Файл: Формирование готовности детей̆ к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условные обозначения:

В - высокий уровень психосоциальной зрелости ребенка,

С - средний уровень психосоциальной зрелости ребенка,

Н - низкий уровень психосоциальной зрелости ребенка.

Также результаты исследования психосоциальной зрелости детей дошкольного возраста показаны на рисунке 1

Рисунке 1. Результаты исследования психосоциальной зрелости детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35» (методика С.А Банкова)

Из данных таблицы 1 и рисунка 1 следует, что 3 ребенка дошкольного возраста (30%) имеют высокий уровень психосоциальной зрелости, то есть считаются готовыми к обучению в школе; 4 ребенка (40%) имеют средний уровень психосоциальной зрелости; 3 ребенка (30%) имеют низкий уровень психосоциальной зрелости.

Также исследование включает методику «Домик», проводимую коллективно, а также индивидуально проводимые методики: «Да и нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива».

Предварительно для каждого ребенка готовился буклет, состоящий из бланков и чистых листов, необходимых для рисования, а также фиксирования ответов.

Процедура первого обследования сводилась к индивидуальному общению с детьми. Причем, один из кабинетов был специально отведен для проведения методики по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка. Этот кабинет был оборудован игрушками, как указано в методике. Последовательность выполнения тех или иных заданий не имела значения.

После того как все дети прошли индивидуальные собеседования, они приходили в кабинет, где коллективно выполняли методику «Домик».

Все буклеты оставались у психолога. Повторное собеседование проходило индивидуально с каждым ребенком.

Практически все обследование проводилось в присутствии родителей. Исключение составляли только две методики: «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, так как при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка.

Перед началом собеседования по итогам диагностики родителям детей показывались его рисунок домика и образец, с которого была сделана копия, при этом указывалось на все ошибки, допущенные детьми.

Затем сообщали результаты выполнения других заданий. Только после этого ребенку давали задания методики «Сапожки» и «Последовательность событий».


По окончании выполнения всех заданий родителям давались рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к обучению в школе, описанные в следующем разделе.

Во время собеседования с ребенком был установлен дружелюбный, непринужденный контакт. Все задания воспринимались детьми как игры. Атмосфера игры помогала детям расслабиться, уменьшала стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боялся отвечать (Даша У., 6 лет) отвечать, то со стороны экспериментатора была оказана эмоциональная поддержка - ласковым голосом выражалась уверенность, что она очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий ей постоянно давали знать, что она все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата). Без такой обратной связи тревожный испытуемый просто молчал. Причем подобная тактика применялась ко всем обследуемым детям.

Изучение психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе проводилось по результатам диагностических методик.

2. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.

Для проведения обследования ребенка приглашали в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагали ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывал ребенка к себе и предлагал ему послушать сказку. Ребенку читали интересную сказку для 6-7- летнего возраста, которую он раньше не слышал.

На самом интересном месте чтение прерывалось, и экспериментатор спрашивал испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Обработка результатов. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитали послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитали поиграть. Но игра их, как правило, носит манипуляторный характер: то за одно, схватятся, то за другое.

В результате проведенного исследования все дети дошкольного возраста выразили желание дослушать сказку. При этом Даша У. и Дима И. на поставленный вопрос ответили, что хотят поиграть, но после того как им была представлена такая возможность, они играли не более одной минуты, после чего стали просить рассказать продолжение сказки. Таким образом, у 80% детей преобладают познавательные мотивы над игровыми.

3. Исследование произвольной сферы. Методика «Домик».

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.


Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

Для данного возраста мы приняли следующую оценочную шкалу: 0 -2 балла - хорошее выполнение, 3 - 4 - удовлетворительное, 5 -7 - неудовлетворительное.

Результаты методики «Домик» для каждого ребенка подготовительной группы показаны в таблице 2 и отображены в гистограмме (рис.2).

Таблица 2

Результаты методики «Домик» у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»

Имя, фамилия

Хорошее

Удовлетворитель

Неудовлетворитель

Уров

ребёнка

выполнение

ное выполнение

ное выполнение

ни

(0-2 балла)

(3-4 балла)

(5-7 баллов)

1. Алина П.

2

-

-

В

2. Аня И.

-

4

-

С

3. Аня Ш.

-

-

5

Н

4. Артём П.

-

-

7

Н

5. Даша У.

-

3

-

С

6. Дима И.

1

-

-

В

7. Маша С.

-

-

6

Н

8. Миша А.

2

-

-

В

9. Никита Б.

-

4

-

С

10. Полина К.

-

-

5

Н

Условные обозначения:

В - высокий уровень произвольной сферы;

С - средний уровень произвольной сферы;

Н - низкий уровень произвольной сферы.

Рисунок 2. Результаты методики «Домик» у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35»

Таким образом, по данным гистограммы (рис. 2) «хорошо» выполнили задание 30% детей дошкольного возраста, «удовлетворительно» - 30% и «неудовлетворительно» - 40%.

Неудовлетворительные показатели у Ани Ш., Артема П., Маши С., И Полины К. показывают проблемы этих детей в умении ориентироваться в своей работе на образец, в умении точно скопировать его, выявляет недостаточное развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Удовлетворительные показатели у Ани И., Даши У. и Никиты Б., которые испытывали затруднения в сенсомоторной координации и пространственном восприятии. Необходима индивидуальная работа педагогов с детьми, испытывающими эти затруднения в произвольной сфере.


4. Исследование произвольной сферы. Методика «Да и нет».

Применяется для исследования умения действовать по правилу.

Методика является модификацией известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного с белым не носите», включающей только первую часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Считается, что задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это удовлетворительный уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился. Всего задавалось 10 вопросов.

Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

В группу с хорошо развитым вниманием относятся дети, получившие не более двух баллов. Слабо развитое внимание у детей, которые получили от 3 - 5 баллов. Плохо развитое внимание - 6 - 10 баллов.

Результаты методики «Да и нет» у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» представлены в таблице 3 и отображены в гистограмме (рис. 3).

Таблица 3

Результаты методики «Да и нет» у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»

Имя, фамилия

Хорошо развитое

Слабо развитое

Плохо развитое

Уров

ребенка

внимание

внимание

внимание

ни

(0-2 балла)

(3-5 балла)

(6-10 баллов)

1. Алина П.

0

-

-

В

2. Аня И.

-

3

-

С

3. Аня Ш.

-

-

8

Н

4. Артём П.

-

-

7

Н

5. Даша У.

-

5

-

С

6. Дима И.

1

-

-

В

7. Маша С.

-

-

9

Н

8. Миша А.

2

-

-

В

9. Никита Б.

-

4

-

С

10. Полина К.

-

-

10

Н

Условные обозначения:

В - высокий уровень развития внимания;

С - средний уровень развития внимания;

Н - низкий уровень развития внимания.


Рисунок 3. Результаты методики «Да и нет» у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35»

По результатам гистограммы (рис. 3) видно, что хорошо развитое внимание имеют 30% детей, слабо развитое внимание 30%, плохо развитое внимание - 40% воспитанников.

У Алины П., Димы И. и Миши А. хорошо развито внимание, более слабо развитое внимание у Ани И., Даши У. и Никиты Б., которые показали средние результаты и в предыдущем задании по методике «Домик».

Как и в предыдущем исследовании произвольной сферы по методике «Домик» проблемы у Ани Ш., Артема П., Маши С. И Полины К. с плохим развитием внимания.

Таким образом, детям с проблемами внимания необходимы индивидуальные и фронтальные занятия на развитие этих психических процессов.

5. Исследование интеллектуальной и речевой сферы. Методика «Сапожки».

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к обучению в школе на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решения задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, т.е. проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение.

Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать готовность детей к обучению в школе, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек - «0» (нулем).