Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы использования игры как метода воспитания
1.1. Понятие игры, теория игры
1.2. Значение игры в воспитании
1.3. Использование дидактических сюжетно-ролевых игр направленных на развитие когнитивных процессов
Глава 2. Организация и методология эмпирического исследования
2.1. Цели, задач, описание объекта исследования
2.3. Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов с помощью сюжетно-ролевых игр
Проанализировав данные таблицы 5, отмечаем, что:
Рисунок 6 – Уровень развития объема внимания в экспериментальной группе, %
В нашей экспериментальной группе обнаружены четверо дошкольников средней группы с низким объемом снимания: Дима Ж., Олег Б., Вика Н., у одного ребенка (Валерия Б.) зафиксирован средний уровень развития объема внимания, остальные деть экспериментальной группы показали средний уровень. Сравним наглядно результаты контрольной и экспериментальной групп (рис. 7):
Рисунок 7 – Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню развития объема внимания
Соотнесем результаты первой и второй методики по исследованию вниманию дошкольников контрольной и экспериментальной групп и составим сводную таблицу 6.
Таблица 6
Сводная таблица «Уровень развития внимания дошкольников средней группы»
Фамилия, имя детей |
Методика 1 |
Методика 2 |
Итоговый уровень развития |
Контрольная группа |
|||
Георгий В. |
высокий |
высокий |
высокий. |
Настя К. |
высокий |
высокий |
высокий. |
Арина Ф. |
средний |
высокий |
выше среднего |
Ваня Ч. |
средний |
средний |
средний. |
Соня Т. |
низкий |
низкий |
низкий. |
Настя Д. |
низкий |
низкий |
низкий. |
Алеша Е. |
низкий |
низкий |
низкий. |
Артем Д. |
средний. |
средний. |
средний. |
Матвей К. |
высокий. |
высокий |
высокий. |
Эмилия Ф. |
высокий. |
высокий. |
высокий. |
Ярослав А. |
средний |
средний |
средний |
Катя Б. |
средний. |
низкий |
ниже среднего |
Экспериментальная группа |
|||
Имен А. |
низкий |
низкий |
низкий |
Женя Б. |
средний |
средний. |
средний |
Валерия Б. |
высокий |
высокий |
высокий |
Коля Г. |
средний |
средний |
средний. |
Рита Д. |
средний |
низкий |
выше среднего |
Матвей М. |
низкий |
средний. |
ниже среднего |
Олег М. |
низкий |
средний |
ниже среднего |
Архип С. |
низкий |
низкий |
средний. |
Соня Ч. |
низкий |
низкий |
низкий |
Оля С. |
высокий |
средний |
выше среднего |
Соня П. |
высокий. |
средний. |
выше среднего |
Ваня Ч |
средний |
средний |
средний |
Проанализировав сводную таблицу 6, отмечаем, что из 12 человек контрольной группы высокий уровень внимания показали – 4 человека, уровень выше среднего – 1 ребенок, еще 2 дошкольника средний уровень развития внимания, 1 ребенок – уровень ниже среднего и 3 дошкольника – низкий (рис. 8).
Рис. 8 – Уровень развития внимания в контрольной группе, %
Рассматривая результаты экспериментальной группы, можно подытожить, что из 12 человек экспериментальной группы высокий уровень внимания показал 1 ребенок, уровень выше среднего – 3 человека, еще 4 дошкольника средний уровень развития внимания, 2 ребенка – ниже среднего и 2 дошкольника – низкий уровень развития.
Рисунок 9 – Уровень развития внимания в экспериментальной группе, %
По результатам диагностики нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе дети показали более низкие результаты, средний уровень внимания – 33%, низкий и ниже среднего по 17%, высокий уровень выявлен только у одного ребенка (8%). В контрольной группе высокий уровень внимания выявлен у 37% детей.
Таким образом, дети экспериментальной группы нуждаются в коррекционной программе по улучшению своих показателей.
Далее при определении уровня развития воображения использовался тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной.
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
- 10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
- 8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
- 5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
- 3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
- 0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
5-7 баллов - средний;
3-4 балла - низкий;
0-2 балла - очень низкий.
На констатирующем этапе исследования - как в экспериментальной, так и в контрольной группах - не было выявлено детей с очень высоким и высоким уровнями развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, а также не выявлены работы с очень низким уровнем развития воображения, которые отличались бы лишь отдельно нарисованными штрихами. Результаты данного вида диагностики отражены в таблицах 7 и 8:
Таблица 7
Результаты исследования воображения в контрольной группе
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
Уровень |
1 |
Георгий В. |
4,1 |
6 |
средний |
2 |
Настя К. |
4,6 |
4 |
низкий |
3 |
Арина Ф. |
5,1 |
6 |
средний |
4 |
Ваня Ч. |
4,3 |
5 |
средний |
5 |
Соня Т. |
4,0 |
4 |
низкий |
6 |
Настя Д. |
4,2 |
4 |
низкий |
7 |
Алеша Е. |
4,3 |
4 |
низкий |
8 |
Артем Д. |
4,5 |
6 |
средний |
9 |
Матвей К. |
4,0 |
3 |
низкий |
10 |
Эмилия Ф. |
4,8 |
3 |
низкий |
11 |
Ярослав А. |
4,5 |
6 |
средний |
12 |
Катя Б. |
4,2 |
3 |
низкий |
Анализ результатов по методике «Свободный рисунок» показал, что в большинстве работ (7 рисунков в исследуемой контрольной группе, т.е. 58% от общего числа работ, и 8 рисунков экспериментальной группы, т.е. 67% работ) слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы.
Таблица 8
Результаты исследования воображения в экспериментальной группе
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
Уровень |
1 |
Имен А. |
4,4 |
6 |
средний |
2 |
Женя Б. |
4,1 |
3 |
низкий |
3 |
Валерия Б. |
4,7 |
3 |
низкий |
4 |
Коля Г. |
5,1 |
4 |
низкий |
5 |
Рита Д. |
4,3 |
3 |
низкий |
6 |
Матвей М. |
4,1 |
7 |
средний |
7 |
Олег М. |
4,3 |
4 |
низкий |
8 |
Архип С. |
4,5 |
6 |
средний |
9 |
Соня Ч. |
4,5 |
3 |
низкий |
10 |
Оля С. |
4,6 |
7 |
средний |
11 |
Соня П. |
4,1 |
4 |
низкий |
12 |
Ваня Ч |
4,0 |
4 |
низкий |
Работы средних дошкольников не отличаются эмоциональностью и красочностью, что соответствует низкому уровню развития воображения. В остальных работах (5 работ в контрольной группе, т.е. 42% от общего числа работ, и 4 рисунка экспериментальной группы, т.е. 33% от общего числа работ) можно выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей (рис. 2.11).
Рисунок 10 – Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню развития воображения
В ходе проведения исследования данные рисунки были оценены на 5 - 7 баллов, соответствующих среднему уровню развития воображения. Причем в экспериментальной группе девочки получили в среднем 3.5 балла, мальчики - 5.3; в контрольной - девочки -5, мальчики-4.3.
В таблице 9 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 9
Сводная таблица «Уровень развития воображения дошкольников средней группы»
Исследуемые |
Уровень развития |
||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
|
Контрольная группа |
0 |
0 |
5 детей (42%) |
7 дет. (58%) |
0 |
Экспериментальная группа |
0 |
0 |
4 ребенка (33%) |
8 (67%) |
0- |
Таким образом, в воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание, особенно в экспериментальной группе, где были вывялены более низкие результаты исследования. В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.
Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность и непонимание, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.
Из результатов исследования когнитивного развития детей на констатирующем этапе выявлена, что дети экспериментальной группы нуждаются в коррекционной программе по развитию внимания и воображения.
2.3. Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов с помощью сюжетно-ролевых игр
Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов, а именно развитию внимания и воображения проведем с помощью сюжетно-ролевых игр.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы мы реализовали разработанную нами программу, которая состоит из 15 игр. Время сюжетно-ролевых игр - 20 -25 мин.
Задачи программы:
- Развитие внимания.
- Воспитание в ребенке уверенности в себе.
- Раскрытие воображения.
Особое внимание при создании программы игр (Приложение 2) мы уделяли принципу целостного развития внимания ребенка. Занятия проводились нами по плану, 4 раза в неделю в свободное время, чаще во - второй половине дня.
Все игры проводились нами в соответствии с планом. Причем в отдельные дни мы проводили новые игры, а в конце недели те игры, которые наиболее нравились детям.
Таблица 10
План проведения сюжетно – ролевых игр
День недели |
Игра |
Цель |
1 неделя |
||
Понедельник |
Игра «Магазин игрушек» |
Развитие внимания дошкольников, привитие навыков культуры поведения. |
Вторник |
Игра «Парикмахерская» |
Развитие внимания, коммуникативных качеств дошкольников. |
Среда |
Игра «Шофер» |
Развитие внимания, воспитание уважительного отношения к труду шофера. |
Пятница |
Игра «Почта» |
Развитие воображения, воспитание уважительного отношения к труду почтальона. |
2 неделя |
||
Понедельник |
Игра «Интервью» |
Научить распределять роли, следить за точным выполнением ролей. |
Вторник |
Игра «Школа маленьких волшебников» |
Формировать дружеские отношения между старшими и средними дошкольниками, развитие сосредоточенности. |
Четверг |
«Кино» |
Развивать воображение |
Пятница |
«История Вселенной. Галактика – наш космический город. |
Дать начальное представление о происхождении Солнца, Земли и других планет солнечной системы, развитие внимательности |
3 неделя |
||
Понедельник |
«Семья» |
Развитие внимания, уточнение функции матери в семье, ее роли; развитие игрового диалога. |
Вторник |
«Детский сад» |
Развитие сосредоточенности, объема внимания. |
Четверг |
«Пилоты» |
Развитие воображения |
Пятница |
«Больница» |
Развитие сосредоточенности, объема внимания. |