Файл: Организация системы адаптации новых сотрудников (На примере ПАО Пигмент).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие, сущность и цели адаптации персонала
1.2 Построение процесса адаптации персонала
1.3 Управление процессом адаптации персонала
2.2 Основные направления по адаптации персонала ПАО «Пигмент»
2.3. Проблемы, возникающие в процессе адаптации персонала на химическом предприятии
Глава 3. Совершенствование организации процесса адаптации персонала
3.1. Рекомендации по совершенствованию процесса адаптации персонала в ПАО «Пигмент»
3.2 .Анализ эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации
По отношениям субъект-объект различают активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. По воздействию на работника адаптация бывает прогрессивная, воздействующая на работника благоприятно, и регрессивная – пассивная адаптация к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной) [5].
Еремин Б.Л. и Базаров Т.Ю. выделяют еще адаптацию работника в новой должности и адаптацию работника к понижению в должности. Трудовая адаптация обладает сложной структурой и представляет собой совокупность профессиональной, психофизиологической, социально- психологической, организационно-административной, экономической и гигиенической адаптаций.
Для организации потребность в адаптации связана со снижением как прямых, так и косвенных издержек, которые связаны с наймом нового сотрудника. К таким затратам относятся не только затраты на поиск и устройство нового сотрудника, но и затраты на его обучение, на временное замещение уволившегося и затраты на исправление ошибок новичка. Данные расходы могут составлять более 50% годовой оплаты труда сотрудника.
Рассматривая смысл адаптации с точки зрения работодателя можно выделить такие аспекты как:
- желание получить лояльного, управляемого сотрудника;
- быстрое и эффективное приспособление работника к организации и выполняемой работе.
В случае сотрудника адаптация является процессом оказывающим влияние на:
- снижение степени озабоченности и неопределенности у новичков;
- заинтересованность и удовлетворенности работой;
- выстраивание схем взаимодействия с будущими коллегами.
- Получение знаний о специфике работы.
В самом общем виде адаптация — «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды» [3].
Именно адаптация является средством решения такой проблемы, как образование у нового работника требуемого уровня производительности и качества в минимальные сроки. Прежде чем новый работник сможет работать эффективно в соответствии с новыми требованиями, ему необходимо адаптироваться какое то время на новом месте или в новой для него организации.
Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» [8. C.50]
Определяющей целью трудовой адаптации является привести в соответствие личные навыки, умения, намерения и ценности работника с целями, ценностями и традициями организации.
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:
- уменьшение стартовых издержек, как человека, так и организации, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, ему не хватает знаний специфики организации в результате чего, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат. Кроме того имеет место большое количество ошибок, допускаемое новичком в первые недели работы, что значительно сказывается на качестве и производительности труда;
- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [31.c. 54].
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции [20. c.74].
Адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ, либо семейных обязанностей).
В отечественных организациях наблюдается не проработанность механизма управления процессом адаптации, который предусматривает решение трех важнейших проблем:
- структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
- организации технологии процесса адаптации;
- организации информационного обеспечения процесса адаптации. Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям.
1. Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям организации, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3. Развитие наставничества, которое в последние годы в отечественных организациях незаслуженно забыто [11.c.98].
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии этого процесса является организация:
- семинаров, курсов по различным вопросам адаптации проведения индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность; специальных курсов подготовки наставников;
- использования метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
- выполнения разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
- подготовки замены при ротации кадров; проведения в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Таким образом, в условиях функционирования рынка труда возрастает роль адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.
Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.
Таким образом, в случае правильно выстроенной системы адаптации организация получает значительные выгоды:
- выявление недостатков в системе подбора персонала;
- возможность планирования карьерного роста нового сотрудника;
- создание механизма оценки профессиональных компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;
- повышение лояльности сотрудника к работодателю;
- развитие управленческий компетенций линейных руководителей и наставников.
1.2 Построение процесса адаптации персонала
Адаптация персонала осуществляется при помощи следующих методов:
1. Испытательный срок является основным периодом адаптации нового сотрудника организации. Испытательный срок устанавливается только для вновь принятых сотрудников и не может устанавливать при переводе работающего сотрудника на другую должность. Условие о периоде испытательного срока прописывается в трудовом договоре и приказе о приеме на работу сотрудника. Важными моментами является то, что испытательный срок не может длиться более 3-х месяцев, а более низкая оплата труда в период испытательного срока признается несоответствующей законодательству.
2. В случае если организация уже столь велика, чтобы полагаться только на личные контакты нельзя, один из способов обеспечить наилучшее начало работы новому работнику состоит в разработке и реализации программы введения в должность. Программа введения в должность может быть индивидуальной и групповой.
Индивидуальное введение в должность начинается сразу же после принятия предложения о работе в форме предварительного рассказа об организации, брошюр и т.п. Можно подготовить специальную Памятку работника, содержащую сведения об организации, структуре, социальной политике и пр.
Руководитель представляет нового работника трудовому коллективу, знакомит с подразделением, излагает требования, оповещает о трудностях и распространенных ошибках, которые могут встретиться в работе; подробно рассказывает о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться или попросить совета.
В течение первой недели руководителю ежедневно видится с работником, узнает об успехах и помогает устранять возникшие проблемы. Это позволит составить представление о недостатках и достоинствах работника, взаимоотношениях в коллективе и т.п. Адаптация молодых специалистов.
- прохождение производственной практики в подразделениях предприятия;
- прием на работу молодого специалиста в отдел персонала;
- социальная адаптация молодого специалиста;
- профессиональная адаптация на рабочем месте;
- анализ профессиональной адаптации и включение в резерв.
Наставничество является процессом, в котором специалист ответственен за должностное продвижение и развитие работника вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного. Наставничество касается таких вопросов как введение в должность и вхождение работника в коллектив и организацию в целом.
Основные задачи наставника:
- помощь работнику в освоении и выполнении возложенных на него профессиональных обязанностей;
- оказание помощи при адаптации в освоении корпоративной культуры, закрепленной на предприятии.
Характерные черты наставника включают в себя:
- сильную мотивацию при оказании помощи другим в их развитии;
- значительный и признанный опыт в навыках;
- способность определять слабые и сильные стороны наставляемого и формулировать действия по их исправлению или развитию;
- личные навыки в построении взаимоотношений.
3.Консультирование
Консультирование означает слушание отдельного работника и предоставление ему возможности найти способы решения проблемы или уменьшение беспокойства в значимых для него областях. Среди навыков, требующихся для успешного консультирования на рабочем месте, выделяют:
- принять неэмоциональную и независимую точку зрения –деликатная постановка вопросов, отсутствие критики;
- навыки, которые приводят пониманию, например слушание, анализ ситуации и т.д.;
- навыки, которые помогают обдумывать способы достижения желаемых результатов, например, умение подсказывать, умение вести дискуссии, тактичность и т.д.;
- умение сообщать плохие новости.
4.Тренинг – это набор средств, с помощью которых мысли, знания, процедуры преобразуются в практические действия. Тренинг имеет дополнительные значения:
- планомерный подход, он предусматривает отработку определенных навыков в сочетании с усилением мотивации работника относительно совершенствования работы;
- процесс, в ходе которого один тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы;
- ежедневное обучение и руководство, которое преследует цель повысить эффективность исполнительской деятельности.
- «Справочник новичка»