Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ
1.1 Понятие и сущность мотивации персонала
1.2 Основные положения теории мотивации труда
1.3 Место мотивации персонала в кадровой стратегии организации
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ДЕПАРТАМЕНТЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая характеристика деятельности Департамента лесного комплекса Вологодской области
2.2 Анализ состава и структуры персонала Департамента лесного комплекса Вологодской области
3.1 Стратегия развития системы мотивации департамента лесного комплекса Вологодской области
Основываясь на сказанном ранее, можно выделить основные мотивы, побуждающие работников госпиталя к добросовестному труду.
Во-первых, осознание важности и необходимости выполняемой работы, даже если она не слишком материально привлекательна.
Во-вторых, увлеченность профессией, своим делом.
В-третьих, ориентация на получение максимального материального вознаграждения.
Для дальнейшего исследования системы управления мотивацией сотрудников рассмотрим систему управления Департаменты.
1. Источники найма работников.
В качестве источников найма работников используется:
- сотрудничество с высшими и средними профессиональными учебными заведениями;
- дополнительные источники кадров – службы занятости, объявления о работе в СМИ и интернете.
2. Система обучения работников ресторана.
Осуществляется формальное и неформальное обучение сотрудников, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей.
Как правило, обучение сотрудников заключается в получении второго образования, перенятии опыта коллег, обучении выполнению новых задач и полноценному применению современных технологий, а также другие виды деятельности, ведущие к изменениям в навыках и умениях, которые затем будут использованы на практике.
3. Разработка системы мотивации персонала.
Система мотивации труда в Департаменте лесного комплекса Вологодской области использует финансовые и нефинансовые методы.
К финансовым методам относятся повышение заработной платы, премии, «13 зарплата» в конце года, поощрения руководства по результатам деятельности.
К нефинансовым методам относятся дополнительные выходные, возможность обучения, бесплатное кормление в ресторане.
4. Основные ценности управления персоналом:
- соблюдение трудовой дисциплины, основанной на сознательном и добросовестном выполнении своих обязанностей;
- открытость, честный и равный подход, как к группе, так и к отдельным сотрудникам;
- доверие, вежливость, тактичность и доброжелательное отношение;
- конструктивное общение, направленное на результат;
- выполнение принятых на себя обязательств;
- самоотдача в работе;
- воспитание в себе высоких нравственных качеств;
- наставничество, помощь молодым специалистам и новым сотрудникам в профессиональном становлении;
- опрятный внешний вид.
Люди, работающие в Департаменте, являются наиболее ценным активом, позволяющим достигать поставленных целей; источником идей и генератором действий, необходимых для успеха.
В результате анализа системы управления персоналом Департамента лесного комплекса Вологодской области были выделены достоинства и недостатки данной системы.
Достоинства системы управления персоналом Департаменты:
1. Низкая текучесть кадров.
2. Соблюдение всех обязательств компании по отношению к каждому сотруднику.
3. Наличие корпоративной и организационной культуры, предполагающей определенный кодекс поведения каждого работника Департаменты и взаимопомощь.
4. Высокий уровень неформального общения – праздники в коллективе, мероприятия отдыха, совместные посещения культурных мероприятий.
К недостаткам системы управления персоналом «Департамента лесного комплекса Вологодской области можно отнести:
1. Отсутствие закрепленной стратегии управления персоналом в соответствии с бизнес-стратегией.
2. Недостаток развития персонала, что обусловлено малым количеством работников с образованием по профилю, низкой степенью переподготовки и обучения персонала на специальных тренингах.
Общим выводом по результатам анализа системы управления персоналом может служить положение о необходимости ее совершенствования.
Стимулирование трудовой деятельности Департамента лесного комплекса Вологодской области основано на следующих принципах:
- Мотивы, движущие человеком, всегда индивидуальны.
- Мотивация не исчерпывается одним фактором. Мотивы – это всегда комплекс. В современном менеджменте принято определять не менее трех-четырех основных мотивирующих факторов.
- Мотивы, потребности, ценности подвержены изменениям. Изменения могут происходить как по мере развития личности, так и под влиянием внешних условий.
Система стимулирования Департамента лесного комплекса Вологодской области, как и во многих других сервисных организациях, состоит из административных, экономических и социальных методов.
Данная система стимулов характеризует систему менеджмента организации как устоявшуюся и имеющую высокий уровень развития.
В то же время, необходимо учесть, что параллельно с процессом интеграции направлений деятельности Департамента лесного комплекса Вологодской области потребуется существенный пересмотр ряда внутренних нормативных и инструктивных документов.
Важно отметить, что создание и трансформация системы стимулирования на предприятии является процессом, распределенным во времени.
В частности, в таблице 2.3 представлена история формирования действующей системы мотиваторов в Департамента лесного комплекса Вологодской области.
Таблица 2.3
История внедрения элементов системы стимулирования в Департамента лесного комплекса Вологодской области
Элемент стимулирования |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
---|---|---|---|---|
Общие условия труда – гарантии согласно ТК РФ (больничный, отпуск 28 дней через 6 мес., пособия, фонды) всем сотрудникам – безопасность, охрана труда и здоровья (медицинский страховка) – организация питания, создание условий для отдыха – поздравления и подарки от компании |
+ - + + |
+ + + + |
+ + + + |
+ + + + |
Имидж, культура организации – миссия, система общих для организации и персонала ценностных ориентации, логотип, форма сотрудников – корпоративные мероприятия, праздники |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
Информирование работников – регулярное информирование сотрудников о делах, принимаемых решениях в компании, о своих возможностях и правах – доступность общих положений, инструкций |
- + |
- + |
- + |
- + |
Системы стимулирования и материальные поощрения, бонусы, доплаты, компенсации, нематериальные поощрения: звания и т.п. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оценка труда работников, аттестации и учет полученных результатов при управлении карьерой сотрудников |
- |
- |
+ |
+ |
Развитие кадров: адаптация, обучение сотрудников, повышение квалификации |
+ |
+ |
+ |
+ |
Организация рабочего места: расположение, и оснащение рабочего места |
+ |
+ |
+ |
+ |
Систематический контроль удовлетворенности персонала своей работой, анализ причин текучести кадров |
- |
- |
+ |
+ |
С точки зрения классификации потребностей по А. Маслоу, усредненные личные оценки значимости для работников Департамента лесного комплекса Вологодской области отдельных групп мотивов (в % от максимального уровня в 100% для каждой группы) выглядят следующим образом:
- физиологические потребности – 80%;
- потребность в безопасности – 90%;
- потребность в принадлежности к социальной группе – 30%;
- потребность в уважении (самоуважении, успехе, статусе) – 40%;
- потребность в самовыражении – 50% (превалирует у ТОП менеджеров).
Высокая значимость материальных потребностей в первую очередь связана с возрастной структурой персонала. Известно, что в возрасте от 18 до 36 лет ведущим стимулом к трудовой деятельности является именно заработная плата.
того, учитывая, что наибольшую долю персонала составляют женщины, особое внимание уделяется мотиву потребности в стабильности, что так же активизируется через незначительное, но постоянное повышение заработной платы.
Кроме ценовых методов мотивации в Департамента лесного комплекса Вологодской области уделяется особое внимание социально-психологическим методам. На предприятии проводятся мероприятии, направленные на формирование корпоративного духа, а так же на укрепление психологии команды.
Особое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников. Определяется концепция подготовки персонала, и регламентируются различные формы обучения, переобучения, повышения квалификации.
Целью введения разнообразных форм подготовки персонала Департамента лесного комплекса Вологодской области являются:
- повышение квалификации персонала;
- создание кадрового резерва;
- обеспечение максимальной занятости персонала;
- обучение иностранному языку;
- повышение качества и общей конкурентоспособности услуг.
Ответственность за эффективное планирование системы обучения персонала возложена на специалиста по кадрам.
Ответственность за непосредственную реализацию данных плановых решений закреплена за менеджером по тренингам, принимающим непосредственное участие в разработке данного решения.
Таким образом, действующая в Департаменте лесного комплекса Вологодской области система мотивации персонала направлена на формирование привязанности работников к данной организации, на включение внутренних механизмов и системы ценностей, направляющих труд работников на достижение результатов, значимых для Департамента, а значит, и для самих работников, на повышение уровня их материального обеспечения, развития их деловой карьеры и т.д.
Проведенный анализ позволяет выявить конкурентные преимущества, а также сильные и слабые стороны системы мотивации Департамента лесного комплекса Вологодской области. Полученные данные систематизированы в таблице 2.4.
Таблица 2.4
SWOT-анализ системы мотивации Департамента лесного комплекса Вологодской области
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
|
SWOT-анализ |
1. Высокий уровень профессионализма сотрудников и наличие необходимых навыков; 2. Сплоченный, дружный коллектив; 3. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе 4. Низкая текучесть кадров 5. Система мотивации включает материальную, нематериальную и социальную мотивацию; |
1. Отсутствие в коллективном договоре четко разработанной новых мотивационных мероприятий; 2.Низкая заинтересованность персонала к экономическим результатам компании; 3. Высокий уровень текучести кадров; 4. Не в полной мере используются возможности мотивации сотрудников; 5. Отсутствие возможности внутрифирменного обучения и повышения квалификации; |
Продолжение таблицы 2.4
Возможности (О) |
SO-стратегия |
WO-стратегия |
1. Разработка и внедрение в коллективный договор новые мотивационные мероприятия; 2. Повышение ответственности сотрудников за общий результат деятельности материальными и нематериальными способами; 3. Выстраивание взаимоотношений «руководитель-подчиненный», основываясь на социально-психологические методы; 4. Разработка программы внутрифирменного обучения и повышения квалификации; 5. Использование системы коуча для более полного раскрытия потенциала нового сотрудника; |
Использовать при разработке мотивационной программы потенциал таких факторов как: моральная оценка труда, стабильный социально-психологический климат. |
При разработке мотивационной программы сопоставить внутреннюю значимость должностей сотрудников с ценностью этой работы на рынке и учесть мотивационные профили персонала |
Угрозы (Т) |
ST-стратегия |
WT-стратегия |
1. Миграция трудового персонала в другие организации; 2. Негативное влияние на финансовое состояние Департамента; 3. Риск снижения производительности труда; 4. Недостаточное количество ресурсов у Департамента для разработки и внедрения действенной программы мотивации; 5. Усиление конкуренции на рынке. |
Рассматривать разработку мотивационной программы как источник повышения эффективности деятельности Департамента |
Создать мотивационную программу, которая стала бы частью кадровой политики Департамента, то есть уже на стадии подбора персонала «определять» людей, наиболее подходящих под предлагаемую мотивацию, что позволит снизить текучесть кадров |
Таким образом, проведенный SWOT-анализ продемонстрировал, что руководству Департамента лесного комплекса Вологодской области необходимо разрабатывать мотивационную программу, при этом рассматривать ее надо не как источник расходов, а как источник повышения эффективности деятельности Департамента в целом. Разработанная программа должна стать органичной частью кадровой политики Департамента: доступной для понимания персонала, в том числе кандидатов на вакантные должности. При разработке программы необходимо учитывать как материальные, так и нематериальные формы стимулирования. При разработке мотивационной программы также необходимо учесть определенные мотивационные профили персонала.