Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации персонала
1.1. Содержание понятия мотивации
1.2. Теории мотивации, объясняющие трудовое поведение человека
1.3. Проблема мотивирования труда персонала
Глава 2.Анализ построения системы мотивации персонала в Тульском филиале ПАО МТС
2.1. Организационная характеристика ПАО МТС
2.2. Анализ финансового состояния компании
2.3. Анализ использования различных видов управления мотивацией в ПАО МТС
Глава 3. Пути совершенствования системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
3.1. Изучение проблем системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
3.2. Предложения по улучшению системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
3.3. Анализ эффективности стимулирующих воздействий на мотивацию
Подсчет результатов имеет два основных преимущества. Во-первых, он является показателем заинтересованности в поставленных целях, выполнении намеченного плана действий. Во-вторых, это поднимает дух соревнования и сплачивает сотрудников в одну, общую команду.
В любой организации может быть задействовано достаточно большое число различных каналов доведения информации до работников, однако, к сожалению, эти возможности редко используются в полной мере. Среди наиболее доступных каналов доведения информации до персонала в Тульском филиале ПАО МТС используются следующие:
- еженедельные совещания,
- оперативная информация от руководителей подразделений, которая выдается подчиненным на совещаниях,
- доска объявлений, на которой помещается информация общего характера, отражающая основные направления работы организации, ее политику в отношении персонала (дисциплина, льготы и др.), ее достижения и др.; приказы и распоряжения по организации; персональная информация (поздравления, поощрения и др.)
Глава 3. Пути совершенствования системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
3.1. Изучение проблем системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
В рамках оптимизации системы управления мотивацией в организации соответствии, а также в соответствии с целью и задачами нашей работы мы предприняли попытку изучить основные проблемные зоны мотивации персонала в Тульском филиале ПАО МТС.
Для своего исследования мы использовали следующие методы:
- опрос;
- анкеты;
- методика «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала»
В ходе нашего исследования, проведенного было выявлено, что 40% опрошенных считает, что их квалификация превышает требования работы. Этот показатель свидетельствует о том, что организацией задействованы далеко не все разнообразные навыки и способности работников данного предприятия. Однако, когда персонал попросили охарактеризовать свою работу по степени значимости, то 80% опрошенных ответили, что считают свою работу полезной и нужной.
45% опрошенных работников отметили, что для их коллектива характерно ожидание указаний руководителя по всем основным вопросам деятельности подчиненных, и ещё 30% отметили, что это происходит не систематично. Каждый второй работник отметил отсутствие возможности для проявления инициативы и самостоятельности (см. Таблицу 1). Здесь мы наблюдаем недостаточную самостоятельность, предоставляемую рядовым работникам.
В ходе проведенного нами исследования было выяснено, что информацию от руководства о том, насколько успешно работник выполняет порученную работу, постоянно получают лишь 30%, а остальные работники получают ее очень редко или вовсе не получают. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в организации не налажена эффективная обратная связь, что негативно сказывается на мотивации персонала.
Таблица 1
Организация работ в Тульском филиале ПАО МТС
Да |
Когда как |
Нет |
|
Характерно ожидание указаний руководителя |
45% |
30% |
25% |
Возможность для проявления инициативы |
5% |
45% |
50% |
Соответствие уровня квалификации предъявляемым требованиям |
25% |
35% |
40% |
Полезность, нужность работы |
80% |
15% |
5% |
Наличие обратной связи |
30% |
35% |
35% |
Учет мнения рядовых рабочих в принятии управленческих решений |
20% |
40% |
40% |
Удовлетворенность организацией работ |
65% |
25% |
10% |
Если большое количество служащих в одном отделе или на рабочих местах определенного типа испытывают проблемы, связанные с мотивацией, есть вероятность, что причина кроется в самой работе. В этом случае лучшее средство повысить отдачу - найти способ изменения структуры работы, а не поведения служащих. А это обычно означает, что следует смягчить авторитарный стиль руководства, чтобы дать работникам возможность почувствовать себя частью «команды».
Один из способов достичь этой цели – позволяя работникам и менеджерам высказывать свои идеи, руководство высвобождает их творческую энергию, которая может быть плодотворной при совместной работе. Другие с успехом. Главное, чтобы введение альтернативных графиков работы и мероприятия по совершенствованию организации труда шли на пользу и компании в целом, и работникам.
В ходе дальнейшего исследования нами было выявлено, что только 30% работников считает, что реализация целей организации помогает им реализовать свои собственные цели и задачи. Это говорит о том, что необходимо скорректировать формулировки целей так, чтобы большинство работников осознавали их важность для себя.
Цели должны быть конкретными. Мы можем привести примеры слишком абстрактных целей. Которые склонны ставить руководители:
- Повысить производительность.
- Снизить текучесть рабочей силы.
Эти цели можно сформулировать иным образом:
- Повысить среднюю дневную норму выработки на 15% к концу финансового года.
- Снизить к марту размер текучести рабочей силы менее чем до 10% в год.
Подобные цели поддаются измерению и имеют намеченный срок выполнения, что характерно для конкретных целей. Люди работают лучше, когда от них требуется достижение конкретных целей, а не тогда, когда их просто просят «хорошо работать».
Дальнейшее изучение проблемы постановки целей показало, что только 35% респондентов полагает, что руководство организации ставит перед персоналом конкретные цели. Чаще всего это просьба хорошо работать и стараться изо всех сил. Остальные работники либо затруднились с ответом на данный вопрос (20%), либо выбрали ответ – «как когда» (25%).
В ходе исследования нами была выявлена нехватка для персонала информации о работе организации. Сотрудники не знают с прибылью или с убытком работает их организация. Отсюда можно сделать вывод, что персонал организации не уверен в завтрашнем дне и не чувствует себя защищенным.
Положение о действующей системе материального поощрения не знают или знают слабо большинство работников( около 70%). Персонал не информирован и о том, насколько успешно он выполняет порученную работу (67%). Эти показатели должны быть выше, если руководство заинтересовано в улучшении рабочей среды на предприятии.
По результатам исследования системы поощрений в Тульском филиале ПАО МТС (Приложение 3) были выявлены некоторые несоответствия между используемой в организации практикой стимулирования персонала и ожиданиями и пожеланиями самих сотрудников (см. Таблица 2).
Таблица 2
Система вознаграждений в Тульском филиале ПАО МТС
Виды поощрений |
Используются на предприятии |
Следует использовать чаще |
1 |
2 |
3 |
Похвала руководителя |
+ |
|
Публичное признание заслуг (на совещании, на собрании) |
||
Премия |
+ |
+ |
Повышение оклада |
+ |
|
Предложение более привлекательной работы |
||
Предложение более перспективной работы |
+ |
+ |
Перевод в более престижное подразделение |
+ |
|
Повышение по службе |
+ |
|
Расширение полномочий |
+ |
|
Участие в принятии решений |
||
Улучшение условий работы |
||
Организация неформального отдыха (вечера, поездки и т.п.) |
+ |
|
Отгул, дополнительный отпуск |
+ |
|
Направление на учебу, повышение квалификации |
+ |
+ |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
Высокая оценка рабочих качеств работника со стороны руководителя |
||
Направление в престижную командировку |
+ |
|
Фотография на доске почета |
Как видно из таблицы 2, наибольшей популярностью пользуются методы материального стимулирования и мероприятия, дающие возможность повысить квалификацию и образование.
В ходе проведения методики по изучению ценностно-потребностных ориентаций персонала (Приложение 4) выделились следующие приоритетные ценности:
- Благополучие в семейных отношениях – 30%,
- Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности работой – 15%,
- Свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности – 5%,
- Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем – 35%,
- Материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием – 40%.
Среди актуальных потребностей были выделены следующие:
- Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее – 70%,
- Признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда – 45%.
Остальные ценности, не имеют явно выраженного личностного значения.
Уровень соответствия ценностей и степени удовлетворенности потребностей соответствует высокому и удовлетворительному уровням. Правда отмечается наличие проблем из-за несоответствия в таких пунктах, как:
- Личная комфортность и удовлетворенность в жизни,
- Возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий,
- Материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием,
- Свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности.
- Проблемыные зоны наблюдаются в таких вопросах, как:
- Удовлетворенность результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности,
- Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем. Здесь отмечается острая неудовлетворенность соответствия ценностей и степени их реализации.
Уровень психической напряженности, вызванной несоответствием личностных притязаний реальной действительности, находится на удовлетворительном уровне – 60%, но в 15% случаев отмечается переживание дискомфорта.
Поэтому руководителям, желающим воздействовать на трудовую мотивацию своих подчиненных, недостаточно оценить и понять их доминирующие потребности, необходимо создать такие условия, которые будут повышать уровень трудовой мотивации работников и степень их заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов.
Следует отметить, что существует препятствий, мешающих руководителям добиться высокой заинтересованности персонала в конечных результатах:
- низкая зарплата,
- плохая связь системы материального стимулирования и рабочих результатов,
- недостатки в организации труда,
- сложившаяся практика управления, ориентированная больше на контроль и поддержание дисциплины, чем на формирование заинтересованного отношения к делу.
Перечисленные выше недостатки преодолимы являются препятствием на пути формирования высокой мотивации персонала. Однако преодолеть их в масштабах всей организации. довольно трудно. В то время как преодоление других препятствий по силам отдельным руководителям и может быть осуществлено в рамках единичного подразделения.
Выводы об управленческой практике, сложившейся в офисе Тульского филиала ПАО МТС, можно сделать на основе следующие:
- неявная связь системы материального стимулирования и рабочих результатов,
- недостатки в организации труда,
- сложившаяся практика управления, ориентированна больше на контроль и поддержание дисциплины, чем на формирование заинтересованного отношения к делу.
Преодоление некоторых из перечисленных препятствий на пути формирования высокой мотивации персонала довольно трудно и возможно лишь в масштабах всей организации. В то время как преодоление других препятствий по силам отдельным руководителям и может быть осуществлено в рамках единичного подразделения.
3.2. Предложения по улучшению системы мотивации в Тульском филиале ПАО МТС
Для достижения эффективной работы, приносящей прибыль, сотрудники организации должны быть мотивированы на качественную работу с полной отдачей сил. Конечно, особенно в кризисные времена, для персонала одним из основных критериев выбора рабочего места является достойная зарплата. Но как показал нам теоретический анализ проблемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности сегодня все большее значение приобретает нематериальная мотивация сотрудников.