Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первую очередь необходимо остановится на Министерстве экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности 58, с.17.

При Министерстве экономического развития Российской Федерации функционирует Государственный совет РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. С января 2015 г. здесь разрабатывается пакет мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Так, например, 19 февраля 2015 г. Минэкономразвития утвердило «Стратегию развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г» 28. В этом документе Национальная гарантийная система (НГС) определяется как «система гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов развития НГС определяют цели, способы и методы развития участников НГС, направленные на улучшение гарантийной поддержки субъектов предпринимательства и улучшение условий кредитования бизнеса». Основным инструментом реализации государственной политики регулирования и поддержки предпринимательской деятельности служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки субъектов предпринимательства 56, с.48.

Так, в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (на период 2013-2020гг.) и распоряжением Правительства субсидии в размере 10,61 млрд рублей распределены между бюджетами субъектов РФ 26.

Средства распределяются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на эти цели. В рамках той же вышеупомянутой программы распределены субсидии в объеме 1,51 млрд рублей, предоставляемые в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Федерации 24.


С 2005 года Минэкономразвития РФ реализует программу поддержки малого предпринимательства, в том числе в регионах. Центр помогает регионам строить бизнес-инкубаторы, поддерживать экспортно-ориентированные предприятия, создавать венчурные и гарантийные фонды 75, с.85.

Итак, мы можем констатировать, что в России в настоящее время имеется развитая институциональная система, регулирующая и поддерживающая субъекты предпринимательства. Базу этой системы составляют государственные институты - Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственной Думы в совокупности с профильными комитетами. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке предпринимательства, предусматривающая их эффективные принципы и механизмы в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г., утвержденной 19 февраля 2015 г.

2.2. Финансовая поддержка субъектов предпринимательства

Поддержка субъектам предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, консультационную, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность 77, с.102.

Оказание непосредственно финансовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности может быть в осуществлено путем предоставления:

  1. Субсидий - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе с целью возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат в ходе производственной деятельности субъектов предпринимательства, она имеет целевой характер использования 72, с.33.

При этом приоритетное направление развития финансовой поддержки малых и средних предприятий в среднесрочной перспективе – снижение доли невозвратных видов поддержки (субсидии на развитие бизнеса) в общем объеме средств, выделяемых в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в пользу развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств), а также создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 60.


В рамках предоставления прямой поддержки в форме субсидий будет осуществлена приоритизация следующих целевых групп - возможных получателей поддержки:

- субъекты предпринимательства из высокотехнологичных секторов экономики, в том числе внедряющие инновации, осуществляющие проекты в сфере импортозамещения и производящие экспортную продукцию и услуги - предоставление субсидий для компенсации затрат, связанных с модернизацией производства и развитием лизинга оборудования;

- субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в монопрофильных муниципальных образованиях красной и желтой зон, а также в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Крымском федеральных округах - доступ к широкому спектру субсидий на цели развития бизнеса;

- субъекты малого и среднего предпринимательства, участвующие в производственных цепочках крупных предприятий - введение отдельных видов субсидий, учитывающих потребности в финансовых ресурсах таких предприятий 68, с.18;

- малые формы хозяйствования на селе - предоставление субсидий для компенсации затрат, связанных с началом и развитием деятельности в сфере сельского хозяйства, привлечением кредитов и займов, оформлением объектов недвижимого имущества в собственность;

- субъекты предпринимательства, реализующие проекты в сфере социального предпринимательства или осуществляющие социально значимые виды деятельности, а также субъекты молодежного предпринимательства - предоставление возможности компенсации затрат, связанных с началом ведения бизнеса 51,с.9.

  1. Бюджетных инвестиций - выделение средств из бюджета юридическим лицам для вложения их в основной и оборотный капиталы с целью получения дохода. Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов юридических лиц, которым была предоставлена поддержка.
  2. Государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектам предпринимательской деятельности 53, с.229.

Гарантия может выдаваться как на обеспечение надлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности его обязательства перед бенефициаром, так и на возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Развитию высокотехнологичных малых и средних предприятий будет способствовать расширение практики применения инструментов прямого финансирования - венчурного финансирования, инвестиций бизнес-ангелов, гибридного (мезонинного) финансирования.


К важным экономическим инновациям последнего времени относится появление новых инструментов финансирования, позволяющих расширять границы инвестирования в бизнес-проекты. Биржи с обращением акционерного или долгового капитала являются альтернативным источником финансирования субъектов предпринимательства 80, с.8.

В Российской Федерации действует Московская биржа, при которой выделен специальный сектор «Рынок инноваций и инвестиций», предназначенный для привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных малых и средних компаний. Планируется обеспечить дальнейшее развитие указанной площадки 73, с.43.

Альтернативный источник финансирования проектов предпринимательства на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний) – коллективное финансирование (краудфандинг и краудинвестинг). В рамках реализации Стратегии предложены решения, связанные с развитием указанных источников финансирования проектов 27.

Стоит отметить, что в период 2013–2014 гг. было принято большое количество нормативных правовых актов, которые вводили дополнительные ограничения, способствующие увеличению финансовой нагрузки на организации малого и среднего бизнеса, в том числе:

- введен торговый сбор;

- увеличился фиксированный страховой платеж для индивидуальных предпринимателей;

- отменены льготы по налогу на имущество для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход 46, с.43.

Следует согласиться с мнением В.А. Тимошенко о том, что введенные нормы ограничили предпринимательскую инициативу и спровоцировали потерю экономического смысла специальных налоговых режимов, освобождавших ранее субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты трех налогов: налога на имущество организаций, налога на прибыль и НДС.

Представляется, что кроме этого негативного последствия в принятии этих нормативных правовых актов есть еще одно существенное противоречие. В частности, введенные положения противоречат п. 7, раздела IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, который предусматривает предоставление льгот по налогам в рамках специальных налоговых режимов 76, с.57.

Однако принятие названных нормативных правовых актов имело и положительные аспекты. Среди них можно отметить предоставление субъектам Российской Федерации права на установление для налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения, налоговой ставки в размере 0% 76,с.58.


Налоговая ставка 0 % по упрощенной и патентной системам налогообложения, предусмотренная для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, распространяется в том числе на граждан, ранее прекративших статус индивидуального предпринимателя и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших (ее) возобновить 43.

Таким образом, как показал анализ российского законодательства за последние годы, основной упор финансовой поддержке субъектов предпринимательства в Российской Федерации был осуществлен на обеспечение доступа к финансовым ресурсам, предоставление налоговых льгот и преференций, а также снижение административных барьеров, однако принятые нормативные правовые акты не в полной мере соответствуют Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

2.3. Мероприятия, направленные на создание инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации

Среди основных мероприятий, повышающих качество инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства можно выделить 51, с.11:

- бизнес-инкубаторы;

- центры молодежного инновационного творчества;

- центры коллективного пользования;

- центры трансфера технологий;

- промышленные парки;

- технопарки;

- инновационно-технологические центры;

- технологические платформы;

- инжиниринговые центры;

- центры сертификации;

- центры стандартизации и испытаний;

- центры прототипирования;

- центры кластерного развития;

- центры поддержки экспорта;

- инновационные территориальные кластеры;

- территориальные инновационные центры.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р, отправной точкой станет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, способный обеспечить необходимое количество проектов для последующего их финансирования другими институтами развития и заинтересованными организациями 27.

В рамках реализации Распоряжения Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» планируется продолжать создание в регионах РФ инновационных систем, а также улучшить их взаимодействие с целью поддержки малого и среднего предпринимательства на разных его этапах 51, с.9.