Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы подсистемы мотивации сотрудников).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДСИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ
1.1. Теоретические основы подсистемы мотивации сотрудников
1.2. Развития подсистемы мотивации сотрудников в отечественной практике
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОДСИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ООО «СТОИК»
2.1. Характеристика деятельности ООО «Стоик»
2.2. Описание системы управления ООО «Стоик»
2.3. Анализ персонала ООО «Стоик»
2.4. Описание системы управления персоналом ООО «Стоик»
2..5. Анализ подсистемы мотивации персонала ООО «Стоик»
ГЛАВА 3. ОРГНПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «СТОИК»
3.1. Разработка оргнпроекта совершенствование методов мотивации персонала
3.2. Социально-экономическая эффективность проектных предложений
В современном менеджменте можно выделить такие методы мотивации как: внешние и внутренние; принудительные, ценностные и инструментальные; материальные и нематериальные; организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические.
В последние годы кадровые управленцы осваивают все новые способы мотивации. В ход идет не только классическое экономическое мотивирование в виде денежных бонусов и высоких зарплат, но и неэкономические способы стимулирования. К таким способам относят организационные и морально-психологические меры. Обобщение опыта практической деятельности отечественных предприятий и организаций в рассматриваемой области показали значимость нематериальных инструментов стимулирования для сотрудников компаний и подтвердили ошибочность мнений об абсолютном значении материальных факторов в формировании лояльности персонала.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОДСИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ООО «СТОИК»
2.1. Характеристика деятельности ООО «Стоик»
С момента создания в 2001 г., на протяжении всего периода деятельности основным направлением деятельности ООО «Стоик» - деревообработка, а именно производство мягкой и корпусной мебели высокого качества. Производство ООО «Стоик» обеспечивает возможность широкого ассортимента корпусной и мягкой мебели, которая заслужено пользуется успехом на рынке.
Основные ассортиментные позиции продукции мебельной фабрики:
Мягкая мебель:
1. Диваны
2. Кровати
3. Кресла
4. Пуфы
Корпусная мебель:
1. Стенки
2. Шкафы
3. Столы
4. Комоды
Рисунок 2.1. - Структура выпуска мебели ООО «Стоик» по основным ассортиментным группам
Чутко реагируя на изменения в покупательском спросе ООО «Стоик» постоянно оптимизируем существующий ассортимент. Наиболее популярные позиции всегда имеются в наличие на складе. Склад отвечает современным требованиям, логистика поставок хорошо продумана и максимально защищена от форс-мажорных ситуаций.
Рисунок 2.2 - Структура потребительского спроса на рынке мебели для дома
Поставка производимой продукции осуществляется двум основным получателям ОАО «Альбедо» и ООО ТЦ «Барокко».
Рынок деятельности ООО «Стоик» после спада кризисного года находится сейчас на подъеме.
Рисунок 2.3. Структура производителей на рынке мебели
Задача стратегического развития заключается для ООО «Стоик» в становлениилидером средидеревообрабатывающих компаний региона в сфере мебельного производства. Данная задача решается с помощью постоянного освоения новых рынков, оптимизации ассортиментной линейки продукции ООО «Стоик», обеспечения имиджа ООО «Стоик» как надежного контрагента.
Принципы стратегии компании:
- повышение оптимальности деятельностиво всех звеньях производственной цепочки ООО «Стоик» начиная от этапа закупки фурнитуры и материалов и заканчивая сбытом мебели;
- оптимизация ассортиментной линейкив соответствии с новыми рынками при помощи проектов, реализующих возможность создание мебельной продукции с высокой добавленной стоимостью;
- оптимизациикорпоративного управления ООО «Стоик»;
- реализации персональной ответственности менеджмента ООО «Стоик»за результаты принятых управленческих решений.
Основные показатели деятельности предприятия приведены в таблице 1.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Стоик»
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Изменения |
||||
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютные (+) больше, (–) меньше |
Относительные % |
||||
1. Произведено продукции за год |
тыс. р. |
83450 |
90410 |
(+)6960 |
8,34 |
||
2. Остатки готовой продукции на складе: |
|||||||
на начало года |
тыс. р. |
450 |
500 |
(+)50 |
11,11 |
||
на конец года |
тыс. р. |
310 |
340 |
(+)30 |
9,67 |
||
3. Общая сумма отгруженной продукции |
тыс. р. |
83590 |
90570 |
(+)6980 |
8,35 |
||
4. Продукция, отгруженная, оптовым покупателям со скидкой: |
|||||||
а) торговому дому А ( ОАО «Альбедо») скидки за количество закупаемого товара |
тыс. р. % |
15107 |
1720 7 |
(+)210 0 |
13,91 0 |
||
б) торговому дому Б (ООО ТЦ «Барокко») скидка за уплату наличными |
тыс. р. % |
1310 5 |
1450 5 |
(+)140 0 |
10,68 0 |
||
5. Скидки и возмещения с товаров, реализованных покупателям |
тыс. р. |
100 |
120 |
(+)20 |
20 |
||
6. Себестоимость реализованной продукции |
тыс. р. |
48400 |
52300 |
(+)3900 |
8,05 |
||
7. Количество клиентов, сделавших заказ на продукцию предприятия |
ед. |
10 |
15 |
(+)5 |
50 |
||
8. Стоимость полученных заказов |
тыс. р. |
1896 |
2870 |
(+)974 |
51,37 |
||
9. Стоимость имеющихся заказов |
тыс. р. |
540 |
720 |
(+)180 |
33,33 |
||
10. Количество торговых точек и посредников, получающих продукцию предприятия |
ед. |
25 |
30 |
(+)5 |
20 |
||
11. Рекламации |
тыс. р. |
15 |
20 |
(+)5 |
33,33 |
||
12. Затраты на рекламу |
тыс. р. |
180 |
210 |
(+)30 |
16,67 |
||
13. Количество сотрудников предприятия, занятых маркетинговой и сбытовой работой |
чел. |
8 |
9 |
(+)1 |
12,5 |
||
14. Расходы по продажам, общие и административные |
тыс. р. |
4890 |
5120 |
(+)230 |
4,70 |
||
15. Прибыль по дивидендам. |
тыс. р. |
80 |
90 |
(+)10 |
12,5 |
||
16. Расходы по процентам |
тыс. р. |
196 |
250 |
(+)54 |
27,55 |
||
17. Количество магазинов сбытовой сети |
ед. |
15 |
20 |
(+)5 |
33,33 |
Таким образом, предприятие является эффективным и динамично развивающимся.
ООО «Стоик» видит свою миссию в максимальноэффективном и качественномвыпуске мебели для покупателей в магазинах, частных компаний, государственных учреждений, приобретающих продукцию для повседневной жизни и комфортной работы.
2.2. Описание системы управления ООО «Стоик»
Структура управления и организационные схемы аппаратов управления структурных подразделений ООО «Стоик» построена по линейно-функциональному типу, обеспечивающему четкую вертикальную интеграцию и централизацию принятия ключевых решений(см. рис. 2.4).
Собрание учредителей ООО «СТОИК»
Генеральный директор
Отдел сбыта
Планово-экономический отдел
Юридический
отдел
Общий отдел
- секретарь
- инженер
- инженер-программист
Отдел кадров
Главный бухгалтер
Бухгалтерия
Начальник ПТО
Производственно-технический отдел
Отдел маркетинга
Начальник цеха 3
Начальник цеха 2
Начальник цеха 1
Производственные рабочие
Рисунок 2.4. - Организационная структура управления ООО «Стоик»
Структура имеет вертикальные связи (связи подчинения), а также горизонтальные связи, которые носят согласовательный характер и регламентированы в Правилах внутреннего трудового распорядка.
Структура управления имеет:
Три органа управления:
- Общее собрание участников;
- Генеральный директор;
- Руководители структурных подразделений.
Три уровня организационной структуры:
- уровень собрания участников;
- уровень Генерального директора;
- уровень структурных подразделений.
2.3. Анализ персонала ООО «Стоик»
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, и как следствие – объем реализуемой продукции, прибыль и ряд других экономических показателей. Численность персонала на предприятии ООО «Стоик» в исследуемый период составила 208 человек при плане 232 человека (табл. 2.2). Отметим, что в управлении ООО «Стоик» участвует 28 человек, что составляет 13,5% от общего состава персонала.
Таблица 2.2 - Обеспеченность трудовыми ресурсами предприятия
Персонал |
Фактическая численность (чел.) |
Плановая численность (чел.) |
Процент обеспеченности |
|
Основной производственный персонал |
118 |
135 |
87,41 |
|
Цеховой персонал |
47 |
47 |
100 |
|
Персонал служб сбыта |
15 |
18 |
83,33 |
|
Управленческий персонал |
28 |
32 |
87,5 |
|
Всего |
208 |
232 |
89,66 |
Обеспеченность предприятия персоналом составляет 89,66%, что вполне приемлемо для эффективной работы. В то же время статистика показывает, что на предприятии высок уровень текучести молодых специалистов, в то время как руководящий состав практически не меняется.
В процессе анализа кадрового потенциала ООО «Стоик» изучают изменения в составе работников по возрасту, стажу работы, образованию (табл. 2.3).
Таблица 2.3. - Показатели качественного состава кадров ООО «Стоик»
Показатель |
Численность работников 2017 год |
Численность работников 2018 год |
Удельный вес, % 2017 год |
Удельный вес, % 2018 год |
По возрасту, лет до 20 20-30 30-40 40-50 50-60 |
11 38 44 87 46 |
16 34 45 83 30 |
4,87 16,81 19,47 38,5 20,35 |
7,69 16,35 21,63 39,9 14,42 |
По образованию среднее среднее специальное незакончен. высшее высшее |
21 101 6 98 |
15 89 4 100 |
9,29 44,69 2,65 43,36 |
7,21 42,79 1,92 48,08 |
По трудовому стажу, лет до 1 1 - 5 5 - 10 свыше 10 |
17 66 117 26 |
22 57 108 21 |
7,52 29,2 51,77 11,5 |
10,57 27,4 51,92 10,1 |
Итого |
226 |
208 |
100 |
100 |
Проведенный анализ показывает, что большинству работников ООО «Стоик» от 40 до 50 лет (38,5% и 39,,9% соответственно, в 2017 и 2018 гг.). В 2017 году удельный вес работников от 50 до 60 лет составил 20,35%, но в 2018 году их количество снизилось на 5,93%, в связи с выходом некоторых работников на пенсию. Количество сотрудников от 20 до 30 лет уменьшилось на 0,04%, но увеличилось число работников от 30 до 40 лет – на 2,16%.
Основная часть сотрудников предприятия имеет среднее специальное образование, в том числе, и по профилю деятельности ООО «Стоик». В 2018 году на 4,72% увеличилось количество специалистов, имеющих высшее образование. Количество работников ООО «Стоик», имеющих только среднее образование и незаконченное высшее образование, уменьшилось – на 2,08% и 0,73% соответственно.
Весьма незначительно увеличился удельный вес работников, имеющий трудовой стаж от пяти до десяти лет (на 0,15%), что является определенным показателем стабильности кадров среднего и старшего возраста, которые уже достаточно долго работают на ООО «Стоик». Доля сотрудников, проработавших на предприятии свыше 10 лет, снизилась на 1,4% в связи с выходом на пенсию некоторых работников. Также снизилась доля сотрудников, проработавших от одного до пяти лет, но в то же время на 3,05% увеличилось количество работников, проработавших до одного года.
Среди уволившихся, в основном, преобладает категория людей среднего возраста, которая является сформировавшимися специалистами и достаточно мобильна, поэтому ищет работу, в большей степени удовлетворяющей их потребностям.
Таблица 2.4. -Анализ причин увольнения сотрудников ООО «Стоик» в 2018 г.
Причина |
Кол-во сотрудников, указавших причину |
Удельный вес, % |
Выход на пенсию |
12 |
25,53 |
Размер зарплаты |
11 |
23,4 |
Семейные обстоятельства |
9 |
19,15 |
Отсутствие перспектив роста |
10 |
21,28 |
Другое |
4 |
8,51 |
Неудовлетворенность результатами труда |
0 |
0 |
Климат в коллективе |
1 |
2,13 |
Итого |
47 |
100 |
Рисунок 2.5. Причины увольнения работников ООО «Стоик» в 2018 г.
Предупреждение реальных увольнений работников ООО «Стоик» должно основываться не только на анализе мотивов уже состоявшихся увольнений, но и на данных о причинах потенциальной текучести – готовность работников к смене места работы. Такой подход соответствует принципам опережающего управления. Только зная факторы готовности работника к уходу из организации, можно определить, чем вызвано его неудовлетворение местом работы и, как снизить степень этой неудовлетворенности, предотвратив тем самым увольнение. Основными причинами являются выход на пенсию и отсутствие перспектив роста.
2.4. Описание системы управления персоналом ООО «Стоик»
В настоящее система управления персоналом ООО «Стоик» действует по трем направлениям: