Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации персонала
1.1. Содержание понятия мотивации
1.2. Теории мотивации, объясняющие трудовое поведение человека
1.3. Проблема мотивирования труда персонала
Глава 2.Анализ построения системы мотивации персонала в Тульском филиале ПАО МТС
2.1. Организационная характеристика ПАО МТС
2.2. Анализ финансового состояния компании
2.3. Анализ использования различных видов управления мотивацией в ПАО МТС
Глава 3. Пути совершенствования системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
3.1. Изучение проблем системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
3.2. Предложения по улучшению системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
3.3. Анализ эффективности стимулирующих воздействий на мотивацию
Проблема мотивирования персонала всегда был актуальным для руководителей. От адекватной и рациональной системы мотивации зависит активность работников и конечные результаты деятельности как одтельно взятого работника, так и организации в целом.
Обеспечение хорошего уровня мотивации способствует повышению результативности труда, обеспечивает стабильную и успешную работу организации. Значимую роль в управлении персоналом занимает мотивация и стимулирование работников. Мотивация и стимулирование как методы управления трудовой деятельностью персонала не тождественны. Мотивирование направлено на изменение отношения работника. Стимулирование обеспечивает закрепление достигнутого. Следует отметить, что при имеющееся разнице, они дополняют друг друга. Эта связь обуславливается потребностями, ценностями, мотивами и стимулами.
Если ранее считалось, что достаточным стимулом для побуждения работника к результативному труду является материальное вознаграждение. Сегодня в управлении персоналом меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Материальные стимулы не могут быть единственными, оказывающими влияние на трудовое поведение. Приходиться учитывать и психологические факторы, обуславливающие трудовое поведение. Для мотивации сотрудников могут использоваться нематериальные и материальные методы вознаграждения.
Однако, известная закономерность, что чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник. Чем сильнее актуальность определенной потребности, тем активнее будет действовать работник, чтобы ее удовлетворить.
К основным мотивам труда относят:
- коллективизм
- личное самовыражение
- мотив стабильности
- мотив приобретения нового
- мотив справедливости
- мотив состязательности
Все, что работник считает ценным для себя служит для побуждения людей к эффективной деятельности. При этом следует учитывать, что понятие ценностей у людей специфичны отличается и оценка вознаграждения.
Исходя из приоритетности ценностей, создана классификация типов мотивации работника:
- Мотивация работника ориентирована на получение материального (финансового) дохода. Желательно получать этот доход наличными и без задержек – это «инструменталист». Это профессии сферы физического труда.
- Есть работники, которые считают значимым реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей – это «профессионалы». Это профессии сферы умственного и творческого труда.
- В основе мотивации третьего типа лежат высокие идейные и человеческие ценности – это тип «патриот». Это профессии социальной сферы, системы человек-человек.
- Основой мотивации четвертого типа является достижение и приумножение богатства – это тип «хозяин». К этой категории относятся представители предпринимательства.
- Есть работники для которых главным является равенство в распределении материальных благ – это тип «люмпен». Такие работники могут всречаться в любой сфере деятельности, их отличительная особенность – это чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ.
Выстраивая работу с персоналом следует учитывать как особенности мотивации указанных типов, так и основные принципы мотивирования работников. Среди управленцев выделяют три основных принципа мотивации персонала:
- принцип информированности персонала,
- принцип характера обменности ситуации
- принцип комплексного учета всех эффектов мотивационного воздействия при оценке средств мотивации. Считается, что эти принципы образуют ядро долговременной трудовой мотивации персонала[22].
Руководителям рекомендуется повышать информированность работников о применяемых стимулах, поскольку это повышает эффективность их использования. Следует также обращать внимание на то, когда и как работники получают эту информацию. Говоря об информировании указывают также на то, что существует «информирование до» и «информирование после»[23]. Использование того или иного способа информирования имеет существенное значение для процесса мотивации работника и его трудовой деятельности.
Время информирования работников о результатах осуществляемой деятельности и его учет служат основой для выделения в стимулировании трудовой деятельности двух форм организации: опережающей и подкрепляющей. Подкрепляющее информирование осуществляется после процесса осуществления деятельности, может идти вместе с поощрением[24]. Эти два вида стимулирования применяются по разным и даже противоположным правилам. Чтобы опережающее стимулирование было эффективно специалисты рекомендуют ставить конкретные цели для каждого работника и нормировать труд. Кроме того, следует учитывать особенности обстоятельств и характеристик деятельности, а также выбирать более четкие и понятные критерии оценки деятельности. Рекомендуется также сокращать периоды планирования и полного расчета оплаты труда и своевременно информировать работников об изменениях в системе расценок, норм и особенностей премирования.
Подкрепляющее стимулирование трудовой деятельности предполагает понимание работниками миссии, общих целей и задач организации или подразделения, в котором они работают. Предполагается, что работники знают состояние дел в коллективе и проблемы, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности. Для работников в этом случае важность приобретают включенность в процесс принятия важнейших решений, уверенность в справедливости распределения благ на предприятии, а также доверие к другим участникам совместной деятельности и руководству. В этом случае не является обязательной разработка индивидуальных норм труда и времени и других показателей.
Эти типы стимулирования дают различные результаты и имеют различные последствия в плане поведения персонала. Опережающее стимулирование ориентирует работников на получение вознаграждения, но смысл выполняемой работы отодвигается на второй план. «Вознаграждение демотивирует - смещает интерес со смысла деятельности на стимул», - Р. Шпренгер[25]. Считается, что этот вариант стимулирования делает человека равнодушным к другим аспектам и сторонам деятельности. Работник ощущает ответственность и обращает внимание в процессе деятельности только на те показатели, которые были определены изначально руководством. Другие характеристики работы или услуги, производимого продукта считаются незначимыми, им должное внимание не уделяется. Большинство персонала считают распределение внимания на другие характеристики напрасной тратой сил и времени. Так выстраивается логика мотивации человека в опережающем стимулировании. Чтобы работник обращал внимание на другие обстоятельства и характеристики, надо вводить новые показатели, соотнесенные со стимулами. В этих случаях руководству приходится изобретать детальные и хитрые схемы связи вознаграждения с количественными и качественными характеристиками труда.
Когда речь идет о подкрепляющем стимулировании, то одним из его плюсов является отсутствие необходимости разработки особых систем премирования. Этот тип стимулирования побуждает персонал к самостоятельному поиску решений, которые в конкретной ситуации и конкретных условиях позволят получить лучший результат. Проблемным моментом в этом случае является необходимость со стороны менеджмента предпринять действенные усилия в социальной системе организации, а также в формировании и развитии корпоративной культуры.
Описанные выше виды стимулирования должны соотноситься с конкретными условиями. Именно от условий их применения руководством зависит проявление их сильных и слабых сторон, их достоинств и недостатков, а также их эффективности.
Кроме того, следует учитывать, что эти виды стимулирования по-разному применяются для различных групп стимулов. Исключение составляют такие варианты как материально-денежное и материальное неденежное стимулирование и стимулирование временем, которые могут использоваться как в опережающей, так и в подкрепляющей системе мотивирования.
Эффективно может работать система «принуждение-подкрепление», хотя и считается более сложной. Эта система не просто сигнализирует о некоторой необходимости, но и сообщает о подкреплении сигнала возможностью применения наказания, если будут осуществлены нежелательные действий. С одной стороны положительным моментом здесь является то, что персонал прекращает осуждаемую деятельность, чтобы снять возможность наказания. Именно негативное подкрепление способствует тому, что человек избегает действий, влекущих негативные последствия. Следует различать при этом отрицательное подкрепление и простое наказание, которое следует после. Таким образом, речь идет о третьем варианте принуждения – это принуждение-кара.
Принуждение-кара считается наиболее часто применяемым средством принудительной мотивации в управленческой практике[26]. В данном случае наказание отделяется от нежелательных действий некоторым промежутком времени. Осуществляется же наказание лишь в том случае, если о нежелательном событии стало известно руководству. Отрицательным моментом этого воздействия считается то, что в этом случае результат практически нельзя изменить.
Еще одним минусом системы отрицательного подкрепления является отсутствие уверенности в том, что работник, получив наказание, далее не будет повторять нарушение, чтобы получить желаемой эффектов в этой системе стимулирования следует учитывать некоторые моменты. Необходимо, чтобы человек воспринял наказание как заслуженное и сделал «правильные» выводы. Работник должен быть способен управлять собой для преодоления своего недостатка, а также, чтобы внешнее окружение не могло этому препятствовать[27].
Отсроченное, особенно на продолжительное время, наказание с психологической точки зрения имеет негативные последствия. Оно вызывает у человека негативные эмоции, ощущение несправедливости, озлобленность на того, кто наказывает. Наказание часто воспринимается как кара или возмездие со стороны «несправедливой» администрации. Чтобы отсроченное негативное воздействие срабатывало в качестве стимула, оно должно быть осмыслено человеком и быть им принято как неизменное условие. Данное условие относится к недостаткам любых наказаний. Именно по этой причине наказания иногда приводят к непредсказуемым реакциям объекта управления, становясь несоотносимыми с конечными результатами. Исходя из этих особенностей, менеджер должен найти возможность прервать нежелательное действие персонала в момент осуществления деятельности.
Все рассмотренные нами формы организации принуждения имеют свою специфику и эффективность в различных управленческих ситуациях. Важную роль в принудительной мотивации играет фактор времени, в течение которого осуществляется мотивационное воздействие на объект управления.
Интересным для нашей работы является подход к совершенствованию трудовой мотивации согласно концепции социального обмена[28]. Использование этого принципа применительно к стимулированию позволяет в зависимости от необходимости плавно переводить опережающее стимулирование в подкрепляющее и наоборот.
Нам известно, что опережающее стимулирование выстраивается по принципу гарантированности и симметричности. Оно предполагает соответствие вознаграждения вкладу работника. В этом случае работник выполняет положенную работу, в расчете только на получение от работодателя некоторых благ. Организация или предприятие в свою очередь предоставляет ему эти блага также в расчете на получение определенных результатов труда от работника.
Если речь идет о подкрепляющем стимулировании, то работник ожидает, что за приложением им дополнительных усилий последует дополнительное вознаграждение. При этом не конкретизируется и не уточняется сколько он должен для этого сделать и что за это он получит. Он сам определяет это и может только предполагать какое будет вознаграждение. При такой форме отсутствует какая-либо официальная гарантированность. Такой обмен получил название опосредованного.
Когда речь идет о социальном обмене, то человек выполняет работу не в расчете на вознаграждение, а в силу того, что ему это интересно или существует естественная необходимость их выполнения. В этих случаях действуют непрямые мотивы, к которым относят: помощь своей организации, товарищу по работе или молодому неопытному специалисту.
При использовании различных типов мотивирования следует помнить об их особенностях. К примеру, опережающее стимулирование в долговременной перспективе оказывает негативное влияние на формирование трудовой мотивации. Между опережающим и подкрепляющим стимулированием нет значимого разрыва. Ситуации в трудовой деятельности разнообразны и среди них встречаются такие, к которым более подходят промежуточные формы. Поэтому специалисты в области мотивирования трудовой деятельности выделяют промежуточные формы.
Важным принципом мотивирования персонала является необходимость учитывать совокупность особенностей мотивационного воздействия управленцев на работника, а также при оценке результативности средств, методов и приемов мотивации и в целом мотивационной культуры организации. Учет этого принципа предполагает, что кроме определенных результатов трудовой деятельности и производственной, необходимо учитывать психологические и социальные результаты и последствия определяемой формы мотивирования.
Когда речь идет о психологических результатах, то имеют в виду специфика и степень изменений, вносимых в личность работника в результате применения определенных мотивационных средств воздействия. Это может быть развитие, совершенствование или регресс его профессиональных качеств[29]. Социальные результаты – это те изменения, которые производит мотивационное воздействие в системе отношений работника к трудовой деятельности в целом, к руководителю, коллективу, обществу.