Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализировав данные таблицы 5, отмечаем, что:

Рисунок 6 – Уровень развития объема внимания в экспериментальной группе, %

В нашей экспериментальной группе обнаружены четверо дошкольников средней группы с низким объемом снимания: Дима Ж., Олег Б., Вика Н., у одного ребенка (Валерия Б.) зафиксирован средний уровень развития объема внимания, остальные деть экспериментальной группы показали средний уровень. Сравним наглядно результаты контрольной и экспериментальной групп (рис. 7):

Рисунок 7 – Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню развития объема внимания

Соотнесем результаты первой и второй методики по исследованию вниманию дошкольников контрольной и экспериментальной групп и составим сводную таблицу 6.

Таблица 6

Сводная таблица «Уровень развития внимания дошкольников средней группы»

Фамилия, имя детей

Методика 1

Методика 2

Итоговый уровень развития

Контрольная группа

Георгий В.

высокий

высокий

высокий.

Настя К.

высокий

высокий

высокий.

Арина Ф.

средний

высокий

выше среднего

Ваня Ч.

средний

средний

средний.

Соня Т.

низкий

низкий

низкий.

Настя Д.

низкий

низкий

низкий.

Алеша Е.

низкий

низкий

низкий.

Артем Д.

средний.

средний.

средний.

Матвей К.

высокий.

высокий

высокий.

Эмилия Ф.

высокий.

высокий.

высокий.

Ярослав А.

средний

средний

средний

Катя Б.

средний.

низкий

ниже среднего

Экспериментальная группа

Имен А.

низкий

низкий

низкий

Женя Б.

средний

средний.

средний

Валерия Б.

высокий

высокий

высокий

Коля Г.

средний

средний

средний.

Рита Д.

средний

низкий

выше среднего

Матвей М.

низкий

средний.

ниже среднего

Олег М.

низкий

средний

ниже среднего

Архип С.

низкий

низкий

средний.

Соня Ч.

низкий

низкий

низкий

Оля С.

высокий

средний

выше среднего

Соня П.

высокий.

средний.

выше среднего

Ваня Ч

средний

средний

средний


Проанализировав сводную таблицу 6, отмечаем, что из 12 человек контрольной группы высокий уровень внимания показали – 4 человека, уровень выше среднего – 1 ребенок, еще 2 дошкольника средний уровень развития внимания, 1 ребенок – уровень ниже среднего и 3 дошкольника – низкий (рис. 8).

Рис. 8 – Уровень развития внимания в контрольной группе, %

Рассматривая результаты экспериментальной группы, можно подытожить, что из 12 человек экспериментальной группы высокий уровень внимания показал 1 ребенок, уровень выше среднего – 3 человека, еще 4 дошкольника средний уровень развития внимания, 2 ребенка – ниже среднего и 2 дошкольника – низкий уровень развития.

Рисунок 9 – Уровень развития внимания в экспериментальной группе, %

По результатам диагностики нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе дети показали более низкие результаты, средний уровень внимания – 33%, низкий и ниже среднего по 17%, высокий уровень выявлен только у одного ребенка (8%). В контрольной группе высокий уровень внимания выявлен у 37% детей.

Таким образом, дети экспериментальной группы нуждаются в коррекционной программе по улучшению своих показателей.

Далее при определении уровня развития воображения использовался тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводилось 4 минуты.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

  • 10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
  • 8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
  • 5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
  • 3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
  • 0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

5-7 баллов - средний;

3-4 балла - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

На констатирующем этапе исследования - как в экспериментальной, так и в контрольной группах - не было выявлено детей с очень высоким и высоким уровнями развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, а также не выявлены работы с очень низким уровнем развития воображения, которые отличались бы лишь отдельно нарисованными штрихами. Результаты данного вида диагностики отражены в таблицах 7 и 8:

Таблица 7

Результаты исследования воображения в контрольной группе

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

Уровень

1

Георгий В.

4,1

6

средний

2

Настя К.

4,6

4

низкий

3

Арина Ф.

5,1

6

средний

4

Ваня Ч.

4,3

5

средний

5

Соня Т.

4,0

4

низкий

6

Настя Д.

4,2

4

низкий

7

Алеша Е.

4,3

4

низкий

8

Артем Д.

4,5

6

средний

9

Матвей К.

4,0

3

низкий

10

Эмилия Ф.

4,8

3

низкий

11

Ярослав А.

4,5

6

средний

12

Катя Б.

4,2

3

низкий

Анализ результатов по методике «Свободный рисунок» показал, что в большинстве работ (7 рисунков в исследуемой контрольной группе, т.е. 58% от общего числа работ, и 8 рисунков экспериментальной группы, т.е. 67% работ) слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы.

Таблица 8

Результаты исследования воображения в экспериментальной группе


№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

Уровень

1

Имен А.

4,4

6

средний

2

Женя Б.

4,1

3

низкий

3

Валерия Б.

4,7

3

низкий

4

Коля Г.

5,1

4

низкий

5

Рита Д.

4,3

3

низкий

6

Матвей М.

4,1

7

средний

7

Олег М.

4,3

4

низкий

8

Архип С.

4,5

6

средний

9

Соня Ч.

4,5

3

низкий

10

Оля С.

4,6

7

средний

11

Соня П.

4,1

4

низкий

12

Ваня Ч

4,0

4

низкий

Работы средних дошкольников не отличаются эмоциональностью и красочностью, что соответствует низкому уровню развития воображения. В остальных работах (5 работ в контрольной группе, т.е. 42% от общего числа работ, и 4 рисунка экспериментальной группы, т.е. 33% от общего числа работ) можно выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей (рис. 2.11).

Рисунок 10 – Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню развития воображения

В ходе проведения исследования данные рисунки были оценены на 5 - 7 баллов, соответствующих среднему уровню развития воображения. Причем в экспериментальной группе девочки получили в среднем 3.5 балла, мальчики - 5.3; в контрольной - девочки -5, мальчики-4.3.

В таблице 9 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 9

Сводная таблица «Уровень развития воображения дошкольников средней группы»

Исследуемые

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Контрольная группа

0

0

5 детей (42%)

7 дет. (58%)

0

Экспериментальная группа

0

0

4 ребенка (33%)

8 (67%)

0-


Таким образом, в воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание, особенно в экспериментальной группе, где были вывялены более низкие результаты исследования. В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.

Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность и непонимание, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.

Из результатов исследования когнитивного развития детей на констатирующем этапе выявлена, что дети экспериментальной группы нуждаются в коррекционной программе по развитию внимания и воображения.

2.3. Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов с помощью сюжетно-ролевых игр

Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов, а именно развитию внимания и воображения проведем с помощью сюжетно-ролевых игр.

На данном этапе опытно-экспериментальной работы мы реализовали разработанную нами программу, которая состоит из 15 игр. Время сюжетно-ролевых игр - 20 -25 мин.

Задачи программы:

  1. Развитие внимания.
  2. Воспитание в ребенке уверенности в себе.
  3. Раскрытие воображения.

Особое внимание при создании программы игр (Приложение 2) мы уделяли принципу целостного развития внимания ребенка. Занятия проводились нами по плану, 4 раза в неделю в свободное время, чаще во - второй половине дня.

Все игры проводились нами в соответствии с планом. Причем в отдельные дни мы проводили новые игры, а в конце недели те игры, которые наиболее нравились детям.

Таблица 10

План проведения сюжетно – ролевых игр

День недели

Игра

Цель

1 неделя

Понедельник

Игра «Магазин игрушек»

Развитие внимания дошкольников, привитие навыков культуры поведения.

Вторник

Игра «Парикмахерская»

Развитие внимания, коммуникативных качеств дошкольников.

Среда

Игра «Шофер»

Развитие внимания, воспитание уважительного отношения к труду шофера.

Пятница

Игра «Почта»

Развитие воображения, воспитание уважительного отношения к труду почтальона.

2 неделя

Понедельник

Игра «Интервью»

Научить распределять роли, следить за точным выполнением ролей.

Вторник

Игра «Школа маленьких волшебников»

Формировать дружеские отношения между старшими и средними дошкольниками, развитие сосредоточенности.

Четверг

«Кино»

Развивать воображение

Пятница

«История Вселенной. Галактика – наш космический город.

Дать начальное представление о происхождении Солнца, Земли и других планет солнечной системы, развитие внимательности

3 неделя

Понедельник

«Семья»

Развитие внимания, уточнение функции матери в семье, ее роли; развитие игрового диалога.

Вторник

«Детский сад»

Развитие сосредоточенности, объема внимания.

Четверг

«Пилоты»

Развитие воображения

Пятница

«Больница»

Развитие сосредоточенности, объема внимания.