Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Мебельград Плюс»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. О теоретических основах управления конкурентоспособностью современного предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Содержание управления конкурентоспособностью фирмы
1.3 Методы и критерии диагностики уровня конкурентоспособности предприятия
Глава 2. О конкурентном анализе деятельности ООО «Мебельград Плюс»
2.1 Краткая характеристика компании и анализ основных экономических показателей
2.2 Стратегический анализ деятельности компании
2.3 Конкурентный анализ компании
Глава 3. О разработке мероприятий по увеличению конкурентоспособности компании
3.1 Характеристика основных рекомендаций
- производство корпусной мебели;
- продажа мебели оптом для офисов, организаций и учебных учреждений;
- продажа мебели в розничной сети собственных магазинов.
Собственное производство расположено в Калининграде и оборудовано высокоточными станками HОMAG и BRANDT произведёнными в Германии. Продукция ООО «Мебельград Плюс» изготавливается из сертифицированных материалов и комплектующих ведущих европейских производителей, с которыми компания ООО «Мебельград Плюс» работает напрямую. Основной специализацией ООО «Мебельград Плюс» является мебель для офисов и организаций. Этим направлением продолжает заниматься одно из современных подразделений ООО «Мебельград Плюс» — Отдел по работе с организациями. Все сотрудники отдела продаж постоянно учатся и имеют огромный опыт работы, что позволяет предоставить покупателям максимально возможный уровень обслуживания.
ООО «Мебельград Плюс» имеет множество постоянных клиентов, а именно более 1500 организаций и учреждений Калининграда и Калининградской области. ООО «Мебельград Плюс» производит мебель для детских садов и школ, высших и средних учебных заведений, магазинов и офисов, гостиниц и социальных учреждений, гарантируя качество и сроки выполнения заказа. Организационная структура ООО «Мебельград Плюс» представлена на рисунке 2.
Отдел по работе с организациями
Розничные магазины
Директор ООО «Мебельград Плюс»
Начальник производства
Начальник коммерческого отдела
Зав.
складом
Столярный цех
Малярный цех
Склад
Швейный цех
Цех обивщиков
Цех упаковки
Цех сборки каркасов мебели
Цех плетеной мебели
Коммерческий отдел
Бухгалтерия
Гл. Бухгалтер
Логистический отдел
Рис. 2. Организационная структура ООО «Мебельград Плюс»
Схема показывает слаженную взаимосвязь всех подразделений. Управление ООО «Мебельград Плюс» в соответствии с организационной структурой осуществляется директором. Директор осуществляет управление и контроль всей деятельности предприятия. Руководители отделов подчинены директору и в их обязанности входит решение задач, которые связаны с работой подотчетных отделов. Обратная связь директора и руководителей отделов происходит на еженедельных совещаниях, на которых решаются проблемы, которые возникают на предприятии. Основные показатели, характеризующие эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рассчитанные на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, представленной в приложении 1, представлены в табл. 2. На основании представленных данных можно сделать следующие выводы:
Таблица 2
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Мебельград Плюс», тыс. руб.
Показатели |
2016 (тыс.руб) |
2017 (тыс.руб) |
2018 (тыс.руб) |
Абсолютное изменение (+,-) |
Относительное изменение (%) |
Выручка, тыс. руб. |
83 444 |
76 299 |
80 143 |
-3 301 |
96% |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
78 671 |
58 550 |
62 767 |
-15 904 |
79,8% |
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. |
4 773 |
17 749 |
17 376 |
12 603 |
364,1% |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
4 773 |
17 749 |
17 376 |
12 603 |
364,1% |
Прочие доходы, тыс. руб. |
2 812 |
1 384 |
2 150 |
-662 |
76,5% |
Прочие расходы, тыс. руб. |
2 353 |
1 942 |
1 640 |
-713 |
69,7% |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
5 232 |
17 028 |
17 886 |
12 654 |
341,9% |
Текущий налог на прибыль, тыс. руб. |
1 185 |
735 |
772 |
-413 |
65,2% |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
4 047 |
16 293 |
17 114 |
13 067 |
422,9% |
В период с 2016г. по 2018г. выручка от продаж снизилась на 4% в 2018 году по сравнению с 2016 годом. Это связано с тем, что упал спрос на продукцию. В 2016 году показатель чистой прибыль (убытка) имел самое низкое значение 4 047 тыс. руб, а в 2018 году этот же показатель имеет наибольшее значение 17 114 тыс. руб. Таким образом, проведенный анализ экономических показателей ООО «Мебельград Плюс» показал, что наблюдается рост производственной деятельности, увеличение экономической эффективности деятельности предприятия. На данный момент компания обладает устойчивым положением на рынке. Компания ООО «Мебельград Плюс» ведет постоянный поиск новых рынков и потребителей, а также новых видов продукции, которые способны обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли.
2.2 Стратегический анализ деятельности компании
Для осуществления грамотного стратегического анализа деятельности ООО «Мебельград Плюс» необходимо иметь четкое представление о том, какова внешняя среда его функционирования, на какого потребителя и на удовлетворение, каких потребностей может быть ориентирован бизнес.
Рынок. В первую очередь необходимо изучить специфику макросредового влияния на деятельность ООО «Мебельград Плюс». С этой целью был проведен PЕST-анализ, который помогает определить ситуацию ООО «Мебельград Плюс» на рынке и дальнейшие перспективные возможности его освоения (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика PЕST - факторов внешней среды ООО «Мебельград Плюс»
Социальные факторы |
Технологические факторы |
- повышение уровня культуры и избирательности покупательской аудитории; - мода и новые стили дизайна мебели; - развитие массовых коммуникаций как активного канала воздействия на потребности покупателей |
- развитие новых технологий в сфере производства мебели и элементов интерьера; - доступность технологических инноваций, что приводит к развитию региональных товаропроизводств; - развитие инновационных маркетинговых коммуникаций, таких как интернет, интерактивные носители и т. д.. |
Экономические факторы |
Политические факторы |
- экономическая ситуация в России и за рубежом повлияла на развитие отечественного товаропроизводства; - специфика налоговой системы; - усложнение условий получения кредита и повышение процентных ставок для малого бизнеса; - снижение уровня доходов населения в крупных городах РФ. |
- наличие четкой законодательной базы для сферы торговли и обеспечения коммерческой деятельности индивидуальных предпринимателей; - наличие национальных и краевых проектов, направленных на поддержание малого бизнеса, но сложности в их реализации; - принятие региональной программы по развитию промышленных городов Пермского края, что развивает региональный рынок |
Далее была проведена оценка влияния PЕST-факторов на осуществление коммерческой и стратегической деятельности ООО «Мебельград Плюс» по продвижению товаров. Оценки были выставлены независимыми экспертами (7 человек). Применялась 5-ти балльная шкала. Средний суммарный балл по оценке значимости анализируемых факторов макросреды торгово - производственного предприятия представлен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ PЕST-факторов внешней среды ООО «Мебельград Плюс»
Факторы внешней среды |
Относительная значимость влияния фактора |
Влияние на стратегию предприятия |
||
По времени |
По типу |
В динамике |
||
Политические |
||||
смена политических партий |
3 |
2 |
3 |
негативно |
изменение в международных отношениях |
3 |
2 |
3 |
негативно |
Экономические |
||||
мировой финансовый кризис |
4 |
3 |
3 |
негативно |
рост инфляции в России |
4 |
3 |
4 |
негативно |
скачки курсов валют |
4 |
2 |
4 |
негативно |
рост налогов и пошлин |
4 |
4 |
3 |
негативно |
снижение налогов и пошлин |
3 |
3 |
3 |
позитивно |
рост безработицы |
4 |
4 |
4 |
позитивно |
снижение безработицы |
4 |
4 |
4 |
позитивно |
снижение процентных ставок |
4 |
3 |
4 |
позитивно |
повышения стоимости металлов, энергоресурсов |
4 |
3 |
3 |
негативно |
Социальные |
||||
снижение уровня жизни населения |
4 |
4 |
4 |
негативно |
улучшение уровня жизни |
4 |
4 |
4 |
позитивно |
увеличение моды на иностранные автомобили |
5 |
4 |
4 |
негативно |
Технологические |
||||
совершенствование технологии производства |
4 |
4 |
4 |
позитивно |
новые технологии изготовления аналогичной продукции |
4 |
4 |
3 |
позитивно |
изменение рекламных технолог. |
3 |
3 |
3 |
позитивно |
совершенствование системы менеджмента качества |
4 |
4 |
3 |
позитивно |
Правовые |
||||
изменения в налоговом законодательстве |
3 |
2 |
2 |
позитивно |
изменения в правилах получения разрешительных документов |
3 |
3 |
3 |
позитивно |
Экологические |
||||
изменение климатических условий |
3 |
3 |
2 |
негативно |
сокращение ресурсной базы сырья для производства |
3 |
3 |
3 |
негативно |
Как видно из таблицы 4, в мебельном бизнесе сильное воздействие на развитие и успешность функционирования предприятия на современном этапе наибольшее влияние оказывают такие факторы как экономические и социальные. Здесь наблюдается некоторое противоречие:
- с одной стороны, фиксируется уровень реальной заработной платы населения и, как следствие, уровень его покупательской активности;
- с другой стороны, развитие массовой культуры, моды и средств массовой коммуникации всё более формирует у потребителей такую систему потребностей и мотивации, как потребность в социализации и значимости собственного социального имиджа, и потребности в новизне, красоте и уюте, что так активно продвигается в рамках идеологии потребительского общества. Такие факторы макросреды компании как технологические и политические являются значимыми, но дополнительными для анализируемой отрасли населения. Прирост экспорта мебели из России за 2018 год превысил 12,8% к уровню поставок за 2017 год. Прирост получен исключительно за счет отгрузки продукции в страны СНГ, где он составил 46%. В то же время, в страны дальнего зарубежья поставки мебельной продукции, наоборот, снизились на 6,1%.
Ни благоприятная валютная конъюнктура, ни пошлины, ни запасы собственного леса, ни пока еще что дешевые энергоресурсы не могут предотвратить постепенного уменьшения доли российских мебельщиков на внутреннем рынке. За кризисный период рынок в целом сократился на 27%, но импорт при этом уменьшился только на 18%, включая импорт из стран дальнего зарубежья, снизившийся на 13%. Таким образом, сжатие рынка в меньшей степени затронуло импортную продукцию, и в большей - российскую. Судя по всему, импортеры продолжают рассматривать российский рынок мебели как перспективный и расширяют освоенные ранее сегменты рынка, работают гибко и успешно. В то же время российские производители мебели практически не пытаются потеснить на рынке импортную мебель.
Вместо этого все внимание они упорно сосредотачивают на конкурентной борьбе друг с другом. Очевидно, вместе с фактическим отказом от выхода на внешние рынки, это тупиковый путь для мебельной промышленности. Большинство российских мебельных предприятий на сегодня являются либо новыми, либо коренным образом модернизированными старыми, они располагают современным оборудованием и достаточно квалифицированными кадрами. Доступ к передовым технологиям, материалам и дизайнерским разработкам также есть. Таким образом, все необходимые условия для дальнейшего полноценного развития мебельной промышленности имеются, а самого развития нет. Тенденции современного рынка производства мебели таковы: