Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.2. Формирование учетной политики и ее основные элементы
1.3 Порядок утверждения и изменения учетной политики
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система Российской Федерации - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов.
Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в результате реформирования российской экономики в рамках налоговых отношений предопределило появление новых задач в области налогообложения, предполагающих необходимость учета налоговой составляющей при разработке и реализации большинства управленческих решений.
В настоящее время основным документом, регулирующим налоговые отношения между государством и налогоплательщиком, является учетная политика для целей налогообложения.
Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение предпринимательской деятельности, предписывают выбор различных вариантов методологии учета. Возможность выбора оптимального варианта из регламентированных альтернативных способов учета, разработка экономическим субъектом соответствующих методов оценки и анализа, а также применение норм гражданского права позволяют с помощью учетной политики создать, по сути, оригинальную систему бухгалтерского и налогового учета в экономическом субъекте.
Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.
Цель написания курсовой работы – определить значение налоговой учетной политики для организаций и процесс ее формирования.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;
-рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
-рассмотреть порядок утверждения и изменения учетной политики;
-описать структуру и основные элементы налоговой учетной политики при различных налоговых режимах.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения.
Объектом исследования является учетная политика для целей налогообложения.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также справочная литература, ресурсы Интернет.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
Учетная политика для целей налогообложения появилась позже бухгалтерской. Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».
В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 27.11.2017 N 343-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/].
Именно благодаря этому дополнению в ст. 11 НК РФ с 1 января 2007 г. организации обязаны составлять и утверждать два документа - учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения.
Налоговая политика является составной частью финансового менеджмента организации и осуществляется с помощью разработанной учетной политики, от которой зависят количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, платежеспособность и финансовая устойчивость организации. Учетная политика, в целях налогового учета, является инструментом налоговой политики, так как при определении учетной политики у организации имеется выбор, который касается методов формирования налоговой базы некоторых налогов, использования специальных режимов налогообложения и т.д.
Правильно составленная учетная политика решает следующие основные задачи [Андреев В. С. Учетная политика предприятия: Учебное пособие/ В.С. Андреев. – М.: Юнити, 2015.- С. 57-59]:
► выбор одного из нескольких вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).
► отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в НК РФ, он обязан это отметить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 7,25% годовых). Отразив - по реальным процентам, что значительно выгоднее.
► сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера.
Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.
► минимизация ожидаемых налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета.
Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.
Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.
Таким образом, понятие «налоговая учетная политика» или «учетная политика для целей налогообложения» - это выбранная конкретной организацией совокупность допускаемых НК РФ способов ведения налогового учета в целях оптимизации налогообложения.
Документ, называемый «Учетная политика для целей налогообложения», составляется для:
- утверждения выбранного налогового режима (ОСНО, УСН, ЕНВД и т.п.), схемы в рамках данного режима (для УСН – «Доходы 6%» или «Доходы минус расходы 15%»). Также в документе должна содержаться информация относительно совмещения режимов (УСН +ЕНВД), если таковой имеет место;
- описания порядка учета, исходя из утвержденного налогового режима. В положениях учетной политики прописывают особенности учета доходов и затрат, метод начисления амортизации основных средств, порядок расчета и уплаты налогов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды и т.п.
1.2. Формирование учетной политики и ее основные элементы
Учетная политика организации для целей налогообложения оформляется в виде документа, разрабатываемого самостоятельно организацией - налогоплательщиком, и в нем, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, закрепляются «внутренние» правила определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов в данной организации. [Пляс К. Учетная политика для целей налогового учета/ К. Пляс// Составляем правильно. URL: http://ppt.ru/nalogi/uchetnaya-politika (дата обращения 25.05.2018)]
Налоговое законодательство не содержит четко закрепленного порядка организации и применения учетной политики для целей налогообложения. Сформулированное в статье 11 НК РФ определение «учетной политики для целей налогообложения» позволяет налогоплательщикам в рамках вариантов, допускаемых НК РФ, закреплять порядок определения и признания доходов и расходов, их оценки и распределения по периодам, а также учета иных необходимых элементов налогового учета или показателей финансово-хозяйственной деятельности.
При разработке учетной политики необходимо учитывать следующее [Львова И.Н. Учетная политика организации: учеб. пособие/ И.Н. Львова. – М: Изд-во Магистр, 2015. –C. 65-70]:
► Учетная политика для целей налогового учета, так же как и для целей бухгалтерского учета, должна разрабатываться с учетом принципов, определенных налоговым законодательством. Так, согласно статье 113 НК РФ налоговый учет организуется налогоплательщиком «исходя из принципа последовательности применения правил и норм налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому», что гармонирует с допущением последовательности применения учетной политики для целей бухгалтерского учета. Иные принципы и допущения, определенные в учетной политике для целей бухгалтерского учета, а именно имущественная обособленность, непрерывность деятельности, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, также должны быть учтены при разработке учетной политики для целей налогообложения.
► Учетная политика для целей налогообложения в обязательном порядке должна содержать элементы, вариантность выбора которых прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах, т. е. те элементы, на которые есть прямые ссылки в законе. Например, применяемый метод амортизации амортизируемого имущества. Если же законодательством о налогах и сборах по тому или иному вопросу установлен единственно возможный метод, то данный метод не может выступать элементом учетной политики организации.
► Учетная политика организации, разработанная с учетом указанных требований, принимается организацией в виде отдельного акта, утвержденного приказом (распоряжением) руководителя. Организацией может быть принят единый акт, в котором найдут отражение как способы ведения бухгалтерского учета (учетная политика для целей бухгалтерского учета), так и методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов (учетная политика для целей налогообложения).
► Налогоплательщики - бюджетные организации, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней и получающие доходы от иных источников, - в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований ст. 321.1 НК РФ.
► Методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов, избранные налогоплательщиком при разработке учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. Они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их нахождения.
► Принятая учетная политика организации должна обеспечивать формирование достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет.