Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система Российской Федерации - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. 

Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в результате реформирования российской экономики в рамках налоговых отношений предопределило появление новых задач в области налогообложения, предполагающих необходимость учета налоговой составляющей при разработке и реализации большинства управленческих решений.

В настоящее время основным документом, регулирующим налоговые отношения между государством и налогоплательщиком, является учетная политика для целей налогообложения.

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение предпринимательской деятельности, предписывают выбор различных вариантов методологии учета. Возможность выбора оптимального варианта из регламентированных альтернативных спосо­бов учета, разработка экономическим субъектом соответствующих методов оценки и анализа, а также применение норм гражданского права позволяют с помощью учетной политики создать, по сути, оригинальную систему бухгалтер­ского и налогового учета в экономическом субъекте.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости   продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.  Следовательно, учетная   политика организации является важным средством формирования   величины   основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя   осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Цель написания курсовой работы – определить значение налоговой учетной политики для организаций и процесс ее формирования.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;


-рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;

-рассмотреть порядок утверждения и изменения учетной политики;

-описать структуру и основные элементы налоговой учетной политики при различных налоговых режимах.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения.

Объектом исследования является учетная политика для целей налогообложения.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также справочная литература, ресурсы Интернет.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи

Учетная политика для целей налогообложения появилась позже бухгалтерской. Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 27.11.2017 N 343-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/].


Именно благодаря этому дополнению в ст. 11 НК РФ с 1 января 2007 г. организации обязаны составлять и утверждать два документа - учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения.

Налоговая политика является составной частью финансового менеджмента организации и осуществляется с помощью разработанной учетной политики, от которой зависят количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, платежеспособность и финансовая устойчивость организации. Учетная политика, в целях налогового учета, является инструментом налоговой политики, так как при определении учетной политики у организации имеется выбор, который касается методов формирования налоговой базы некоторых налогов, использования специальных режимов налогообложения и т.д.

Правильно составленная учетная политика решает следующие основные задачи [Андреев В. С. Учетная политика предприятия: Учебное пособие/ В.С. Андреев. – М.: Юнити, 2015.- С. 57-59]:

выбор одного из нескольких вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в НК РФ, он обязан это отметить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 7,25% годовых). Отразив - по реальным процентам, что значительно выгоднее.

сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера.

Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

минимизация ожидаемых налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета.


Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Таким образом, понятие «налоговая учетная политика» или «учетная политика для целей налогообложения» - это выбранная конкретной организацией совокупность допускаемых НК РФ способов ведения налогового учета в целях оптимизации налогообложения.

Документ, называемый «Учетная политика для целей налогообложения», составляется для:

  • утверждения выбранного налогового режима (ОСНО, УСН, ЕНВД и т.п.), схемы в рамках данного режима (для УСН – «Доходы 6%» или «Доходы минус расходы 15%»). Также в документе должна содержаться информация относительно совмещения режимов (УСН +ЕНВД), если таковой имеет место;
  • описания порядка учета, исходя из утвержденного налогового режима. В положениях учетной политики прописывают особенности учета доходов и затрат, метод начисления амортизации основных средств, порядок расчета и уплаты налогов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды и т.п.

1.2. Формирование учетной политики и ее основные элементы

Учетная политика организации для целей налогообложения оформляется в виде документа, разрабатываемого самостоятельно организацией - налогоплательщиком, и в нем, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, закрепляются «внутренние» правила определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов в данной организации. [Пляс К. Учетная политика для целей налогового учета/ К. Пляс// Составляем правильно. URL: http://ppt.ru/nalogi/uchetnaya-politika (дата обращения 25.05.2018)]

Налоговое законодательство не содержит четко закрепленного порядка организации и применения учетной политики для целей налогообложения. Сформулированное в статье 11 НК РФ определение «учетной политики для целей налогообложения» позволяет налогоплательщикам в рамках вариантов, допускаемых НК РФ, закреплять порядок определения и признания доходов и расходов, их оценки и распределения по периодам, а также учета иных необходимых элементов налогового учета или показателей финансово-хозяйственной деятельности.


При разработке учетной политики необходимо учитывать следующее [Львова И.Н. Учетная политика организации: учеб. пособие/ И.Н. Львова. – М: Изд-во Магистр, 2015. –C. 65-70]:
  ► Учетная политика для целей налогового учета, так же как и для целей бухгалтерского учета, должна разрабатываться с учетом принципов, определенных налоговым законодательством. Так, согласно статье 113 НК РФ налоговый учет организуется налогоплательщиком «исходя из принципа последовательности применения правил и норм налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому», что гармонирует с допущением последовательности применения учетной политики для целей бухгалтерского учета. Иные принципы и допущения, определенные в учетной политике для целей бухгалтерского учета, а именно имущественная обособленность, непрерывность деятельности, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, также должны быть учтены при разработке учетной политики для целей налогообложения.
  ► Учетная политика для целей налогообложения в обязательном порядке должна содержать элементы, вариантность выбора которых прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах, т. е. те элементы, на которые есть прямые ссылки в законе. Например, применяемый метод амортизации амортизируемого имущества. Если же законодательством о налогах и сборах по тому или иному вопросу установлен единственно возможный метод, то данный метод не может выступать элементом учетной политики организации.
  ► Учетная политика организации, разработанная с учетом указанных требований, принимается организацией в виде отдельного акта, утвержденного приказом (распоряжением) руководителя. Организацией может быть принят единый акт, в котором найдут отражение как способы ведения бухгалтерского учета (учетная политика для целей бухгалтерского учета), так и методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов (учетная политика для целей налогообложения).
  ► Налогоплательщики - бюджетные организации, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней и получающие доходы от иных источников, - в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований ст. 321.1 НК РФ.
  ► Методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов, избранные налогоплательщиком при разработке учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. Они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их нахождения.
  ► Принятая учетная политика организации должна обеспечивать формирование достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет.