Файл: Понятие и сущность мотивации персонала..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ

1.1 Понятие и сущность мотивации персонала

1.2 Основные положения теории мотивации труда

1.3 Место мотивации персонала в кадровой стратегии организации

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ДЕПАРТАМЕНТЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика деятельности Департамента лесного комплекса Вологодской области

2.2 Анализ состава и структуры персонала Департамента лесного комплекса Вологодской области

2.3 Оценка уровня организации системы мотивации труда персонала Департамента лесного комплекса Вологодской области

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ДЕПАРТАМЕНТЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Стратегия развития системы мотивации департамента лесного комплекса Вологодской области

3.2 Обоснование мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала департамента лесного комплекса Вологодской области

3.3 Эффективность реализации мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Трудовая дисциплина в Германии характеризуется особым отношением к охране труда и защита работников от несчастных случаев на производстве. Охрана труда контролируема государством и профсоюзами, которые имеют значительную юридическую силу в трудовом законодательстве Германии. Организации применяют политику социальной, технической и медицинской справедливости, защищая здоровье своих работников, контролируя общую технику безопасности, проявляют справедливость и солидарность, что соответственно влияет на мотивацию работников. Также осуществляют переподготовку работников в соответствии с изменяющимися требованиями к безопасности на производстве [4, с. 99].

Западные исследователи считают, что сочетание стимулирования труда и социальных гарантий проявляет себя, как гармоничная комбинация, обеспечивающая в равной мере как экономической благосостояние, так и социальные гарантии [1, с. 403].

Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными. Они зависят от предприятия, общей системы управления и особенностей деятельности этого предприятия. Все методы стимулирования можно разделить на материальные и нематериальные [6, с. 108].

Для начала разберемся с первой категорией. Вознаграждение сотрудников за их труд и затрачиваемые усилия играет далеко не последнюю роль в привлечении трудовых ресурсов, в стимулировании и тем самым сохранении необходимых кадров в организации. Систему оплаты труда определяет само предприятие опять же исходя из особенностей своей деятельности. Помимо справедливого определения сотруднику размера заработной платы сюда относятся различные надбавки [9, с. 98]:

  • за условия труда – если они не являются благоприятными и возможности исправить это нету, то необходимо компенсировать эти минусы трудовой деятельности работнику посредством, например, увеличением времени отдыха, бесплатным питанием, лечебными процедурами;
  • за сменность – установление дополнительного вознаграждения за работу в вечерние и ночные смены;
  • не стоит также забывать и о надбавках, на которые сотрудник может претендовать в случае перевыполнения поставленного плана;
  • премиальные выплаты, т.е. бонусы – еще один вид вознаграждения. Они могут быть плановыми (ежегодные премии) и внеплановыми (премии ко дню рождения, премии по получению фирмой дополнительной прибыли и другое).

Помимо заработной платы есть еще одно средство материального стимулирования – внутриорганизационные льготы. Например, оплата сотруднику медицинских услуг, выплата расходов на передвижение к месту работы и обратно, предоставление кредитов с низким процентом или совсем без него, предоставление права пользования транспортом предприятия, питание и другие расходы. Но материальные факторы не всегда выходят на первый план, поэтому нельзя оперировать только ими в процессе вознаграждения за труд. Нематериальное стимулирование очень многообразно.


Их разделяют на несколько групп: социальные, моральные, социально-психологические [14, с. 37].

Социальные стимулы связаны с потребностью сотрудников в самоутверждении, с их желанием занимать определенное положение в обществе. Эти стимулы заключаются в возможности участвовать в управлении компании и карьерном росте. Моральные стимулы связаны с потребностями трудящегося в уважении со стороны коллектива, в признании его как ценного специалиста.

Эти стимулы заключаются в похвале и критике. Социально-психологические стимулы связаны с потребностью человека в общении. Эти стимулы заключаются в комфортном климате в коллективе.

В связи с тем, что далеко не все из огромного количества форм и видов мотивирования специалистов к труду имеют положительный результат, в некоторых компаниях распространена практика самостоятельного выбора специалистом тех форм мотивации, которые ему наиболее интересны [3, с. 470].

Раз в год каждому сотруднику компании предоставляется полный перечень форм мотивации, внедряемых в конкретной организации. Сюда может относиться: дополнительные денежные выплаты, льготы на поездки в санатории, профилактории, возможность представлять организацию на общероссийских и международных форумах, прохождение курсов повышения квалификации, улучшение технического оснащения рабочего места и многое-многое другое [13].

Каждый сотрудник выбирает 5-10 форм мотивации, которые для него наиболее интересны. При этом необходимо проставить нумерацию от наиболее востребованной формы мотивации к наименее интересной. Таким образом, руководитель сможет увидеть, что интересует каждого специалиста в его компании, а также провести анализ потребностей своих сотрудников [10].

Итак, эффективность, прибыль, да и вообще все показатели предприятия напрямую зависят от качества работы его сотрудников. Для того, чтобы персонал выполнял свои обязанности на высоком уровне, работодатель должен создать благоприятные условия труда. В этом поможет проведение комплексного стимулирования работников.

Наличие материальных и нематериальных стимулов не означает, что можно выбрать что-то одно. Если организация заинтересована в повышении показателей, большей частью чего, как мы выяснили выше, является работа сотрудников, то необходимо использовать оба компонента [3, с. 472].

Материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют друг друга. Между ними существует особая связь. Так, например, материальный стимул может влиять на самооценку работника, удовлетворяя его потребности в уважении, признании.


Таким образом, материальный стимул может выступать и в качестве нематериального. Но все это, разумеется, очень индивидуально. В этом и состоит задача руководства компании - разобраться в потребностях своих сотрудников и постараться удовлетворить их.

1.3 Место мотивации персонала в кадровой стратегии организации

Мотивация труда и кадровая стратегия пред­приятия имеют общую цель – направить усилия работников на качественное решение тех задач, которые будут способствовать эффективной дея­тельности организации, поэтому мотивация пер­сонала и кадровая стратегия взаимосвязаны: нет грамотной кадровой стратегии без эффективной мотивации персонала, как и нет хорошей мотива­ции персонала без правильной кадровой страте­гии [8, с. 20].

Говорить, что из них первично, а что вторич­но, практически бессмысленно, но поскольку мо­тивация персонала является одним из составных элементов общей системы кадровой стратегии, то можно с уверенностью утверждать, что это базо­вый элемент, основа эффективности предприятия [10].

Оттого, насколько совпадают мотивы сотруд­ников с политикой и стратегией кадрового разви­тия организации, ее целями и задачами, зависит успешность применения технологий и методов управления персоналом. Можно выделить три типа персонала:

  • эффективный – это сотрудники, которые отличаются высокой самоорганизованностью, са­моконтролем, готовы самостоятельно решать по­ставленные перед ними производственные зада­чи, иными словами, это персонал, у которого сформирована внутренняя мотивация, соответ­ствующая целям организации;
  • неэффективный – персонал с низкой моти­вацией или ориентированный на неудачу, его не­обходимо все время стимулировать и подталки­вать к эффективной работе;
  • персонал, ориентированный не на интере­сы организации, а только на свои личные, кото­рые не совпадают с целями организации [11, с. 392].

Формирование эффективной мотивации ра­ботников предполагает сочетание внутренних и внешних побудителей, сонаправленность их дей­ствий. Стимулы в этом случае становятся внутрен­ним побудителем того или иного трудового пове­дения, они отражают потребность работника не только удовлетворить свои личные запросы, но и достичь стратегических целей организации [15, с. 47].


Таким образом, эффективная система управле­ния персоналом должна одновременно решать две основные задачи: удовлетворение потребно­стей работников, с одной стороны, и получение положительных результатов их деятельности по достижению стратегических целей и решению оперативных задач организации, с другой. Значи­мая взаимосвязь мотивации и кадровой страте­гии определяется тем, что с помощью грамотного стимулирования менеджер может добиться от подчиненных поведения, соответствующего це­лям компании. Многие руководители обращают внимание на из­мерение уровня мотивации персонала как базу для ее развития [1, с. 404].

Известно, что существуют три вида мотивации: материальная, моральная и социальная (соцпа­кет). Понимание материальной мотивации как приоритетной и более эффективной по сравне­нию с нематериальной не всегда оправданно, хотя она, безусловно, имеет определенные преи­мущества. При всей эффективности и универ­сальности денежных поощрений опора только на материальную составляющую не принесет желае­мого результата [2, с. 343].

Члены любого коллектива – это люди с раз­ными жизненными ценностями, поэтому выдача премий и бонусов не способствует их сплочению. Более того, материальные поощрения рассчиты­ваются на основе результатов выполненной рабо­ты и могут варьироваться даже у людей, занима­ющих одинаковое положение на служебной лест­нице. Все это нередко вызывает недовольство.

Во многих случаях необходима некая моральная компенсация, и в роли уравновешивающего фак­тора выступают методы нематериального поощ­рения [13].

Нематериальное стимулирование подразуме­вает применение социальных и моральных сти­мулов. В настоящее время в повышении уровня рентабельности организации определяющее зна­чение имеет то, насколько заинтересованы ра­ботники в повышении качественных и количе­ственных показателей своего труда. Знание по­требностей работников и умелое использование способов их удовлетворения через результаты трудовой деятельности может помочь руководи­телю организации создать условия для достиже­ния как индивидуальных целей работников, так и корпоративных целей.

Особенно важна гибкая разноплановая моти­вация сейчас, в условиях кризиса и санкций со сто­роны Запада, усиливающихся снижением цен на нефть на мировых рынках и, как результат, падени­ем курса рубля по отношению к основным валютам, что вызывает уменьшение доходов населения [4, с. 100].

Предприятия исходя из своего экономического положения должны сами выбирать и разрабаты­вать наиболее экономичные пути развития, т.е. создавать эффективные стратегии, позволяющие повысить уровень конкурентоспособности и уси­лить позиции на рынке. В связи с этим нужна мо­билизация всего персонала предприятий через создание эффективных систем мотивации, кото­рые могли бы стать мощным подспорьем в деле реализации амбициозных стратегий, нацеленных на инновационный прорыв.


Таким образом, на основании исследования проведенного в первой главе можно сделать выводы, что основными характеристиками персонала являются: активное участие в профессиональной деятельности, реализации новых услуг и технологий; нормативная и мотивированная лояльность; ответственность и организованность; направленность деловой активности на достижение целей саморазвития.

Мотивация направлена на содержательные аспекты профессиональной деятельности, поощряется саморазвитие. Инвестиции осуществляются в программы развития отдельных, наиболее перспективных сотрудников. Финансируются в полном объеме основные кадровые программы (мотивационные, социальные и др.).

Основной функцией кадровой службы является мониторинг персонала, мотивационного и психологического климата в коллективе; адресное планирование персонала, отбор, оценка и продвижение персонала производится на основе уровня компетентности и стремления к саморазвитию в профессиональной деятельности с помощью объективных критериев; формирование кадрового резерва проводится избирательно – по отношению к отдельным должностям и сотрудникам [14, с. 39].

Основными характеристиками персонала являются: активная жизненная позиция; креативность; максимальная инициативность в создании и реализации 14 новых процессов и технологий; лояльность на уровне убеждений, проявляющаяся в самоидентификации с компанией; направленность деловой активности на достижение целей компании; развитое чувство долга, высокая самооценка; эффективный самоконтроль в профессиональной деятельности.

Принципы кадровой политики – уважение и доверие; в мотивации ведущее место занимает самомотивация сотрудников на достижение высоких результатов и успеха, вознаграждение индивидуализировано и адекватно сверхнормативной активности сотрудников. Поощряются сотрудники, проявляющие высокий уровень приверженности. Инвестиции в развитие личностного и профессионального потенциала персонала становятся приоритетным направлением кадрового менеджмента.

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ДЕПАРТАМЕНТЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ