Файл: Сетевая форма организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Можно предположить, что сети чаще образуются тогда, когда:

  • предприятия сталкиваются с быстрыми технологическими изменениями,
  • укороченным жизненным циклом продукции,
  • фрагментированными, специализированными рынками.

В случае, если в отрасли происходят значительные технологические изменения или необходимо быстро вывести на рынок новую продукцию, используя современные технологии, то тогда будет иметь преимущества перед другими формами организации экономической деятельности сетевая структура управления вследствие своей гибкости и инновационности.

Сети являются эффективной и жизнеспособной структурой, если существует много видов деятельности:

  • изменяющихся,
  • взаимозависимых
  • специфических.

Кроме того, партнерские отношения играют важную роль, когда организациям предоставляется возможность использовать специфическую взаимозависимость между действующими субъектами рынка для улучшения их отраслевой позиции. Например, если ресурсы являются общими для нескольких участников, то обязательно сетевая форма организации экономической деятельности будет более эффективной, чем простые трансакции между ними.

 Сценарии развития межфирменных сетей

Доверительные отношения между участниками сети позволяют им обмениваться информацией, которые относятся к их основным правам. Необходимо, чтобы предприятия имели близкие организационные культуры, цели и философию бизнеса для успешного развития партнерских связей. Несовместимость стратегий может быть одной из причин выхода компании

из межфирменной сети. Кроме того, менеджеры организаций должны

отказаться от крайних форм конкуренции и найти схемы взаимовыгодного

сотрудничества.

Причем зависят от издержек стратегической кооперации на рынке

устойчивость партнерств и перспективы их будущего развития. Существует несколько сценариев развития межфирменных сетей [14]:

‑ разрыв сетевых отношений;

‑ прерывание партнерства после окончания конкретного проекта, для

реализации которого оно создавалось;

‑ слияние и поглощение;

‑ продолжение кооперации для решения новых задач.

 В заключение следует отметить, что развитие сетей является важным фактором будущего развития отечественного бизнеса. Как механизм обеспечения устойчивости и инновационности развития и один из основных способов интернационализации российских компаний в условиях глобализации экономики можно рассматривать межфирменные сети.


И, безусловно, в современный период постиндустриального развития

сети играют важную роль в повышении конкурентоспособности экономики.

1.4. Примеры сетевых организаций

Крупнейшая финансовая компания ML представляет собой сеть более 500 связанных между собой брокерских контор, для которых обеспечен прямой доступ к базе данных и ко всем коммуникационным возможностям центрального офиса. Имея при себе результаты работы исследовательских центров компании, а также прямой доступ на мировые финансовые рынки, каждый финансовый брокер, работающий в филиале ML обеспечивает весьма высокую индивидуальную конкурентоспособность.

Еще один пример успешного сетевого взаимодействия - организация "В". Интересный факт, она в принципе не существует как компания, хотя и осуществляет операции на сотни миллионов долларов в год. Проще говоря, это членская организация, союз банков и других финансовых учреждений. Каждая компания - член этой организации владеет только той частью "В", которую создала сама, сформировав портфель держателей карточек. Причем, не "В" владеет своими членами, а они владеют ею.

Примеры подобного рода встречаются и в промышленности. Фирма ABB - гигантская промышленная транснациональная корпорация. Она, естественно, является сетевой организацией и производит:

  • электротехническое,
  • энергетическое,
  • металлообрабатывающее оборудование.

Ее годовой оборот - 42 млрд долл. Причем, 200 тыс. человек, занятых в 70 областях бизнеса, работают в 90 странах мира. АВВ состоит из 1500 независимых компаний, которые в свою очередь имеют в своем составе центры прибыли, общее число которых превышает 6000. Каждый центр прибыли:

  • ведет свой собственный баланс,
  • составляет отчет по прибылям и убыткам,
  • владеет собственными активами,
  • непосредственно обслуживает потребителей,
  • управляется одним менеджером с тремя-четырьмя помощниками.

Фантастическими показателями характеризуется децентрализованная система управления АВВ. Так, центральный офис в Цюрихе насчитывает лишь 150 человек.

Сила фирмы АВВ - в ее сетевой организации. АВВ в полной мере использует преимущества "рычага" знаний, технологических ноу-хау и опыта. Необходимо пояснить, что она является сплавом относительно разнородных производств, размещенных в разных странах мира со специфическими условиями ведения бизнеса. На основе внутрикорпоративной культуры, доверия и обмена каждый центр прибыли может обратиться к любому подразделению фирмы за помощью и опытом в решении своих задач. Все центры прибыли по отношению друг к другу выступают как потенциальные стратегические партнеры. Затрачивая ежегодно на НИОКР около 2,6 млрд долл., что составляет 8% от объема продаж, АВВ добивается максимального эффекта за счет объединения:


  • знаний,
  • опыта,
  • потока новых веяний в сетевой организации.

Другая крупнейшая в мире фирма - FD - организует и ведет строительство крупных промышленных объектов в 50 странах мира. Она не имеет собственных строительных подразделений. В ее обязанности входит только разработка и управление проектами. Являясь гигантской глобальной сетью, направляющей согласованное взаимодействие многих субподрядных организаций, фирма получает доход, который можно сравнить лишь с доходом тех строительных проектов, которыми она управляет.

Аутсорсинг и сетевое взаимодействие - это примеры построения

продуктивного партнерства организаций. Партнерство организаций

представляет собой их организованное взаимодействие для достижения наиболее эффективным путем общих целей.

Стратегические содружества - явление не новое. Стратегические содружества нацелены на получение каждым партнером преимуществ и выгод от:

  • кооперации путем рационального распределения функций,
  • активного использования стратегических преимуществ,
  • ключевых компетенций каждого партнера в условиях взаимосогласованного действия на рынке,
  • использования разнообразных форм современного партнерства участников рыночных отношений.

Как координацию их деятельности по важным и перспективным направлениям, так и выражение в особой форме бизнеса, может представлять собой партнерство организаций. Здесь имеет место объединение ресурсов нескольких субъектов, в результате которого возникает солидарная ответственность за работу по использованию этих ресурсов.

Партнерство часто формируется на основе договора, которым

регулируются:

- функции,

- права и обязанности участников,

- порядок возмещения общих расходов,

- распределение прибыли и других благ,

- сроки действия,

- условия роспуска.

Партнерство ведет к созданию таких особых форм, обеспечивающих длительную кооперацию, как:

  • межфирменные объединения различного рода,
  • отраслевые союзы,
  • научно-исследовательские консорциумы,
  • межотраслевые и региональные сети сотрудничества.

Преимущества сетевых организаций можно охарактеризовать следующим образом [6,17]:

1. Освоение новых навыков или знаний проходит гораздо лучше, чем в иерархической организации. Это возможно только потому, что сетевая форма предлагает разнообразие процедур поиска, чем иерархия. При этом обеспечивает участников более подробной и комплексной информацией, чем рынок. Это достигается двумя путями:


– стимулированием обучения за счет обеспечения быстрого распространения полезной информации;

– стимулированием синтеза новых знаний и информации на основе уже существующей у членов организации.

2. Правомочность или статус сетевой организации, в большей степени, чем у традиционной организации, определяется статусом ее членов. И наоборот, статус сетевой организации легко распространяется на ее членов. Эта правомочность или статус могут в свою очередь иметь определенные экономические преимущества для участников, связанных, например, с ее:

  • выживанием,
  • ростом,
  • прибыльностью.

3. Экономические преимущества сетевой формы организации проявляются в некотором снижении транзакционных издержек по сравнению с традиционной командно-иерархической формой. Однако главным преимуществом являются не стоимостные, а качественные изменения. Например, более высокое качество продукции как следствие лучших коммуникаций между покупателем и поставщиком по вопросам, имеющим

отношение к качеству. Другой пример – повышение адаптивности

сетевой организации к непредсказуемым изменениям в окружающей среде.

4. Среди других преимуществ отмечается возможность сетевых

организаций ослаблять внешние ограничения или неопределенность путем усиления своих связей с конкретными источниками, от которых эти ограничения зависят. Сетевая организация фактически является сетью малых фирм или производителей, что дает индивидам в сравнении с крупными бюрократическими формами организаций:

  • большую автономность,
  • меньшее неравенство в распределении богатства
  • усиливает дух сообщества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сетевые организации сегодня являются одним из современных и часто используемых направлений для развития и поддерживания бизнеса в целом. Несомненно, сеть обладает рядом перспектив, и положительными факторами, которые помогают маленьким организациям экономить полученные ресурсы, конкурировать на рынке. Именно поэтому все больше крупных компаний:

  • предлагают такой вид сотрудничества,
  • обмениваются опытом,
  • предоставляют современное оборудование,
  • помогают достичь новые цели уже в сетевой форме.

2. Организация сетевого предприятия


2.1. Сетевая форма организации гостиничного бизнеса

Глобализация приводит к тому, что в мире практически стираются международные границы, укрепляются связи между компаниями в разных странах и на разных континентах, что открывает неслыханные ранее возможности для администраторов гостиниц. Глобализация:

- вынуждает компании расширять сферу деятельности,

- охватывать новые рынки,

- перенасыщать гостиничные рынки конкретных территорий.

Именно на современном этапе особо остро встал вопрос о том, что единственным выходом для индивидуальных и небольших локальных предприятий становится либо:

  • вступление в уже существующее сетевое гостиничное объединение,
  • самостоятельное объемное ограниченное расширение,
  • глобальное расширение для сохранения своих позиций на рынке.

Путешественники при выборе средства размещения руководствуются понятием:

  • стандартизации комфорта,
  • безопасности,
  • наиболее выгодного с финансовой точки зрения предложения.

А это в значительной степени ставит на передний план международные гостиничные сети, которые очень знакомые потребителю. А так же те, у которых есть возможность снизить цены на проживание за счет известности своего рынка, перед национальными компаниями. Причем, эти компании предлагают неизвестный продукт, который никоим образом не может гарантировать цену и качество. Как единственной эффективной на современном этапе развития сферы услуг законно можно представить идею сетевой формы организации гостиничного бизнеса. Одновременно хорошо было бы провести анализ возможных вариантов расширения гостиничного предприятия в рамках сетевой предпринимательской структуры.

На современном этапе явно прослеживается тенденция стремительного роста международного туризма. По оценкам всемирной туристской организации ЮНВТО к 2020 году число международных туристских прибытий достигнет 1,6 миллиарда человек. [12] Объективно, средства размещения занимают центральное место в сфере туризма, выступают ее базовым элементом. Обладают наибольшей способностью побуждать мультипликативный эффект воздействия на смежные отрасли национальной экономики именно услуги размещения. Это подтверждают и данные о том, что 68 % всех доходов от туризма и до 65 % всех занятых в туризме приходятся на сферу размещения.

Услуги размещения вынуждают выдерживать натиск большого числа конкурентов, прибывших из - за рубежа, индивидуальные национальные гостиничные предприятия. При этом они хотят выиграть за счет экономии денег в силу своей масштабности и структурированной системы управления. В этой ситуации индивидуальные национальные гостиничные предприятия сталкиваются с трудностью вызвать доверие потребителя.