег научился распределять свое внимание, удерживать его на одной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети улучшили уровень своего внимания средствами сюжетно-ролевой игры, получили представления о взаимодействии детей, о правилах общения, о своем месте в группе.

Для наглядности результаты представим в виде столбчатой диаграммы.

Все дети расположены по порядку, согласно спискам (Приложение 1). Первый столбик - констатирующий эксперимент, 2- контрольный эксперимент.

Рисунок 13 – Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапа для экспериментальной группы (объема внимания)

Анализ данных диаграммы на рис. 13 позволяет констатировать положительную динамику в развитии основных свойств внимания дошкольников. Лишь у Коли Г. Нет изменений, этот ребенок долго болел и не посещал детский сад. Сравним результаты экспериментальной группы, полученные на контрольном этапе с результатами детей контрольной группы.


Рисунок 14 – Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню развития объема внимания

Таким образом, мы можем говорить о том, что все основные свойства внимания (объем, переключение и распределение) внимания улучшились, а следовательно, наша гипотеза, а именно предположение о том, что внимание средних дошкольников в будет активно развиваться, если в качестве средства развития будет использоваться сюжетно-ролевая игра, подтвердилась.

Далее представим результаты контрольного этапа исследования уровня воображения по тесту «Свободный рисунок».

В первую очередь необходимо отметить, что дети экспериментальной группы, имеющие до этого низкий уровень развития воображения, стали придумывать и рисовать нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Правда, детали и образы рисунка у некоторых детей проработаны средне.

У детей со средним уровнем стало получаться что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображения пока не являются совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

Таблица 13

Результаты исследования воображения в экспериментальной группе (контрольный этап)

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

Уровень

1

Имен А.

4,4

9

высокий

2

Женя Б.

4,1

5

средний

3

Валерия Б.

4,7

5

средний

4

Коля Г.

5,1

7

средний

5

Рита Д.

4,3

4

средний

6

Матвей М.

4,1

9

высокий

7

Олег М.

4,3

6

средний

8

Архип С.

4,5

9

высокий

9

Соня Ч.

4,5

5

средний

10

Оля С.

4,6

7

средний

11

Соня П.

4,1

9

высокий

12

Ваня Ч

4,0

5

средний


В контрольной группе при повторном обследовании положительная динамика в развитии воображения не отмечается.

Таблица 14

Результаты повторного исследования в контрольной группе

(контрольный этап)

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

Уровень

1

Георгий В.

4,1

6

средний

2

Настя К.

4,6

3

низкий

3

Арина Ф.

5,1

6

средний

4

Ваня Ч.

4,3

4

низкий

5

Соня Т.

4,0

5

средний

6

Настя Д.

4,2

3

низкий

7

Алеша Е.

4,3

4

низкий

8

Артем Д.

4,5

5

средний

9

Матвей К.

4,0

3

низкий

10

Эмилия Ф.

4,3

4

низкий

11

Ярослав А.

5,1

6

средний

12

Катя Б.

4,2

3

низкий

Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения в экспериментальной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше что свидетельствует о положительном влиянии проведенной программы на развитие воображения и внимания на основе сюжетно-ролевых игр (таблица 15).

Таблица 15

Сравнительный анализ результатов развития воображения в экспериментальной и контрольной группах (контрольный этап)

Исследуемые

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Экспериментальная группа

0

4 (33%)

8детей (67%)

0

0

Контрольная группа

0

0

5 детей (42%)

7 детей (58%)

0