Файл: Научные представления в отношении управления человеческими ресурсами.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Развитие научных представлений об управлении человеческими ресурсам
1.1 Развитие взглядов на понятие «человеческие ресурсы»
1.2. Этапы становления процесса управления человеческими ресурсами
Глава 2.Эволюция концепций управления человеческими ресурсами
2.1. Развитие научных представлений об управлении человеческими ресурсами в 1920-1990 гг.
Глава 2.Эволюция концепций управления человеческими ресурсами
2.1. Развитие научных представлений об управлении человеческими ресурсами в 1920-1990 гг.
В связи с тем, что развитие теоретических и практических знаний об управлении людьми носит эволюционный характер, система взглядов на методы и способы управления формировалась с развитием идей общества о ценностях и потребностей людей. Теория управления людьми как вида деятельности проходила несколько периодов ее развития (таблица 1). В этой эволюционной форме можно наблюдать замену трех концепций управления персоналом, которые вызваны экономическими, социальными и техническими изменениями в обществе. Истоки формирования концепции управления человеческими ресурсами находятся в глубине человеческой истории. Проанализировав развитие общества, можно рассмотреть наиболее важные этапы разработки подходов к управлению человеческими ресурсами.
Таблица 1 – Эволюция концепций управления людьми
Период эволюции |
Название концепции |
Утверждение |
Характерные черты управления |
1920-1940 гг. |
Управление кадрами |
Человек выступает в качестве носителя рабочей силы, овладевает низкоквалифицированной работой |
Наем и увольнение работников, выдача заработной платы |
1950-1970 гг. |
Управление персоналом |
Ориентация как на производственные задачи, так и на человека, потребность в знаниях и профессиональных навыках |
Социально-психологическая помощь, профессиональное развитие рабочих, их подготовка и переподготовка |
1980-по настоящее время |
Управление человеческими ресурсами |
Человек выступает как самый важный ресурс, как для организации, так и для общества в целом, преобладают интеллектуальные и культурные качества работника |
Система кадрового регулирования и стратегическое развитие человеческих ресурсов |
С 20-х гг. XX века в развитии экономики труда участвовали многие ученые, совместные усилия которых сделали большие успехи в решении этих проблем. Это было рождение классической (административной) школы управления, которая способствовала началу перехода к управлению людскими ресурсами. Выдающимся представителем является А. Файоль. В основе труда А. Файоля «Общее и промышленное управление» лежит положение о том, что в любой компании есть два организма: материальный и социальный, т. Е. Совокупность работы, средства работы и объекты работы и взаимоотношения людей в процессе работы.
Эти отношения были предметом исследований А. Файоля. Поэтому он пытался оправдать необходимость и возможность создания специальной науки управления людьми, как часть общей доктрины управления бизнесом. Он также впервые предложил классификацию персонала промышленной компании и с помощью специальных «объектов» попытался выразить требования к каждой классификационной группе[9].
Важную роль в развитии теории человеческих ресурсов сыгралтакже М. Вебер, кторыйвыделил важные принципы управления персоналом государственных предприятий:
- четкое определение трудовых обязанностей;
- соблюдение уровней должностных взаимоотношений;
- беспрекословное соблюдение правил управленческой деятельности;
- отбор кандидатов в соответствии с требуемыми профессиональными знаниями;
- повышение производительности труда за счет обезличенности исполнения обязанностей;
- оценка компетенции работников с помощью аттестации.
В системе управления персоналом, предложенной М. Вебером выразилась потребность того времени, однако при этом ни инициатива работника, ни самоуправление не рассматривалось в качестве ценных качеств.
В 20-30-е гг. XX в. в США появилась школа «поведенческих наук», которая пропагандировала сотрудничество между рабочими и предпринимателями на производстве. Основателями этой концепции являются Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг. Эта школа обосновывала тезис о том, что наиболее важнымимотиваторами труда являются: характер, содержание труда, объективная оценка и признание достижений работника, творческийкомпонент работы и возможности участия в управлении.
Теория человеческих отношений возникла на рубеже 30-х гг. XX в., где особое внимание уделялось самому человеку, а не к выполняемой им работы и функций.
В 30-е гг. активизировалось движение профсоюзов, усилилось государственное вмешательство в деятельность корпораций, изменилось восприятие проблематики управления (как результат возникновения доктрины «человеческих отношений»), менеджмент предпринял активные действия в области трудовых отношений. Внимание предпринимателей привлекли рекомендации промышленных психологов и социологов. Работа отдела кадров была переориентирована на разбор жалоб, ведение переговоров по трудовым договорам и контроль за работой в области управления персоналом в компании. Это привело к его переименованию в отдел производственных взаимоотношений.
В 30-40-х гг. активно принимались законы, которые существенно скорректировали практику управления человеческими ресурсами. Примерами этому могут служить в США «Акт о социальном страховании» в 1935 г., «Акт Уолш - Хили» 1936 г. для работающих по государственным контрактам и «Акт о справедливости трудовых стандартов» 1938 г., которые оговаривали минимальный уровень оплаты труда, оплату сверхурочных часов, условия труда и технологии оценки безопасности в ряде отраслей.
В ходе становления особых служб управления человеческими ресурсами возникали новые профессии: агент по найму, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по технике безопасности, интервьюер, специалист по обучению и трудовым отношениям и др.
Основу концепции качества трудовой жизни составляют, во-первых, положение об обеспечении в ходе самореализации работника его удовлетворенности достижениями в труде как главном мотиваторе по сравнению с зарплатой и карьерой. Во-вторых, принцип трудовой демократии (демократии на производстве). В-третьих, развитие работника в концепции качества трудовой жизни предполагает возможности постоянного профессионального роста. В этой связи данная концепция включает два таких важных направления, как автономия личности работника и возможность развития его разнообразных способностей.
Теория человеческих отношений с конца 50-х гг. развилась в теорию поведенческих наук, основной целью которой было развитие и повышение эффективности работы отдельного работника. Ф. Герцберг, один из представителей концепции человеческих отношений, использовал метод обогащения труда, благодаря которому была сформирована «теория двух факторов». В результате отношения между условиями работы и отношением рабочего были сформированы с помощью двух групп факторов: мотивация (признание, профессиональный рост, личный успех) и поддержка (зарплаты, условия труда, социальный статус).
Основные основы концепции развития человеческих ресурсов были заложены в работах Д. Макгрегора и М. Фолле, появившихся в 1960-х годах.в США, которые основывались на научных идеях и распространяли их на все сферы человеческих отношений - политические, промышленные, социальные. Такой подход более гуманистичен, поскольку одной из важнейших функций управления персоналом в этих условиях является его развитие (обучение, мотивация, рост), а не просто удовлетворение потребности в персонале в соответствии с имеющимися вакансиями.
Д.Мак-Грегор, автор теории «X» и «Y», внес важный вклад в развитие концепции управления людскими ресурсами. Согласно теории «Х», каждый человек нуждается в принуждении, иначе работник всегда будет стремиться избегать обязанностей. Методы управления, основанные на этой теории, имеют обширный маршрут, который связан с высокими издержками для борьбы с изменяющимися экономическими условиями. Согласно теории «Y», человеку не нужен постоянный контроль, отношение к работе развивается в соответствии с их целями, опытом, способностями. Но это будет возможно, если будут созданы благоприятные условия труда. Управление человеческими ресурсами, основанное на теории «Y», позволяет реализовать интересы и задачи сотрудников только тогда, когда достигаются цели всей организации. Тесно связанные с теорией «X» и «Y» были идеи Р. Ликерта, которые были выражены в четырех системах управления человеческими ресурсами (таблица 2).
Таблица 2 – Модели стилей управления людьми Р. Лайкерта
Название системы |
Уровень доверия |
Основной стимул |
Система № 1 |
Жесткое подчинение руководителю |
Угроза наказания, принуждение, страх |
Система № 2 |
Делегируются малозначительные функции |
Угрозы потенциального наказания |
Система № 3 |
Делегирование частных функций |
Систематические вознаграждения, ограниченные наказания |
Система № 4 |
Полное доверие руководителя к подчиненному |
Моральное стимулирование |
Четвертая система является прогрессивной и подразумевает, что персонал морально удовлетворен работой, она характеризуется групповым обсуждением и участием сотрудников в процессе принятия решений, отношения здесь чрезвычайно заслуживают доверия. По своим свойствам эта система соответствует теории «Y» Мак-Грегора.
В 60-е гг. XX в. американский социолог Р. Е. Майлз противопоставил модель «человеческие отношения» модели «человеческие ресурсы». Этот подход влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков и способностей сотрудников. Отсюда основное внимание уделяется также работе с персоналом, в частности, усилиям по разработке и выявлению скрытых возможностей для рабочего.
В 60-е гг. МакГрегор, не отвергая, подвергает критике основные положения теории «научного управления». Он утверждал, что подробные процедуры и правила и всепроникающее разделение труда, концентрация принятия решений в одних руках (на верхних этажах), организации убивают творчество, ограничивают независимость рабочих и препятствуют их развитию, создают конфронтацию между рабочими и их лидерами, что отрицательно говорит о производительности.
С 1950-60 гг., когда технократический подход к менеджменту начал уступать место, концепция управления персоналом была заменена новой концепцией управления персоналом. Внедрение новых технологий и технологий потребовало радикальной перестройки организации и управления трудом: механизм мотивации труда стал более сложным, с его переориентацией на креативность, профессиональное развитие; была создана система непрерывного профессионального образования, началось социальное партнерство, повысилась роль организационной культуры, стали пересматриваться принципы занятости с уделением особого внимания гибким и индивидуальным формам работы.
В этих условиях система управления персоналом охватывала широкий круг проблем управления: отбор и профессиональная адаптация новых работников, развитие социальных программ, вовлечение работников в управление предприятием, разработка системы стимулирования продуктивных и творческая работа. В этой концепции человек рассматривается не просто как исполнитель функции труда, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.
В рамках общей функции управления персоналом стали выделяться отдельные отрасли специализации, которые были формализованы как отдельные науки с их предметами и сферой деятельности, практически используемые для всех форм и размеров бизнеса и любых ситуаций, связанных с человеческими ресурсами.
Как отмечали американские специалисты Кевин Блек и Джимми Уилсон, «в 60-е годы определенное количество компаний внедряло экспериментальные системы организации труда, направленные на смягчение негативных последствий отчуждения рабочих, выражающихся в пассивном поведении или в знак протеста против существующих условий труда»[10]. В этот период внедрение методов «обогащения труда», «расширения трудовых функций», «ротации работ» было прежде всего социально-психологическим бременем («гуманизация труда») и сосредоточено на одном работнике.
Американцы Лютер Гьюлик и ЛиндалУрвикделали значительный шаг вперед в популяризации основных положений классической школы. Позже появилась концепция использования человеческих ресурсов, основанная на гуманистическом подходе к человеческому рабочему. Позиция авторов заключалась в том, что социально ориентированная экономика должна опираться на гуманистическую концепцию, поскольку она ориентирована на активную мотивацию человека в организации, где каждый человек должен отвечать за результаты своей работы, знать общие цели организации и вклада их труда в их достижение. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников посредством материальных стимулов и продвижения по службе. Следовательно, понятие «человеческие ресурсы» требует совершенствования кадровой политики в организации.
Разница между концепцией «человеческих ресурсов» и концепциями управления персоналом, лежащими в основе школ «научного управления» или «человеческими отношениями», заключается в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением рабочей силы, поддержанием ее в бодибилдинг, обучение и даже создание условий для более полного выявления возможностей и способностей, присущих личности.