Файл: Организация системы адаптации новых сотрудников (На примере ПАО Пигмент).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие, сущность и цели адаптации персонала
1.2 Построение процесса адаптации персонала
1.3 Управление процессом адаптации персонала
2.2 Основные направления по адаптации персонала ПАО «Пигмент»
2.3. Проблемы, возникающие в процессе адаптации персонала на химическом предприятии
Глава 3. Совершенствование организации процесса адаптации персонала
3.1. Рекомендации по совершенствованию процесса адаптации персонала в ПАО «Пигмент»
3.2 .Анализ эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации
введение в коллектив. "Пигмент".
Введение в должность осуществляется в 4 этапа (1 этап – 1 смена).
Первый этап (первая смена) – подготовка. Цель – знакомство с деятельностью предприятия.
Предоставление информации о компании, знакомство с условиями труда и распорядком:
- история предприятия;
- продукция;
- структура управления;
- условия труда (график, отпуск и проч.);
- корпоративная культура;
- правила оформления базовой документации.
Ответственное лицо: начальник смены.
Знакомство с отделением и рабочим местом:
- представление сотрудникам;
- знакомство с распорядком дня;
- знакомство с должностной инструкцией;
- знакомство с производственными функциями;
- знакомство с документацией, регламентирующей производственный процесс.
Ответственное лицо: начальник отдела по развитию персонала
Знакомство с процедурой взаимодействия подразделений учреждения:
- список отделов, с которыми предполагается взаимодействие;
- технология взаимодействия;
- сложности процесса производства;
- способы решения проблем.
Ответственное лицо: начальник отдела.
Второй этап (вторая смена) – начальный период. Цель – освоение работником своих обязанностей.
В конце смены начальник оценивает умения и навыки работника, дает рекомендации.
Третий этап (третья смена) – приспособление. Цель – вовлечение сотрудника в производственный процесс, адаптация к требованиям предприятия. Начальник по завершении смены дает оценку результатам работы, делая акцент на социально-психологическом аспекте (налаживание взаимоотношений с коллегами, восприятие информации и т. д.).
Четвертый этап (четвертая смена) – окончание периода ввода в должность. Цель – стабильный труд работника. Сотрудник действует в рамках компетенции на смену. В конце подводятся общие итоги, даются рекомендации и разъяснения.
Список источников и литературы
- Авдеева М. А. Анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала [Текст] / М. А. Авдеева, Е. В. Слепцова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2016. Вып. № 46.
- Адаптация персонала // Образцы и шаблоны документов [Электронный ресурс]. URL: http://working-papers.ru/adaptatsija-personala (дата обращения 4.05.2018).
- Адаптация персонала // Энциклопедия экономиста www.Grandars.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/adaptaciya-personala.html (дата обращения 4.05.2018).
- Адаптация персонала в организации // Involveman привлечение менеджмента. [Электронный ресурс]. URL: http://www.involveman.ru/kar-122.html (дата обращения 4.05.2018).
- Адаптация. Управление трудовой адаптацией персонала // Управление персоналом. [Электронный ресурс]. URL: http://tihenkolv.ru/category/adaptaciya (дата обращения 4.05.2018).
- Анкета адаптации сотрудника // HR-Portal. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/tool/anketa-adaptacii-sotrudnika (дата обращения 10.05.2018).
- Аспекты адаптации персонала. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/tool/anketa-adaptacii-sotrudnika (дата обращения 10.05.2018).
- Володина Н. Оценка эффективности HR-службы. [Электронный ресурс]. URL: http://hrm.ru/ocenka-ehffektivnosti-hrsluzhby (дата обращения 18.05.2018).
- Володина Н. Адаптация персонала. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrm.ru/kljuchevye-pokazateli-ehffektivnosti-adaptacii (дата обращения 18.05.2018).
- Игнатова Т. В. Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе [Текст]. Монография / Т. В. Игнатова, А. В. Земцова, С. С. Змияк. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2016. – 212 с.
- Кадышева Е. SWOT-анализ, что это? Методика проведения SWOT-анализа [Электронный ресурс]. URL: http://www.businesstung.ru/pm/80-swot-analiz-chto-eto-metodika-provedeniya-swot-analiza.html (дата обращения 4.05.2018).
- Как добиться успеха в бизнесе // Деловой мир. [Электронный ре-сурс]. URL: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=9268 (дата обращения 10.05.2018).
- Категории сотрудников. [Электронный ресурс]. URL: http://adaptation360.ru/adaptatsiya-pesonala/12-adaptatsiya-personala/35-kategorii-sotrudnikov (дата обращения 4.05.2018).
- Кибанов А. Я. Управление персоналом организации [Текст]: учебник. 4-е изд. доп. и перераб. / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Л. В. Ива-новская. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 695 с.
- Кульков С. В. Модернизация системы управления персоналом организации: оценка эффективности, инструменты совершенствования [Текст]: Автореф. дис. ... канд. эконом.наук. – Ростов-на-Дону., 2011. – 31 с.
- Максимова Л. В. Упрaвлeниe пeрcонaлом: оcновы тeории и дeловой прaктикум [Текст]: учeбноe поcобиe / Л. В. Мaкcимовa. - M.: ИНФРA-M, 2012. – 256 c.
- Мероприятия и инструменты адаптации // Involveman привлече-ние менеджмента. [Электронный ресурс]. URL: http://www.involveman.ru/kars-125-1.html (дата обращения 4.04.2018).
- Методики по адаптации персонала // HR-Portal. [Электронный ре-сурс]. URL: http://hr-portal.ru/adaptation_tools (дата обращения 10.05.2019).
- Понятие и экономическая сущность персонала организации // Crossfinances – Финансовая аналитика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.crossfinances.ru/crofins-239-2.html (дата обращения 4.04.2018).
- Рутицкая В. Процесс адаптации персонала // HR-Portal. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/process-adaptacii-sotrudnika (дата обращения 4.05.2018).
- Слепцова Е. В. Карьерная логистика в новой воспроизводственной системе [Текст] / Е. В. Слепцова, И. А. Денисова // Проблемы воспроизводства общественного капитала в контексте глобального неравенства: материалы IX Международной заочной научно-практической конференции (Краснодар, 15 июля 2015 г.) Краснодар, Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ) 2015 – с. 161-167.
- Слепцова Е. В. Роль адаптации работников в системе развития персонала [Текст] // Экономика устойчивого развития: региональный научный журнал. – Краснодар, 2015. – № 4 (20). – С. 192-197.
- Снижение текучести кадров за счет внедрения системы адаптации и обучения производственного персонала // Журнал «Кадровик». [Электронный ресурс]. URL:http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name;= News&file=article&sid=12666 (дата обращения 10.05.2018).
- Справочник KPI. Показатели отбора и адаптации // Справочник по управлению персоналом. – 2010. – № 6. Журнал: Справочник по управлению персоналом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-personal.ru/journal/42/ (дата обращения 4.04.2018).
- 27. Тюлькина Ю. С. Многоуровневая адаптация персонала: механизм и методика формирования [Текст]: Автореф. дис. ... канд. эконом.наук. Воронеж, 2016. – 24 с.
- Султанов, И. Развитие кадрового потенциала – залог прогресса производства // Человек и труд. – 2016. - № 6. – С. 27–29
- Сурков, С.А., Трофимова, Е.Г. Проблемы успешности воздействия на людей при управлении персоналом организации / С.А.Сурков, Е.Г. Трофимова // Управление персоналом. – 2015. –№17. – С.22–27.
- 29. Сущность, виды и цели профориентации и адаптации персонала[Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-personal.ru/journal/42/ (дата обращения 4.04.2018).
- Технологии адаптации персонала[Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-personal.ru/journal/42/ (дата обращения 4.04.2018).
- Ужакина, Ю., Новые технологии и тенденции в обучении // Ю. Ужакина / Справочник по управлению персоналом/ – 2016. – №12. – С. 104 – 106.
- Чуракова Н. И. Социальная и экономическая эффективность управления персоналом в организации [Текст]: пособие для студентов и слушателей по образовательным программам в области управления персоналом и практических специалистов кадровых служб / Н. И. Чуракова, М. Г. Синякова. – науч. ред. М. Г. Синякова; Урал.гос. пед. ун.-т. – Екатеринбург, 2014. – 151 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Положение об адаптации персонала
Наименование УТВЕРЖДАЮ
организации
руководитель организации
ПОЛОЖЕНИЕ _____________И.О. Фамилия
_________ № ____ (личная подпись)
Место составления ___ ___________ 200__ г.
Об адаптации персонала
I. Общие положения
1.1 «Программа адаптации, план введения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех структурных подразделениях организации.
1.2. Процедура адаптации и вхождения в должность направлена на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирования позитивного образа организации, уменьшения дискомфорта первых дней работы, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока.
1.3 Данную программу должны знать и использовать в своей работе:
Руководитель организации;
Руководители структурных подразделений;
Работники организации, назначаемые наставниками вновь принятых сотрудников;
Работники отдела персонала.
ІІ. Программа работы с сотрудником на период испытательного срока
2.1. Критерий прохождения испытательного срока будет определяться по 2 показателям:
- критерий эффективной работы - выполнение плана работы на период испытательного срока
- критерий эффективной адаптации - положительное заключение менеджера по персоналу
- результат социометрии
2.2. Критерий эффективности работы определяется выполнением плана работы на испытательный срок, который составляет и контролирует его выполнение непосредственный руководитель. (Форма 1).
Составляется календарь встреч с непосредственным руководителем по принципу: первая неделя – каждый день после рабочего дня, вторая неделя – 1 раз в два дня и т.д.
Цель встреч - координирование работы сотрудника, определение сильных и слабых сторон в работе, фокусирование сотрудника на результат («мышление в рамках результата»).
2.3. Критерий эффективной адаптации определяется планом работы с менеджером по персоналу. Составляется календарь встреч с менеджером по персоналу по принципу: первая неделя – каждый день после встречи с непосредственным руководителем, вторая неделя – на следующий день после встречи с непосредственным руководителем и т.д.
Цель встреч - помочь человеку быстрее и легче адаптироваться в компании. А также определить сильные стороны человека и стороны, которые необходимо развивать для успешной работы, определить его мотивацию, потенциал.
2.4. Социометрия – сотрудники, с которыми «новичок» работал и общался в период ИС анонимно оценивают его по предложенной схеме (Форма 2).
Цель социометрии - понять насколько «новенький» легко создает отношения, адаптируется и справляется с возникающими трудностями.
После прохождения испытательного срока непосредственный руководитель заполняет лист Оценки работника после прохождения ИС (Форма 3).
Менеджер по персоналу проводит социометрию и предоставляет свое заключение вместе с результатом социометрии.
В последний день ИС проводится собрание: непосредственный руководитель и менеджер по персоналу. На собрании решается вопрос о дальнейшем сотрудничестве с сотрудником и определяется его план дальнейшего развития, разрабатываются критерии оценки его работы.
ІІІ. План введения в должность
3.1. Собеседование с менеджером по персоналу
3.1.1. Вручение буклета, краткий комментарий к его содержанию: история компании: когда образована, учредители, основные акционеры, цели и перспективы развития компании
3.1.2. Положение компании в настоящее время: направления деятельности, с какими организациями взаимодействует, штат
2.1.1. Вручение фирменного сувенира организации (указание наименования)
3.1.3. Ознакомление со схемой структуры организации
3.1.4. Знакомство с порядками и традициями организации:
- продолжительность рабочего дня
- внешний вид
- перерыв на обед
- организация питания
- регламентированные перерывы на чай/кофе и отдых
- пользование телефоном в личных целях
- политика компании в отношении сверхурочных работ
- дни и порядок выплаты зарплаты
3.1.6. Знакомство с корпоративным сайтом организации: телефоны сотрудников, дни рождения.
3.2. Представление сотрудника. Знакомство сотрудника с руководителем структурного подразделения, в которое выходит на работу новый сотрудник, уточнение роли значения отдела в структуре и деятельности компании.
3.3. Представление непосредственному руководителю.
3.3.1. Знакомство сотрудника с руководителем отдела.
3.3.2. Круг задач, которые должен будет решать сотрудник.
3.3.3. Должностные обязанности (по инструкции).
3.3.4. Функции других сотрудников в отделе.
3.3.5. Порядок взаимодействия с руководителем (приемные часы, круг вопросов).
3.3.6. Принятые в отделе методы планирования, отчетности и контроля.
3.3.7. Представление наставника из числа опытных сотрудников отдела.
3.3.8. Порядок взаимодействия с другими отделами.
3.4. Знакомство с коллегами и рабочим местом
3.4.1. Взаимное представление сотрудников.
3.4.2. Уточнение расположения рабочего места и его технической оснащенности и комплектации.
3.5. Знакомство с сотрудниками других отделов, с которыми новый сотрудник будет взаимодействовать по роду своих обязанностей.
3.6. Оформление в отделе кадров. Оформление документов в отделе кадров в соответствии с Положением о приеме на работу в организацию, в обязательном порядке новый сотрудник подписывает документ о Неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
3.7. При успешном прохождении испытательного срока, непосредственный руководитель устно информирует сотрудника о продолжении трудовых отношений. Отдел персонала инициирует заполнение сотрудником Личного плана профессионального и служебного развития (Форма 4). План служит основой для определения профессиональных и служебных интересов сотрудника, возможных путей мотивации, а также оценки достижений и потенциала специалиста во время аттестации. Индивидуальный план прохождения испытательного срока с оценками, комментариями и решением Генерального директора, а также личный план профессионального и служебного развития передаются в отдел персонала для дальнейшей работы. Копии приобщается к личному делу сотрудника.
3.8. В случае, если в ходе прохождения испытательного срока выявляется несоответствие сотрудника должности, непосредственный руководитель оформляет служебную записку на имя Руководителя направления о несоответствии сотрудника. Служебная записка согласовывается с начальником отдела персонала и визируется руководителем организации. О неудовлетворительном итоге прохождения испытательного срока работнику сообщается до даты истечения испытательного срока в письменной форме под роспись. После этого происходит процедура увольнения сотрудника.
Должность составителя _______________ И.О. Фамилия
(личная подпись)
Наименование
должности лица,
с которым согласуется документ
______________ И.О. Фамилия
(личная подпись)
___ ______________ 200 __ г.
С положением ознакомлен:
Должность ________________ И.О.Фамилия
(личная подпись)
___ __________ 200 __ г.
В дело № ___
______________ ___ ____________ 200 __ г.
(личная подпись)
Приложение 2.
Форма план работы сотрудника на испытательный срок
План работы на испытательный срок
_____________________________________________
ФИО сотрудника, должность, структурное подразделение
Утверждаю:
______________________
(должность)
______________________
(Ф.И.О.)
«___» _____________ 2004г.
Испытательный срок _______ месяц
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственное лицо |
Оценка выполненного задания |
Подпись |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
Разработал план работы:
_______________________ ___________________
(подпись)
Ознакомлен:
_______________________ ___________________
(подпись)
Приложение 3.
Форма социометрии
Важно узнать Ваше мнение относительно качеств и навыков, которые проявил
ФИО _________________ в период испытательного срока.
Показатель |
|||||||
плохо |
удовл. |
хорошо |
очень хорошо |
||||
Результативность работы |
|||||||
Комментарий: |
|||||||
Знания и навыки по профилю должности |
|||||||
Комментарий: |
|||||||
Отношение к работе, работоспособность |
|||||||
Комментарий: |
|||||||
Инициативность, творческие способности |
|||||||
Комментарий: |
|||||||
Дисциплинированность, управляемость |
|||||||
Комментарий: |
|||||||
Отношения с внешними партнерами |
|||||||
Комментарий: |
|||||||
Отношения в коллективе |
|||||||
Комментарий: |
|||||||
Лояльность к компании |
|||||||
Комментарий: |
|||||||