Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Мебельград Плюс»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. О теоретических основах управления конкурентоспособностью современного предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Содержание управления конкурентоспособностью фирмы
1.3 Методы и критерии диагностики уровня конкурентоспособности предприятия
Глава 2. О конкурентном анализе деятельности ООО «Мебельград Плюс»
2.1 Краткая характеристика компании и анализ основных экономических показателей
2.2 Стратегический анализ деятельности компании
2.3 Конкурентный анализ компании
Глава 3. О разработке мероприятий по увеличению конкурентоспособности компании
3.1 Характеристика основных рекомендаций
Введение
В современных условиях постоянно развивающихся рынков и возрастающей степени их насыщения обостряется проблема конкуренции. Неспособность предприятий использовать передовые технологические разработки в итоге приводит к их устранению другими конкурирующими субъектами, которые применяют наиболее эффективные методы производства, разработки и реализации продукции и услуг.
Ожесточенная конкуренция выдвигает соответствующий ей критерий в оценке успешности – конкурентоспособность, то есть возможность сохранять высокую экономическую эффективность деятельности в условиях конкурентной борьбы. В связи с тем, что данный показатель наиболее полно определяет эффективность функционирования хозяйствующего субъекта, задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро. Конкурентоспособность – комплексный показатель, который формируется под влиянием множества факторов, оказывающих влияние на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на данный показатель, все же основным и определяющим из них остается способность производить предприятием конкурентоспособную продукцию и услуги, а также создавать условия для их продвижения на рынок. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро [13, c. 187]. Практика показывает, что решение задачи повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в условиях современной экономической конъюнктуры это стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев [18, c. 198].
Актуальность выбранной темы, посвящённой вопросам конкурентоспособности, обосновывается потребностью своевременного и успешного использования инструментов диагностики компании в целях повышения конкурентоспособности, а также управления ими в современных компаниях. Конкурентоспособность предприятия в масштабе страны означает эффективную интеграцию в мировое хозяйство, функционирование на должном уровне всех его структур для обеспечения высокого качества жизни граждан. Повышение уровня конкурентоспособности предприятия – залог повышения уровня конкурентоспособности страны [21, c. 121]. В условиях крайней экономической нестабильности на рынке, обусловленной как внешними, так и внутренними геополитическими факторами, как для крупных, так и для малых предприятий остро встает проблема сохранения своей ниши на рынке. Диагностика факторов конкурентоспособности весьма актуальна на сегодняшний день как для развития страны, так и для отдельного предпринимателя.
Цель курсовой работы – провести диагностику предприятия и разработать пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Мебельград Плюс».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- дать теоретическое обоснование конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть систему управления конкурентоспособностью на современном предприятии;
- изучить методики диагностики конкурентоспособности предприятия;
- представить краткую характеристику ООО «Мебельград Плюс»;
- провести диагностику конкурентной среды организации и выявить проблемы;
- разработать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ООО «Мебельград Плюс».
Объект курсовой работы – управленческая деятельность компании ООО «Мебельград Плюс», направленная на повышение уровня конкурентоспособности.
Предмет исследования – диагностика управления конкурентоспособностью исследуемого предприятия.
Информационной и методологической основой исследования послужили прикладные и фундаментальные разработки зарубежных и отечественных ученых в области теории управления, теории организации, менеджмента, маркетинга, стратегического менеджмента, корпоративного управления. Также использовались статьи из научных сборников и периодической печати по исследуемой проблематике.
Практическая значимость курсовой работы определяется прикладным характером исследования, направленным на обобщение данных диагностики конкурентоспособности ООО «Мебельград Плюс» и разработку предложений по повышению ее уровня. Результаты курсовой работы могут быть использованы на практике в целях повышения уровня конкурентоспособности ООО «Мебельград Плюс».
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, поставлены основные цели и задачи курсовой работы.
В первой главе изучены теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия, рассмотрены методы диагностики конкурентоспособности и определена их роль.
Во второй главе проведена диагностика эффективности управления конкурентоспособностью компании ООО «Мебельград Плюс».
В третьей главе на основании результатов, полученных в ходе диагностики, предложены рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО «Мебельград Плюс», а также рассчитана их экономическая эффективность.
В заключении подведены итоги настоящего исследования.
Глава 1. О теоретических основах управления конкурентоспособностью современного предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Понятие «конкурентоспособность» включает в себя много факторов, по этой причине не существует ее однозначного определения.
В современных словарях немало толкований понятия «конкурентоспособность». Так, например, в социоэкономическом словаре данный термин расшифровывается следующим образом: конкурентоспособность — это способность субъекта превзойти своего соперника в определенных условиях. Помимо этого, многие авторы акцентируют свое внимание на экономическом смысле данного понятия.
Если обратиться к истории, то основателями понятия являются французские ученые в области экономики и финансов, а также авторы актуального и по сей день финансового словаря, Бернар И. и Колли Ж.-К. С их точки зрения конкурентоспособность — это определенная система взаимоотношений, в которой справедливо сопоставляются все субъекты хозяйственной деятельности. Иными словами, происходит анализ спроса и предложения на продукцию каждого из конкурентов, из чего и состоит сам уровень конкурентоспособности. Многие ученые-экономисты неоднократно обращались в своих трудах к теме конкурентоспособности. Различие взглядов каждого из авторов таких трудов обусловлено разницей в целях и задачах касаемо объекта исследования, а также иная постановка предмета [51, c. 32].
Такая ситуация объясняется тем, что конкуренция и конкурентоспособность - настолько сложные явления, что различия в подходах различных авторов проявляются уже на уровне понятийного аппарата: оперируя понятиями «конкуренция» и «конкурентоспособность» различные исследователи вкладывают в эти категории совершенно различное содержание.
По мнению Шарафутдиновой Н.С «…конкурентоспособность компаний — это соревнование среди всевозможных финансовых, рыночных субъектов в промышленной деятельности. Это взаимодействие и соперничество между предприятиями на рынке товаров и услуг, для того чтобы создать условия для лучшей возможности реализации своей продукции, и при этом удовлетворить всевозможные потребности покупателей» [47, c. 99].
Другие исследователи, такие как Фатхутдинов Р. А., сводит конкурентоспособность предприятия к совокупности его технико-экономических показателей. Соответственно и оценка конкурентоспособности предприятия сводится к нахождению «…средневзвешенной из многочисленных показателей деятельности хозяйствующего субъекта» [45, c. 92].
Так, по мнению Смолкина А. М. «…конкурентоспособность компании характеризует возможности и динамику ее приспособления к ситуациям рыночной конкурентной борьбы. Она может зависеть от ряда факторов, например, емкость рынка (количество ежегодных продаж), простота входа на очную арену, вид изготавливаемого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на этом рынке, а также возможность применения технических нововведений» [43, c. 127].
Конкуренция, являясь атрибутом рынка, неразрывно с ним связана и, естественно, служит обязательным условием его существования и функционирования.
С конкурентной борьбой неразрывно связана конкурентоспособность продукта, компании-товаропроизводителя, отрасли, государственной экономики.
Общего, единственно верного определения конкурентоспособности нет. Традиционно под ней понимается способность экономики государства, отрасли, предприятия опережать конкурента в достижении определенных финансовых целей.
Важный признак конкурентоспособности участника рыночных отношений – обладание конкурентными преимуществами, т. е. свойствами, отсутствующими либо менее проявленными у его конкурентов [36, c. 213].
Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной финансовой деятельности и в условиях рыночной конкуренции ее фактической прибыльной реализации. Рассмотрим несколько определений понятия «конкурентоспособность», которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные определения понятия «конкурентоспособность»
Автор |
Понятие |
Багиев Г.Л. |
Это борьба за наиболее выгодные условия в целях получения максимальной прибыли [4, c. 130]. |
Кузнецова Е.И. |
Это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Выполняет стимулирующую функцию. Происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства [34, c. 23]. |
Казакова Н. Т. |
Способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам [28, c. 213]. |
Р.А. Фатхутдинов |
Это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке [45, c. 86]. |
О.А. Красикова |
Способность приспосабливаться и адаптироваться к условиям работы в постоянно меняющихся рыночных отношениях [29, c. 99] |
Никишкин В.А. |
Свойство предприятия выпускать актуальную продукцию и выступать на рынке наравне с аналогичными компаниями и то, насколько эффективна его хозяйственная деятельность. Для ее определения в первую очередь необходимо установить критерии, по которым она будет оцениваться [41, c. 7-8] |
Ф. Котлер |
Это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, на данном рынке [33, c. 120]. |
Н. С. Шарафутдинова |
Конкурентоспособность предприятия можно определить, как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности [47, c. 119] |
Наиболее точным определением конкурентоспособность охарактеризовала Чеснокова А.Е., «…конкурентоспособность – это способность субъекта хозяйствования опережать соперников с использованием своих преимуществ для достижения поставленных целей» [46, c. 43]. В той или иной степени, данное определение отвечает характеристикам этого понятия большинства авторов. Данное понятие является одной из интегральных характеристик, которые могут быть использованы при оценивании эффективности хозяйственной деятельности представителей предпринимательского сектора. Говоря иначе, конкурентоспособность – это способность субъекта выдержать конкуренцию. В тематической экономической литературе можно встретить многообразие подходов к определению данного понятия:
- с позиции рассмотрения особенностей целей исследования и постановки задачи, что способно привести того или иного автора к акцентированию внимания на конкретном аспекте конкурентоспособности;
- в результате анализа особенностей выбора самого предмета исследования, что приводит к выбору предмета конкуренции (товара или услуги), субъектов (предприятия, организации, отрасли или национальной экономики государства в целом) и т. д.
Показатель конкурентоспособности для любой компании отображает совместные результаты эффективной работы всех ее отделов (т. е. внутреннюю среду), и реакцию данной организации на изменения факторов внешний среды.
Кроме того, особенно значима способность компании оперативно и правильно реагировать на изменения поведения покупателей (клиентов), их предпочтений и вкусов [23, c. 230]. Конкурентоспособность предприятия представляет собой комплексный, интегральный показатель, который формируется под влиянием множества факторов, оказывающих влияние на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта [9, c. 23].
В связи с тем, что в настоящее время данная категория превратилась в некую универсальную характеристику, определяющую эффективность деятельности предприятия, необходимо рассмотреть сущность этого явления.
Для раскрытия сущности конкурентоспособности необходимо рассмотреть мнения исследователей, изучавших эту тему.
Нагапетьянц Н., Исаенко Е., проведя глубокий анализ определений экономической категории «конкурентоспособность», сформулировали собственное: «…конкурентоспособность - способность предприятия функционировать в динамичной конкурентной среде, реализуя конкурентоспособные товары (услуги), привлекая и сохраняя потребителей своей продукции, повышая конкурентные преимущества и увеличивая свою долю на рынке [40, c. 112].